Норвегия - дорога на север

Текст: 
Григорий Лейзенберг
Фото: 
Григорий Лейзенберг

 

Мне очень везёт, каждое новое путешествие не похоже на предыдущие.  Поездку в Норвегию не сравнить ни с одной другой. Всего восемь дней провёл я в этой стране, а впечатлений и фотографий столько, что хватило бы на книгу и большой фотоальбом. С чем и кем я теперь связываю Норвегию?

Прежде всего это фьорды- морские заливы, длинные (до двухсот километров!) и узкие  (до пяти километров). Их окружают высокие горы необычайной красоты. Высота гор до двух километров, удивительное зрелище, как они отражаются во фьордах.

Норвегия - это и ледники, резко переходящие в бурные горные речки, падающие отвесно вниз на сотни метров, и заснеженные вершины, и горные и равнинные озёра, в которых вода с каким-то особенным северным блеском. Это большие и маленькие паромы, работающие как часы, огромные океанские лайнеры, кажущиеся ещё большими из-за узкости фьордов. Это туннели, которых здесь великое множество, внедорожники, как правило, старые и надёжные, бегущие по идеальными дорогам одиноко или в редком потоке машин, это огромные скандинавы-байкеры (а часто и скандинавки,отличить их порой невозможно), несущиеся на большущих мотоциклах с невероятной скоростью и ревом. Это невысокие тёплые дома с густо растущей травой на крышах, деревянные, без единого гвоздя, древние сельские церкви с совершенно необычными деревянными израсцами. Это знаменитые свитера(мы прикупили их несмотря на весьма высокую цену), шерстяные носки и шапочки с шарфиками. Норвегия это и гуляющие, где только можно, домашние и дикие животные, совершенно не боящиеся людей.  Наконец, это сами норвежцы, бывшие викинги, прадеды которых открыли Америку, северный и южный полюса, большие и коренастые люди (говорят, они сразу рождаются с лыжами на ногах), одетые по-походному в горные ботинки, лёгкие тёплые куртки, с рюкзаками за плечами и конкретно помешанные на спорте и экологии. Это сёмга с треской, китовое мясо, изумительный на вкус козий сыр (в других странах он не такой вкусный), необычайно сладкие и большие клубника и черешня, это дорогой и труднодоступный в выходные алкоголь, включая и пиво в сельской местности, и это ещё страна роз и фруктовых деревьев. А в последние полвека Норвегия это нефть и газ, за короткий срок превратившие, благодаря разумной правительственной политике, отсталую и малонаселённую окраину Европы в страну развитого социализма, но не на словах, а на деле.

В общем, Норвегия - это сказка. Недаром главные символы страны - злющие и шкодливые маленькие лесные жители тролли. И, конечно, Норвегия - страна туризма (таковой она стала лишь в последние тридцать лет).

Туристических маршрутов в Норвегию великое множество. Мне удалось выбрать один из лучших. Прямых авиарейсов из наших столиц в западную Норвегию сейчас нет, поэтому мы летели через Ригу. В Латвии были  один день  пути туда и один день на пути обратно. Впечатлений много, но это уже отдельная история, достаточно грустная, ведь бывшая советская республика переживает не лучшие свои времена. В Берген, столицу Западной Норвегии, прилетели поздно вечером. Было немного прохладно, светло(белые ночи!) и безоблачно. Группа пошла спать, а мы, несмотря на усталость, побежали осматривать город. Дома, набережная и море просто убили нас своей необычной красотой. Нечто подобное я видел в районе Соловецких островов, но это что касается природы. А что создано людьми, поражало. Фотоаппарат я, на ночь глядя, оставил в номере и очень об этом пожалел. Под утро начался проливной дождь, который не прекращался до самого нашего отъезда из Бергена. Позже нам рассказали, что солнце в Бергене необычайная редкость, его ещё называют город зонтиков. Здесь всегда дождь и тепло. Город находится в котловине, окружённый  семью холмами с трёх сторон и Северным морем с четвёртой. Гольфстрим несёт сюда влагу и теплый воздух, а горы их задерживают. Считается, что Бергенские дожди особенные, они не вызывают раздражение и депрессию, а дома даже в туман или ливень как-то по особенному красочны. Бергену около тысячи лет. Здесь жили короли, а почти семь веков назад  обосновался знаменитый Ганзейский купеческий союз, и Берген стал самым крупным городом Скандинавии. Союз Ганза состоял в основном из немецких и голландских купцов, он охватывал почти весь север Европы, включая часть России. Внутри союза не было пошлин, была единая валюта. Ганзейцы объявляли войны крупнейшим европейским королям и побеждали! Нынешний Евросоюз явно создан на базе ганзейского( сравнение опасное, ведь просуществовав двести лет, союз Ганза умер!). Район порта и ни с чем не сравнимых ганзейских домиков называется Бригген, а набережной так  и оставили имя Ганзейская, она по своему виду и красоте неповторима, а в сочетании с рыбным рынком является лицом западной Норвегии. По утрам рыбаки привозят сюда свежий улов, а уже через два часа рыба и морепродукты продаются в жареном и пареном виде. Вкусно всё необычайно, особенно традиционный норвежский бутерброд. Здесь же самые большие в Норвегии центры по продаже сувениров(больше всего троллей!) и шерстяных изделий.  Несмотря на дождь, мы всё же осмотрели центр Бергена и проехались на туристическом открытом поезде, оснащённом наушниками с синхронным переводом, в том числе и на русский язык. В путеводителях пишут, поднимитесь за восемь минут над городом на фуникулёре и Вы увидите такое! Мы поднялись и...не увидели ничего, кроме тумана. Пришлось полчаса помокнуть, чтобы увидеть при небольшом прояснении контуры города и бухты.

Берген - крупнейший в Норвегии туристический центр, именно от него начинается большинство поездок по стране фьордов и троллей. Несколько часов мы ехали на север к самому длинному фьорду мира Согнефьорду(его длина 204 километра!) делая редкие остановки в красивых местах. Самая большая остановка была в местечке Флом где находится уникальная горная железная дорога,посредством которой многие туриста перемещаются с востока страны на запад. Дорога идёт почти вертикально верх, при этом поезду приходится преодолевать 20 туннелей. Закончилась она на высоте, где уже не было деревьев и дул холодный ветер. В одном месте поезд сделал остановку, нас ждал сюрприз. На фоне красивейшего водопада метрах в двухстах от нас под красивую песенную сагу вышла девушка с длинными русыми волосами. Стоит жить, чтобы такое видеть и слышать!

Кстати, дождь  при этом не переставал. А ещё подумалось, не один ли народ норвежцы и русские, есть ведь такие версии! Ночь провели в посёлке, окружённом лесистыми сопками. Нас ждали ещё три сюрприза, поездка в соседнюю деревню, где мы осмотрели древнюю норвежскую деревянную церковь, очень необычную по своему виду, таких в стране из трёхсот осталось всего тридцать.

Понравилась и сама местность вокруг, зелёные, ухоженные с аккуратно подрезанной травкой луга(их называют швейцарскими) были словно с картинки. 

На ужине какой только рыбы,приготовленной в разных видах,не было! Ну и наконец необычайно мягкая постель в номере, поневоле вспомнили Китай с его жёсткими гостиничными перинами. Умиротворение было полным, хотя дождь продолжался. А утром после 50-километрового автобусного пробега нас ждали первый паром и первый фьорд. Стоя на верхней палубе и закутавшись во все противодождевые одежды с зонтиком в одной руке и фотоаппаратом в другой я впервые порадовался плохой погоде (повторно я ей порадовался, когда покорял ледник, виды были сказочно неземные, отснять все не удалось, фотоаппарат изрядно припотел).

Насмотревшись вдоволь чудных покрытых туманом скал со стекающими водопадами и сильно промокнув, мы пошли в так называемую кают кампанию парома и там разговорились с женщинами-путешественницами из какой-то другой группы. Мнение наше совпало, да всё красиво, но уже достаточно. Достали эти однообразные горы, фьорды и водопады, можно уже возвращаться в Россию. Мы очень ошибались, впереди нас ждало ещё много чудес: восхождение к знаменитому леднику Бриксдайл, участие в популярнейшем джазовом фестивале в городке Молде, уникальный по своей архитектуре город Олесунн, ночёвка в рыбацкой деревне на маленьком островке в океане, которую превратили в дорогущий отель, круиз по красивейшему Гейрангерфьорду, путешествие по уникальной Атлантической дороге, с которой открываются бескрайние океанские просторы и наконец самый популярный туристский маршрут Норвегии  - захватывающее путешествие по знаменитой лестнице троллей, где ехать просто страшно, дорога поднимается по горному склону одиннадцатью крутыми петлями.

Читайте  продолжение в октябрьском  номере "Лучшего в Хабаровске"!

14
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии