Гонконг

Текст:
Григорий Лейзенберг
Фото:

В декабре 2009 года мне предложили новогоднюю поездку в Гонконг. Других вариантов не было, дома оставаться не хотелось, и я принял предложение, отправившись в Гонконг вместе с дочерью Анной.

Несколько слов о Гонконге. Самые первые жители острова и окружающих земель появились в этих местах очень давно, несколько тысячелетий назад. Мы посетили одну из деревень, где эти люди до сих пор живут. Бросилась в глаза бедность местного населения на фоне находящегося рядом процветающего мира. Почему-то островитян многие годы преследовали, не пускали в города, запрещали изучать китайский и английский языки. Национальность их называется тхай-о и они, скорее, близки к филиппинцам, сайпанцам и другим народам, заселяющим острова Тихого океана. Позже в этих местах появились китайцы, а в 19-м веке в результате так называемых опиумных войн сюда пришли англичане, сначала получившие по договору остров Гонконг, затем полуостров Коулун, а в конце века ещё и прилегающие окружающие территории, названные Новыми. Вот эти три части, а также окружающие их многочисленные острова и являются современным государством Гонконг, с 1997 года находящимся под юрисдикцией Китая, но сохранившим капиталистический строй и почти все атрибуты оазиса западной культуры в Юго-Восточной Азии.

Находились мы в Гонконге неделю, но самым запоминающимся был первый день, 31 декабря, когда нашей немногочисленной группе был предоставлен большой туристский автобус, а главное, экскурсовод Пенни, приятный и услужливый молодой гонгонгский китаец. Ранним утром нас привезли на окаймлённый современными высотными зданиями пустынный пляж (зима всё-таки!) с удивительно чистой и спокойной водой.
Гонконг как раз и получил развитие за счёт своих огромных и редко затрагивающихся штормами бухт. Конечно, мы мечтали искупаться, почти у всех даже были с собой купальные костюмы, но только наша туристка Наташа решилась намочить ноги.

А китайцы купались! Было пасмурно и безветренно, дышалось легко, настроение было прекрасным. Очень удачно в территорию пляжа вписалась выставка различных китайских фигур. Я видел много разных выставок в Китае, эта была далеко не худшая. Особенно помогали осмотру комментарии нашего молодого гонконгского друга. Показывая наиболее интересные фигуры, Пенни одновременно рассказывал историю этих территорий. Запомнился его рассказ, как в годы культурной революции хунвейбины «убили» старый китайский язык, и что это практически не затронуло Гонконг, бывший в те времена английским. «Убит» в Китае был не только язык. Когда после грязного и вонючего Харбина с его наглыми курящими таксистами, не соблюдающими элементарных правил дорожного движения, обманывающими самым подлым образом и нас, русских, и своих соплеменников, после Саньи с её продавцами и официантами (а ведь это географически близко, а де факто и де юре — одна страна), которые легко обманывают своих клиентов, попадаешь в Гонконг, где тебя окружают совсем другие, доброжелательные и понимающие китайцы, понимаешь, что дело совсем не в национальности. В Гонконге в каждом такси весит табличка, закурил — заплати 5 000 гонконгских долларов, и такие таблички висят не только в такси. Дело здесь не во вреде курения, а в том, что один человек не имеет права мешать дышать и жить другому, и это охраняется законом, который соблюдается.

Дальше наш путь лежал в рыбацкую деревушку с названием Маленький Гонконг, окружённую небоскрёбами, здесь же нас покатали на катере и на сампане, это такая китайская рыбацкая лодочка — джонка. После этой увлекательной прогулки захотелось есть, и нас накормили блюдами так называемой гонконгской кухни (это смесь многих кухонь) в очень известном китайском плавучем ресторане Джумбо.
Потом наш путь лежал на пик Виктория, самую высокую точку острова Гонконг. Туда мы поднялись на автобусе, затем пешком. Обратно спускались на горном трамвайчике. Вид с горы на бухту очень впечатляет, но нам не повезло с погодой, небоскрёбы были в тумане, но как раз это и придало виду сказочность и торжественность.

