Большая разница

Текст: 
Инесса Эльяшева

 

Когда я впервые села за руль автомобиля, предварительно снабдив его заднее стекло наклейкой с многочисленными восклицательными знаками в треугольниках, и совершила крайне рискованный шаг – сразу же отправилась покорять дороги центра весьма немаленького города, мне казалось, что все окружающие меня водители управляют своими автомобилями абсолютно одинаково.

Каждый из них считал своим долгом грубо подрезать меня, попытаться сократить до нуля боковой интервал между своими автомобилями и моей «Короллкой», вдобавок ко всему снабдить столь ужасающие меня маневры непрекращающимся звуковым сигналом. Да и лексикон их не отличался разнообразием – различные интерпретации выражения «куда прешь?» были основной мыслью, которые эти милые люди пытались внушить путавшему полосы «чайнику», чья раздражающая неопытность усугублялась моими длинными распущенными волосами, широко распахнутыми испуганными глазами с накрашенными ресницами и пальчиками с ярким маникюром, которые намертво вцепились в руль.

Когда впоследствии я становилась все более опытным водителем, окружающие меня автомобилисты постепенно переставали казаться столь пугающе одинаковыми и начинали приобретать некую индивидуальность. Спустя время я, как и любой водитель, начала подразделять их на тех, кто может пропустить при выезде с второстепенной дороги или перестроении на соседнюю полосу, и тех, кого просто-напросто называла «упырями», на тех, кто разумно и спокойно маневрирует в потоке машин, успевая при этом проезжать на разрешающий сигнал светофора, и тех, кто «играет в шахматы» на дороге, бесконечно останавливаясь на красный свет, несмотря на внушительную скорость.

Но истинное понимание природы различия между водителями мне открылось именно, когда несколько лет назад по долгу своей работы мне пришлось попутешествовать по различным городам Дальнего Востока на собственном автомобиле.

Хабаровск: «Мой автомобиль – моя крепость»
Практически каждый истинный хабаровский водитель со стажем свято верит в две вещи: его автомобиль представляет собой некий гибрид «Хаммера», бронетранспортера и инкассаторской машины и является абсолютно неуязвимым, и правил дорожного движения следует неукоснительно придерживаться всегда. Такое слепое следование своим убеждениям подчас приводит к очевидным последствиям: даже заметив, что водитель, скажем, сдает задним ходом, аккуратно пересекая при этом траекторию движения другому автомобилю, незаметному для него, редкий хабаровчанин остановится, чтобы пропустить «коллегу», даже заранее заметив его маневр. В дальнейшем сотрудникам ГИБДД (как ни крути, пока привычнее называть эту структуру именно так) при оформлении практически неизбежного в данном случае дорожно-транспортного происшествия он будет небезосновательно утверждать, что «да, заметил, но я же имел преимущество при движении и не должен был ему уступать». Итог очевиден: автомобили разбиты, время и нервы потеряны, но при этом «пострадавший» абсолютно уверен, что с точки зрения «буквы закона» он прав. И я даже затрудняюсь предположить, что именно должно произойти для того, чтобы хабаровские водители перестали выезжать, пусть и на зеленый свет светофора, на перекрестки в тот момент, когда за ним образовался затор, с риском перекрыть дорогу водителям с пересекающей улицы и простоять на этом перекрестке под их прицельными злобными взглядами в течение нескольких минут, когда им будет дан разрешающий сигнал. А ведь если бы то же самое отношение к окружающим демонстрировали бы жители Приморья…

Владивосток: «ПДД – для «чайников», мы ездим «по понятиям»
…то весь Владивосток превратился бы в одну сплошную автомобильную пробку. Но, к счастью самих приморских водителей, стиль вождения здесь абсолютно иной. Во-первых, этому способствует сама запутанность городских улиц, которые то завязываются узлом, то взбираются высоко на сопку, а потом резко устремляются вниз; во-вторых, не самое хорошее, а подчас и просто отвратительное состояние дорожного покрытия вкупе с практически полным отсутствием дорожной разметки заставляют даже местных водителей с риском совершать резкие перестроения в потоке быстро движущихся автомобилей. Но, как ни странно, здесь на уровне водительского подсознания принято с пониманием относиться к таким дорожным маневрам: во Владивостоке всегда пропустят при перестроении, повороте налево или выезде с прилегающей территории, не пытаясь при этом самоутвердиться или отстоять свою правоту «де-юре», поскольку все объективно осознают, что именно такое поведение приведет к тому, что заторов на дорогах будет гораздо меньше. Возможно, этому способствует еще и тот факт, что для большинства жителей Приморья автомобиль хоть и дорог, как друг и соратник, но мало кто из них не поменяет его на другой или не продаст за хорошую предложенную цену при первой же возможности, не слишком размениваясь на сантименты. Поэтому приморцы с риском, не слишком понятным жителям того же Хабаровска, начинают перестроение сразу же после включения сигнала поворота, зная, что в большинстве случаев едущий в попутном направлении автомобиль слегка притормозит и пустит его на свою полосу. Справедливости ради следует заметить, что для жителей большинства других дальневосточных городов поведение приморских водителей на дороге представляется чем-то из ряда вон выходящим и вызывающим удивление из-за достаточно малого в сравнении с числом автомобилей количества дорожно-транспортных происшествий – и это при таком-то стиле вождения. Сами же приморцы при этом сильно удивляются, когда в других городах Дальнего Востока никто даже и не подумает поступить в отношении них «по понятиям» и уступить дорогу в случае, когда правилами этого не предусмотрено.

Комсомольск-на-Амуре: «Один в поле – не воин»
Даже при мимолетном взгляде на широкие проспекты и улицы Комсомольска-на-Амуре неизбежно начинаешь думать, что гармония в распределении автомобилей по дальневосточным городам явно отсутствует – комсомольские дороги, очевидно, не испытывали бы перегруженности, даже если поместить сюда треть автомобилей Владивостока и еще процентов десять из Хабаровска. Каждый раз, находясь в этом городе, я вспоминаю шуточные экзаменационные билеты на знание правил дорожного движения, в одном из которых при выезде с прилегающей дороги на перекрытую для проезда президентского кортежа МКАД было предложено «поездить туда-сюда по диагонали, пока есть такая возможность». В Комсомольске такая возможность появляется довольно часто, я даже с трудом могу представить себе такое явление, как автомобильные пробки в этом городе. Именно под влиянием шикарных в большинстве своем дорожных условий и формировался годами стиль вождения комсомольских автолюбителей – они попросту не видят необходимости уступать кому-то дорогу, поскольку места хватает всем, и можно даже весьма серьезно разогнаться на этих пустынных улицах. При этом, по моему опыту, многие комсомольчане слегка теряются от обилия автомобилей вокруг, даже когда очутятся на улицах Хабаровска, поэтому сложно представить себе, как именно ведет себя комсомольский водитель на улицах Владивостока. Но вот где бы они чувствовали себя вполне комфортно, так это…

Биробиджан: «Таки куда торопиться, везде успеем»
…в столице Еврейской автономной области. Ведь как говорит одна моя хорошая знакомая, «я сюда родителей переселю, когда они на пенсию выйдут, здесь так хорошо, спокойно, никто никуда не торопится». Такая откровенно демонстрируемая неторопливость жителей Биробиджана подчас слегка нервирует водителей, приехавших в этот славный и очень симпатичный лично мне город из населенных пунктов с более динамичным дорожным движением. Автомобили здесь движутся медленно, совершенно не мешая пешеходам еще более медленно пересекать проезжую часть по пешеходному переходу – здесь мало кто сознательно откровенно нарушает правила дорожного движения, это попросту не принято. «Познавший жизнь не торопится» - это изречение вспоминается мне каждый раз в тот момент, когда приходится перемещаться за рулем автомобиля по Биробиджану. Так что можно смело утверждать, что лично меня биробиджанские водители даже сподвигают на демонстрацию приятного, размеренного и неторопливого стиля вождения, который, к сожалению, крайне редко удается практиковать в Хабаровске.

Конечно, все написанное выше ни в коей мере нельзя назвать серьезным исследованием стилей управления автомобилями в разных городах Дальнего Востока – это скорее личное мнение, которое может и не всегда совпадать с мнением жителей того же Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре. Тем не менее вряд ли кто-то сможет привести серьезные аргументы в оспаривании того факта, что в разных городах водители совершенно по-разному привыкли относиться к собственному транспортному средству и своим «коллегам» по дороге. Такое различие в сочетании с извечным человеческим желанием познать всё новое и толкает нас на то, что мы наполняем баки своих автомобилей топливом, берем в дорогу любимые музыкальные диски и едем познавать на собственном примере: «А как там у них?». Остается только пожелать интересных путешествий и новых занимательных открытий. И как всегда - удачи на дорогах!

48
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Артемий

07.05.2011 - 12:39

Интересно было почитать

Интересно было почитать взгляд женщины)

No image

Жмот

11.05.2011 - 18:31

Долгое время прожив в

Долгое время прожив в Амурске, никогда не любил ездить в Комсомольск - такое впечатление, что там приняты немного другие правила - если по широкому проспекту едет одна машина, то сплошная линия должна быть между ее колес...
Ну и, чтобы не было обидно комсомольчанам, пару слов об Амурских водителях )) . как говорит один мой знакомый, - В Амурске нет пешеходов, в Амурске есть люди, быстро перебегающие дорогу ))