История душевных поисков одного художника

Текст: 
Ольга Привалова

Творчество хабаровского художника Александра Михалевича можно сравнить с океаном  жизни, в который стекают реки и ручейки воспоминаний, впечатлений, и этот океан впечатляет многообразием жизненных сюжетов.

На его выставках зрители с интересом рассматривают, удивленно узнавая  улицы, деревянные бараки и бетонные обезличенные «коробки», мосты, пруды, громадные металлоконструкции... А ведь жанр бытописания сейчас редко встретишь. Однажды в мастерской художника произошёл любопытный диалог с англичанином. Тот увидел на холсте группу «Битлз», убедительно напевающих что-то на фоне дальневосточного пейзажа. Гость издалека решил, что мир до сих пор не знает о посещении знаменитой группы нашего края. В картинах художника действительно как будто звучит музыка легендарных кумиров о любви, нежности и слегка ностальгии по некому идеалу. В его изобразительной эпопее есть противоречивый опыт нашей жизни, и всё же его картины наполнены Гармонией и Любовью.

Но сам художник Александр Михалевич сдержан и не сразу согласился на интервью:

— Я скептик по отношению к публике: я  им зачем?  Художник говорит на своём языке, можно ли среди публики найти родственную душу? Мои взгляды на искусство классические: всё, что имеет отношение к нему является серьёзным. Искусство не принимает поспешность, суету, оно требует тишины и сосредоточения.

— Но Вы же делаете выставки? В ваших картинах много любви: буквально вылеплена античная красота в изображении человека, танцующие девушки, молодые музыканты, романтический юноша с гитарой, а хлопотливые полёты птиц, даже гуси трогательно вытягивают шейку, а мечта — корабль, плывущий по небу, — всё излучает особое лирическое состояние!
— Да?! Специально о любви  не сочиняю. Скорее размышляю о взаимоотношениях мужчины и женщины, отца и сына, матери и ребёнка — о том, что является именно источником жизни. Конечно, стремишься выразить личный мир по-особенному. Поэтому и разные сюжетные линии: например, рядом с мужчиной и женщиной поющий кот, или баба с козой, а за ними спящий дед, жизнь соседей в окружении домашних цветов, бегущий мальчик по полю. Это не просто детали, а взаимосвязь более интересная, расширяющая понимание о жизни. Наша сиюминутная жизнь выстраивает вообще человеческие отношения. В картине «Свет далёких звёзд» вокруг юноши слова из зарубежных песен. Сейчас трудно представить, что когда-то было запрещено современное зарубежное искусство, и мы как откровение воспринимали каждую ноту той далёкой культуры. Мы, например, мечтали свободно выбирать и слушать  музыку, смотреть искусство. В детстве мы плохо понимаем родителей, но в какое-то время можем опоздать с объяснением любви к ним. В жизни мечта и стремление к её воплощению более существенны, чем глупое выяснение «кто более прав». Моё внутреннее убеждение, что приходя на Землю, каждый создаёт свою собственную молитву. Это может быть и любовь к детям, и любовь к  женщине, к своему делу. В одной из картин художник с мольбертом в эпицентре образов жизни, и не столь важны его сугубо личные ощущения «счастлив он или нет», а главное найти свой художественный путь, понять что-то о человеке. Любовь просто не даётся, она оставляет рубцы также, как и без потерь в детстве, юности невозможно. Это и первая любовь, первые расставания, разочарования — мы  мучительно становимся сами собой.Для этого необходимо преодоление. У художника преодоление связано с поиском соответствия формы и содержания.

— Внешне как будто нежность растворилась в вашей живописной палитре, женские образы и хрупкие, и задумчивые — им сопутствуют Ангелы, вообще, человеческий мир и библия сплавлены — идиллия?
— В картинах не должно быть агрессии, разрушения, только сила светлого начала, истинно человеческого. Эмоциональное может быть выражено и через свет. В творчестве должна присутствовать вера, человеческая доброта. Символ — свет. Поиск светоносности — мой путь  исследования мира. В искусстве художник имеет возможность уйти в глубину времени. Мы наследники культуры всех прошедших времён, но чувства и переживания у нас такие же: женщина всегда поймёт образ Богоматери, а девушка мечты всегда Ангел. Сейчас много формального в искусстве, где не затрачена душа. Необходимо задавать вопрос: зачем ты это делал, что находится за той или иной краской, что ты за человек? Детство провёл в этом бараке, вот улица, по которой хожу, в этих домах живут люди, они любят и не любят — жизнь как протяжённость чувств. То, что человек переживает и есть событие. В картинах  путешествую со своими впечатлениями. Искусство — это история душевных поисков, процесс познания самого себя. Для художника главное, чтобы картина родилась, а у неё есть процесс зачатия, созревания и рождения, как у человека, да и у наших чувств.

Дом, в котором ты живёшь. Триптих. Центральная часть.  Холст, акрил, масло

Жизнь в ожидании Огненного Дождя. Триптих. Ковчег. Центральная часть
 

Жизнь в ожидании Огненного Дождя. Триптих. Надежда. Правая часть

Тихий ангел. Холст, акрил, масло.

Апрельское утро. Холст, акрил, масло. 

Надежды маленький оркестрик.Холст, акрил,масло.

41
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

нина Дун

27.05.2012 - 22:52

Благодаря картине я очутилась

Благодаря картине я очутилась в детстве, юности в Бикине. Саша вспомни меня!