Ювелирных дел мастер

Текст: 
Светлана Майорова

 

Трудно найти в наше время человека, который никогда не носил перстенек, сережки, цепочку, зажим для галстука или, наконец, запонку. Сейчас многие стремятся к индивидуальности, даже в выборе украшений. Времена, когда «все как один» ушли, но оставили в наследство интересное поколение - первых ювелиров свободного рынка.

Ювелир Владимир Верхотуров много лет в своей работе не делает различий между увесистым золотым колье и скромным кулоном. Всё нужно делать с душой, считает он. А началось всё в детские годы, когда друг отца, геолог, увлеченно рассказывал о камнях. Самому Владимиру Николаевичу в геологии довелось поработать недолго.

- Я успел проработать только три года до 1990-х, когда геология стала никому не нужна. Работал в Дальнегорске вместе с приятелем из Москвы, он уже тогда десять лет занимался ювелирным делом. Не просто ювелир - самородок, потому что нигде не учился этому ремеслу. И вот он как-то привез в Дальнегорск оборудование, посадил меня рядом и заставил работать. Первое украшение я три дня паял, мучился, мой новоявленный наставник сразу дал сложную работу - трехуровневую подвеску. Я ее тогда так и не продал. Через три месяца одной девушке понравилось мое кольцо, и я, польщенный вниманием, не стал его продавать - просто подарил его ей.

За три года на рудниках я собрал неплохую коллекцию, но в тяжелые перестроечные времена ее пришлось продать. Было, конечно, жаль, и дело не в количестве камней, а в том, что они были коллекционные. Это особая каста – неважно, драгоценные они или самоцветы. Обычно камни после их добычи обрабатываются, а коллекционные остаются в извлеченном виде.

Сегодня ювелирам можно найти и заказать всё, что пожелает клиент и позволит его кошелек. Бриллианты, изумруды, сапфиры приходят спецсвязью. С поставщиками-однодневками уважающие себя ювелиры не работают. У Владимира Николаевича был случай, когда по заказу пришли мелкие бриллианты, такие сложно проверить «на глазок». Когда начали работать с «ценным сырьем», оказалось, что вместо бриллиантов прислали искусственный фианит. Доверяют мастерским свой товар и ювелирные магазины. Обычно каждая партия товара тщательно проверяется, и, если где камешек шатается или застежка ненадежная, приносят ювелирам, чтобы они привели изделие в порядок. Подделки обычно обнаруживаются не среди залежей специализированных магазинов, а в шкатулках клиентов. Это даже не столько подделки, сколько заблуждения самих владельцев украшений.

- Как-то мне принесли сломанное золотое колье и попросили что-нибудь сделать из драгметалла, а камни вытащить и оставить себе, - вспоминает Владимир. - Когда начал работать, заподозрил, что камни непростые. Стал проверять на приборе, оказалось, это бриллианты, а там их было штук восемьдесят и самые крупные - четверки в диаметре. Колье, конечно, не старинное, сделано в 60-е годы в Одессе, но стоимость камней и золота была велика. А валялось колье у них, как потом выяснилось, в сарае, в старом сундуке бабушки. Когда я понял, что держу в руках состояние, сказал приемщику, чтоб вызывал хозяев.

- И не возник соблазн оставить камни себе, ведь владельцы колье сами отдали?
- Нет, я брать чужое не могу. Люди приехали, я объяснил им всё, они с вытаращенными глазами сгребли свое неожиданное богатство. И тут я перехватил нерешительно-подозрительный взгляд, устремленный в то место, где не хватало двух камней. Может, из-за небрежного хранения выпали, может, еще при жизни бабули потерялись. В общем, вместо благодарности я еще и под подозрение попал. Потом узнал, что они возили колье в Москву в антикварный магазин, но его не взяли, ведь это не антикварная вещь и к тому же смятая в одном месте. Куда они потом его дели, не знаю.

Был у Верхотурова еще один примечательный клиент. Из района приехал мужчина и заказал печатку с опалом. Из всех опалов, которые были в наличии у ювелира, он выбрал единственный черный небольшой камень.

- Я отдал его рублей за сто, так как сам тогда еще не знал цену этому камню, просто потому, что редкий опал ему привезли в подарок друзья-геологи, - вспоминает Владимир Николаевич. - Чтобы восполнить коллекцию, ювелир обратился к ним с просьбой привезти еще. Друзья опешили: ты что, говорят, такие здесь почти не попадаются. Так ценный камень ушел за копейки, а через несколько лет мужчина появился снова, протянул печатку: «Я тут камень ударил и сломал. Давай поменяем. «Хорошо, - говорю, - но теперь это будет стоить дороже, да и заказывать нужно в Москве». Показал ему прайсы, он за голову схватился: «Мне на этот камешек год работать нужно, но ты ж мне его тогда за копейки продал!» «Ну, так радуйся, - отвечаю, - что поставил тогда». Вот вроде повезло мужику, что я тогда беспечным был, а он смотрит на меня как на обманщика.

А однажды пришла ко мне бабушка божий одуванчик, принесла цепочку с крестиком. Смотрю: она от времени уже разваливается. Я ей запаял, бабушка из кармана достала что-то типа узелка с деньгами и сует мне эти бумажки. Конечно, я отказался: «Иди, - говорю, - бабушка с Богом». И знаете, ее сердечное спасибо сквозь слезы мне было дороже денег.

- Какая была самая необычная работа?
- Вот сейчас привезли новую эмаль, которая твердеет под специальными ультрафиолетовыми лучами. Я сделал жар-птицу из металла, камней и эмали. Дней пять смотрел на нее, потом взял и разобрал - не то получилось, что хотел.

- А почему изделия с эмалью такие дорогие и что такое по своей природе эмаль?
- Это, грубо говоря, кварцевое стекло. Работа с эмалью очень трудоемкая, так как у каждого цвета своя температура плавления и накладывать нужно слоями, сначала твердосплавная, потом более легкая, и каждый слой чистится.

- Какое самое дорогое изделие вы делали?
- Была у меня постоянная клиентка, вот в последнее время что-то пропала, так она любила очень дорогие, броские, нестандартные бриллианты. Я ей делал много разных украшений, в том числе колье, браслет в 160 бриллиантов. Если подсчитать, что я ей сделал, там, думаю, не один миллион выйдет.

- Вы выставляете свои работы на выставках?
- Чаще работы возим в Китай, так как за участие в международных европейских выставках такие суммы запрашивают, что ехать не захочешь. В Китае свои особенности: там сложно что-то продать, они предпочитают смотреть и развивать производство у себя. После одной выставки ко мне подошли китайские бизнесмены и пригласили в Харбин. Мы встретились, они повели нашу компанию в новый торговый корпус, где трудились люди из общества инвалидов. «Вот, - говорят, - тут мы вам выделим столик, и как только зайдут русские туристы, вы сразу же начинайте изображать активную деятельность». Оказалось, по их наблюдениям, русские в Харбине чаще покупают там, где трудятся их соотечественники, это говорит о престиже. В общем, я им нужен был как вывеска.

Красота обработанного камня зависит не только от природных свойств. Дополнительную цену ему дает и огранщик. Владимир Верхотуров предпочитает работать с таким же влюбленным в свое дело, как и он сам, тоже выходцем из геологов, который знает свойства камней и как их красоту показать через огранку. Помимо украшений с камнями я увидела в каталогах почти игрушечного поросенка из чистого золота.