А в семь вечера мы поехали встречать Новый год, и были приятно удивлены, видя, что для гонконгских китайцев это тоже грандиозный праздник.
Улицы были запружены гуляющими и радующимися людьми. С кафе, которое для нас было выбрано для встречи самого большого в году праздника, мягко говоря, не повезло. Несмотря на заплаченную нами высокую цену, стол был накрыт на террасе на сквозняке, куда более заслуженные и уважаемые гости кафе выходили покурить. Было очень холодно, нас не спасали даже свитера и куртки. В течение получаса нам принесли немного хлеба и довольно мерзкие напитки. За последующие полтора часа только я один четырежды просил у официантов хлеба, который тут же расхватывался замёрзшими и голодными хабаровчанами, то есть нами, и стол опять становился пуст.
Ближе к Новому году принесли несколько блюд, но это никак нельзя было назвать праздничным столом. К счастью, холод и голод не смогли испортить праздник. Мы с дочерью были вместе, танцевали, знакомились с "иностранцами", кушали уже не на террасе, а за их столами, действительно праздничными. Узнавая, что мы с Анютой из России, нас бурно приветствовали австралийцы и американцы, скандинавы и местные гонконгцы. Вечер был спасён, и не последнюю роль в этом сыграла приобретённая мной за бешеные деньги литровая бутылка виски, с которой я не расставался, пока в ней что-то было. Сначала литровка помогала бороться с местной зимой, а позже, уже в тепле, сплачивала нас с другими народами. Группа наша уехала, только Наташа рискнула с нами остаться, напрочь затмившая своими танцами всех местных. Праздновали мы почти до утра, как и положено представителям великой страны.

А на следующий день, 1 января, мы поехали в Диснейлэнд. Появилось местное солнце, приветствуя Новый, 2010-й год, и мы наконец-то сняли куртки. Порадовала нас только погода. Увы, гонконгский Диснейлэнд ничего нового не открыл, он уступает своим старшим братьям из Токио, Парижа и Лос-Анжелеса, в том числе и по размерам.
Последующие дни были не столь насыщены, экскурсий больше не было, мы были предоставлены самим себе. Поначалу немного взгрустнулось из-за того, что не увидим всех красот этой земли, но решили не расстраиваться и довольствоваться тем, что было доступно.
Гонконг, как мегаполис, как бы делится на две части — одна на острове, где мы и проживали, вторая на полуострове Коулун, куда мы попадали, пересекая бухту на знаменитом пароме Star Ferry. Ходит он часто, стоимость проезда в расчёте на наши деньги рублей семь. Плыть на пароме одно удовольствие. С обеих сторон небоскрёбы, их панорама просто завораживает, этот вид вполне сравним с видами Нью-Йорка, Шанхая и Токио.

Впечатляет набережная Коулуна. Она не очень длинная, но явно присутствует чувство стиля и законченности. Дом-шар (Музей космоса), башня Тауэр, сделанная под старину в английском стиле, аллея знаменитых китайских кинозвёзд, огромный торговый центр, порт, где стоят громадные океанские лайнеры, и там же лучшие гонконгские рестораны. Все эти здания и достопримечательности прекрасно дополняют друг друга, а вечером к ним ещё добавляется "Симфония света" — захватывающее мультимедийное представление, самое крупное и продолжительное в мире светозвуковое шоу. С обеих сторон порта Виктория тридцать высотных зданий, украшенных огнями, вспыхивают мириадами красок! Создаётся впечатление, что весь Гонконг одно живое существо!
Ещё мы катались на открытом двухэтажном автобусе по Коулуну, и тогда Гонконг приоткрылся для нас ещё одной стороной. На фоне блистательных зданий вдоль набережной небоскрёбы прошлых поколений выглядят весьма убого, и видно, что в этих покарябанных временем высотках живут не очень богатые люди. Также мы побывали на различных базарах. Если сад птиц и ряды с аквариумными рыбками не поразили нас, то рынок цветов остался в памяти, особенно своими орхидеями.
Немного хочу рассказать о магазинах Гонконга. Я не шопник, и мне трудно оценить качество, выбор и цену гонконгских товаров. Магазины там огромные, красивые и современные. Покупать товар удобно, продавцы доброжелательны. Очень много распродаж, причём самых известных мировых брэндов, чего практически нигде больше нет. Магазины полны людей, всё раскупается. Дочь присмотрела себе платьице и сразу не купила, а на утро его уже не было. Немаловажно и то, что в Гонконге нет пошлин, и все зарубежные товары дешевле процентов на пятнадцать.

Была у меня еще задача — красиво отпраздновать день рождения Анюты, 3 января. Для дочери всегда важно было, чтобы её поздравило как можно большее число людей. Несмотря на мои напоминания, группа как-то об этом забыла, кроме нашей Наташи, а телефон Анюты забарахлил. Но всё закончилось как нельзя лучше. И ресторан был превосходный, и обслуживание, и кухня (испанская, но почему-то даже вкусней, чем в Испании). А компания была просто идеальной. Из соседнего Шеньчженя на торжественную вечеринку приехало руководство журнала "Лучшее в Хабаровске" — Евгений Лаврин и Ольга Сурикова. А в конце вечера гонконгские официанты преподнесли имениннице очень красивый испанский тортик со свечами, за счёт заведения!
А тут ещё заработал телефон, и счастье дочери было полным.
Жаль, конечно, что не увидели мы знаменитых гонконгских и коулунских садов, храмов, самого большого в мире сидящего Будду, самой длинной в мире канатной дороги, современных прекрасных парков на Новых территориях и много чего другого, но могу сказать, нам с дочерью было очень комфортно в Гонконге, и мы всем советуем съездить туда.