Картинный вопрос

Текст: 
Анастасия Содоль
Фото: 
Евгений Пчёлко

Мы продолжаем знакомить вас с тем, что происходит за дверями закрытых объектов. Этот рассказ о том, что происходит в реставрационной комнате Дальневосточного художественного музея, где восстанавливают ценные полотна станковой масляной и темперной живописи.

Объект:Дальневосточный художественный музей
Координаты: г. Хабаровск, ул. Шевченко, 7
Доступ:реставраторы и ограниченный круг сотрудников музея


СПРАВКА:
На сегодняшний момент отдел Дальневосточного художественного музея  представлен двумя профессиональными реставраторами, аттестованными в Министерстве культуры РФ,Еленой Евстратовой и Татьяной Маневич .  В тесном научно-практическом сотрудничестве с уникальным Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря, специалисты музея восстанавливают ценные полотна.



Двери отдела распахиваются, и, переступая порог, внезапно ощущаешь особую, волнующую энергетику этого места. Огромный мраморный стол, море инструментов, высокие картины под целлофаном, запах дерева и потрясающий творческий беспорядок! Именно в такой атмосфере хочется взяться за кисточки и… Кстати, о кисточках. Мы привыкли думать, что художники-реставраторы работают исключительно ими, но, уверяю вас, это заблуждение. В арсенале специалистов целый перечень оборудования: микроскопы, мастехины, термошпатели, молоточки и другие не менее полезные и сложные инструменты, в большей степени стоматологические.

Любое восстановление - процесс очень сложный, требующий больших затрат времени и порой недюжинной физической силы. Надо передвинуть массивные картины, снять тяжёлый подрамник, натянуть холст…

Терпение, которым обладают специалисты, просто железное! На восстановление одной картины уходит от месяца до года, иногда больше. Результаты кропотливой работы видны только через очень долгий промежуток времени.

Но есть и приятные моменты, говорят реставраторы, как, например, прикосновение к истории и осознание того, что потомки смогут увидеть шедевры живописи, бережно сохраненные и восстановленные нами. И добавляют, что невозможно ни с чем сравнить то состояние души, когда по крупицам восстанавливаешь авторскую работу. Ты словно становишься на время другим человеком. Отбросив все жизненные заботы и проблемы, ты погружаешься в другую эпоху, представляешь, как жил автор, о чем он думал во время создания своего произведение, какую мысль хотел донести до зрителя… Ты поднимаешь кисть и начинаешь прорисовывать утраченный фрагмент. И от того, что у тебя получится, будет зависеть общее впечатление от картины. Это очень ответственно! Ведь нужно не просто суметь передать характер произведения того времени, но и уловить настроение и замысел автора, жившего в другой части света несколько веков назад.

Поэтому, когда в мастерской музея кипит работа, соблюдается негласное правило: специалиста не отвлекать! Представьте, перед ним полотно 17-го века, идет процесс расчистки, реставратор в этот момент, как хирург со скальпелем, – одно неверное движение, и всё – финита ля комедия! Точность  превыше всего! Миллиметр вправо, миллиметр влево – расстрел! Ну, конечно, не в прямом смысле этого слова, но как минимум катастрофа, последствия которой не сулят ничего хорошего. Поэтому правило «не отвлекать» здесь возведено в ранг закона!

А хотите знать, как «пациенты» попадают в эту особую «хирургическую» палату? При музее есть собственный реставрационный совет, в который входят специалисты по различным направлениям: русское, древнерусское, народное, западное искусство… Совместно с реставраторами музея они принимают решение, какие полотна требуют восстановления. Заранее составляется список, и картины ставятся «в очередь». Но иногда случаются экстренные ситуации, и эта очередь сдвигается, пропуская вперед «пациента», которому требуется незамедлительная помощь. 

Многие картины попадают на стол реставратора в аварийном состоянии с  различными видами разрушений живописного слоя и деформаций холста или деревянной основы, требующими долгосрочного реставрационного вмешательства.

Весь процесс реставрации сопровождается исследованиями в лучах ультрафиолета и обязательной фотодокументацией этапов восстановления. А когда помощь оказана, «излечившегося» на время оставляют в реставрационной комнате под наблюдение специалистов на весь период реабилитации. Затем «пациенты»  возвращаются в постоянные экспозиции или фонды хранения.

В настоящее время отдел усиленно готовится к выставке реставрационных работ, приуроченной к 80-летию музея, которая пройдет в его стенах 21 октября. В работе у реставраторов огромное количество картин, которые необходимо срочно привести в экспозиционный вид.

По окончании реставрации зрители смогут не только увидеть результаты проделанной работы специалистов и ознакомиться с этапами всего процесса восстановления,  но и узнать много полезного о самих картинах.

62
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Пчелко

09.08.2011 - 23:12

Полный фотоотчет можно

Полный фотоотчет можно посмотреть по ссылке:
http://p4elllko.livejournal.com/65339.html