- Эта хрюшка сделана полностью объемной и весит грамм шестьсот, ее заказали на день рождения человеку, достаточно известному в России, который родился в год Свиньи. Так мы в мастерской одновременно делали ему три подарка от разных людей, которые собирались к юбиляру на праздник. Был еще один заказ на животную тему. Пришел как-то невысокий, кругленький мужчина, ну вылитый Винни-Пух. Заказал для девушки медвежонка с цветочком и надписью «Мишка от Мишки». Чувство юмора клиента вызвало симпатию к нему, я вдохновился, в итоге они получились очень похожими.

А еще ювелир подметил, что мужчины чаще заказывают печатки, хотя случаются и творческие заказы. Кстати, раньше те же печатки заказывали таких размеров, что однокоренным словом к ним напрашивался глагол «припечатать».

- Я спрашивал у заказчиков: «Зачем вам эти болты?» Оказывается, в определенных кругах считается, что чем больше такой перстенек, тем ты круче, а еще это своего рода неприкосновенный запас. Деньги могут украсть, дом сгореть. Так что печатку заказывали как заначку на черный день. Один просил сделать ОЧЕНЬ большой перстень. Когда начал уточнять, волосы дыбом встали. Он хотел печатку, где будет объемная карта одного из наших участков земли на Дальнем Востоке, с речкой, горой, в которой пещера, а в пещере сундук, его охраняют монстры, а вокруг - скелеты. Было похоже то ли на код, то ли на шифр весом с полкило. Я примерно подсчитал, сколько будет стоить, заказчик заверил, что расплатится, и ушел, но больше не появлялся. И, насколько я знаю о его судьбе, появится еще не скоро.

- Владимир, а правда, что украшения ручной работы обладают особой энергетикой?
- Вы знаете, насчет особой энергетики не знаю, но что-то точно есть. Помню, пришла ко мне одна армянка. У знакомого ювелира она сделала легкие витые сережки, а мне заказала тоже серьги, но более массивные. И вот как-то случайно на улице я услышал ее разговор с подругой. Она удивлялась, что те витые сережки ей тянут мочки ушей, а мои, более тяжелые, носит, практически не замечая. Как такое объяснишь? Я думаю, это зависит не от материала, из которого изготовлено изделие. Если делаешь работу с душой, то оно может стать человеку своего рода оберегом.

Как-то на выставку-продажу украшений зашла женщина. Пробежалась вдоль рядов и собралась уходить, но почувствовала, что ее что-то зацепило и держит здесь. Бродила, прислушивалась к себе, в итоге вышла к столику, где было накидано много безделушек, среди прочего лежало скромного вида колечко. Оказалось, именно его вскользь зацепил ее взгляд и не давал покоя. Пожилой продавец рассказал, что это кольцо забыла у него покупательница, которая примерила покупку, да так и ушла с ней на пальце, а старое колечко оставила на прилавке. С тех пор он никак не мог его продать. Так вот, эта женщина была уверена, что она кольцо по его положительной энергетике выбрала, видимо, хороший человек носил.

18
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Ксения

21.03.2011 - 20:19

А можно познакомиться с

А можно познакомиться с Владимиром Верхотуровым лично? У меня огромный интерес к ювелирному делу, есть небольшой опыт, очень хотелось бы его повысить...

No image

Владимир Николаевич

29.03.2011 - 15:29

Познакомиться можно, если Вы

Познакомиться можно, если Вы живете или бываете в Благовещенске

No image

Ксения

30.03.2011 - 23:11

А вы учеников к себе берёте

А вы учеников к себе берёте или мастер класс проводите? Ответ если можно наgaidulya@mail.ru

No image

Валентина

24.03.2011 - 22:06

Пожалуйста, подскажите, где

Пожалуйста, подскажите, где найти этого ювелира? не нашла информации в журнале.

No image

Владимир Николаевич

29.03.2011 - 15:30

Найти можно в г,Благовещенске

Найти можно в г,Благовещенске

No image

Анастасия.

30.01.2012 - 20:03

А вы учеников к себе берёте

А вы учеников к себе берёте или мастер класс проводите?