Театр Драмы: 65 лет в диалоге со зрителем

Текст: 
Наталья Ангарская, руководитель литературно-драматургической части театра

 

За время своего существования Хабаровский краевой театр драмы поставил около 400 пьес русской и зарубежной драматургии. Неизменное внимание к насущным, живым вопросам обеспечивает ему самое главное – любовь зрителей. Ведь именно свойство искренне говорить со сцены о том, что во всякое время волнует людей и влечет их сюда. 16 марта театру исполнится 65 лет.

К. Райкин, В. Никулин, Ю. Кузнецов с артистами театра после спектакля "А поутру они проснулись" (начало 1980-х гг.)

Когда в конце XIX века Хабаровск посетил Антон Павлович Чехов, он заметил, что «процент интеллигенции здесь больше, чем в других губерниях». Неудивительно, что уже в том, совсем юном, городе давались спектакли любительских и профессиональных трупп.

Позднее были открыты первые городские театры:в 1926 г. - первый в стране театр комической оперы (сейчас это музыкальный), в 1944-м – юного зрителя.

Вопрос об организации театра драмы в горсовете рассмотрели в 1930-е годы, но только после окончания Второй мировой войны ему было передано помещение клуба НКВД в здании, знакомом хабаровчанам под именем «Дом коммуны». Из Москвы получили необходимое оборудование для сцены и технических цехов, смонтированное в короткие сроки, и тут же приступили к репетициям.

Торжественное открытие состоялось 16 марта 1946 г. спектаклем по пьесе А. Утевского «Памятные встречи». Следующей постановкой была «Кому подчиняется время» бр. Тур и Л. Шейнина, затем - «Грех да беда на кого не живет» Александра Островского, «Зыковы» Максима Горького, «Собака на сене» Лопе де Вега…

Из воспоминаний народного артиста России Эдуарда Мосина: «Впервые мальчишкой в 1951 г. я пришел на спектакль «Ревизор» и театром заинтересовался. Но вот здание… Оно производило тяжелое впечатление. Зал большой, но темный, люстры почему-то не было и лишь с одной стороны горело 12 лампочек. Наводил ужас и балкон (никакого бельэтажа не было) - с наклоном и решеткой. Я всегда боялся, что оттуда можно упасть и искал местечко в партере. А когда я в 1960 г. был принят в труппу театра, всё уже выглядело достойно».

Главный режиссер Н.А. Мокин (в центре) с артистами театра после репетиции (начало 1980-х гг.)

По мере своего взросления, театр делался всё более любим публикой. Шестидесятые вообще считаются временем расцвета театрального искусства (достаточно вспомнить столичные БДТ Георгия Товстоногова и Таганку Юрия Любимова). Не обошел этот волнительный период и наш театр. Результат – успешные гастроли в Москве в 1965 г. Столичная критика тех лет высоко оценила постановки «Ярость» Е. Яновского, «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта и другие. Конечно, прежде всего, это была заслуга главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РСФСР Я. Цициновского, собравшего талантливую труппу. Анастасия Неведрина, Алексей Егоров, Михаил Храбров, Михаил Митин, Нина Медведева, Валерий Шаврин, Виктор Михайлов, Мария Барашкова, Михаил Воробьев, Светлана Глебова, Раиса Шляхова, Елена Паевская, Мирослав Кацель, Эдуард Мосин – эти имена накрепко связаны с драмтеатром.

Сегодня театр уверенно смотрит в будущее. К открытию юбилейного сезона чаяниями нового художественного руководителя, заслуженного работника культуры России Н. И. Евсеенко была проведена колоссальная работа по внутреннему благоустройству здания: вестибюль, зрительный зал, сцена, фойе – всё новое. Изменилось и название – теперь это театр драмы и комедии. И не случайно, ведь в репертуарной политике руководство стремится к жанровому разнообразию, которое, с одной стороны, поможет раскрыть индивидуальность актеров, с другой, даст людям возможность выбрать спектакль. Хабаровскому зрителю в силу его природной интеллигентности (той самой, которую совершенно не напрасно подметил Чехов) обновленный театр, безусловно, придется по душе.

В репертуаре в равной мере присутствуют классические и современные постановки. Настоящим событием стала премьера бессмертной комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, поставленной московским режиссером Никитой Ширяевым. Второй премьерный спектакль сезона - «Примадонны» (по пьесе американского драматурга К. Людвига); режиссером его выступил также приглашенный талантливый Максим Кальсин.

В классике акцент сделан на тонкие психологические отношения, на разговор человека с самим собой, в современных постановках идет диалог о сегодняшних проблемах. Диалог со зрителем – это и утверждение, и спор, и размышление, и сомнение. Но это и то, без чего невозможен современный драматический театр.

Как считает руководство, театр, опираясь на традиции, должен оставаться умным и современным, но при этом стать зрелищным и праздничным. Именно новую атмосферу – праздника и зрелищности – уже ощутила публика, побывавшая на спектаклях в этом сезоне.

Справка
Первый театральный сезон в Хабаровске открыло «Товарищество драматических и оперных артистов» в 1894 г. С этого времени началась история городского драматического театра.

В 1933 г. Хабаровский городской совет впервые рассмотрел вопрос об организации стационарного драмтеатра. Но только после окончания Второй мировой войны, в 1946 г., театру было передано помещение клуба НКВД в уникальном здании, знакомом хабаровчанам под именем «Дом коммуны». Первым художественным руководителем стал П. Харлип, главным режиссером - Ф. Бочаров, главным художником - М. Цибаровский.

40
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии