Современный Левша

Текст: 
Ольга Привалова
Фото: 
Виктор Клочков, Владимир Меринов

Забавные ситуации раз за разом повторяются на выставках уникального творчества Михаила Беликова. Выслушав беседу о том, как мастер с ювелирной точностью воссоздает окружающую флору из дерева, обязательно прозвучит вопрос: «А как он засушил эти цветы?» Действительно, глазами видишь реальное чудо, а для логики такое явление непостижимо. И художник тихо говорит: «Но я же делаю. В декоративном искусстве, украшениях, архитектурных элементах часто создают цветы из гипса, металла, а я – из дерева.… Такая своеобразная флоропластика».

Но эта аналогия несущественна и тем более не объясняет поистине волшебное пространство созданий Михаила Беликова. Его цветы из дерева просто живые, как будто существуют всегда, выращенные неким Создателем. Вот посетители и пытаются поверить, проверяя их реальность: дуют на воздушный одуванчик, трогают колокольчики ландышей, и чудо – они колышутся как настоящие! Потом вновь и вновь выискивают на листьях невесомого комарика, который от дыхания стремится улететь, и тогда его уже не найти… Более того, непонятно, каким образом достигается эффект прозрачной фактуры крыльев стрекозы, и, не веря глазам, люди задают один и тот же вопрос: «Неужели всё из дерева? Расскажите секрет! Но былинный Левша, видимо, так же когда-то скромно улыбался и пожимал плечами: «Что здесь трудного…»

Михаил Беликов родился в небольшой глухой деревне на Алтае. Как и любой мальчишка, вырезал что-то из дерева, лепил из глины. Но только художник в 10 лет смог увидеть, что уголек выжег в дереве причудливые формы-отверстия, напоминающие полевой цветок, и, почистив их, преобразил в мак. И деятельная художественная натура не успокоилась: он здесь же повторяет этот цветок, но уже вырезая из дерева. Цветок был милее настоящего, конечно, это же собственное творение. Вот тогда у Михаила появилось страстное желание воссоздать бесконечные растительные изгибы, неуловимую красоту их труднодостижимой структуры. «Мной овладела мечта: временную красоту цветка увековечить, запечатлеть все цветы, которые увижу в жизни, и самый лучший материал – дерево, ведь оно тоже живое».

Рассказы художника просты и не совсем удовлетворяют восхищенных зрителей, пытающихся выстроить логику чуда. «Я хорошо рисовал, и учитель рисования часто отправлял меня с урока гулять, чтобы не помогал одноклассникам. Мне поручали рисовать портреты выступающих на собраниях, часто в карикатурном виде. Собирался поступать в художественное училище, но на приемных экзаменах заявили, что вроде бы меня нечему учить. Выбрал профессию инженера. На первую выставку в институте подготовил барельефы, скульптуры с использованием национальных бурятских мотивов и цветы из дерева. Именно тогда всех так удивили цветы, что просили их показывать чаще и больше. С тех пор постепенно растет эта рукотворная коллекция.

Природа – мой учитель. Мой сад «выращен» из привычной щепки под ногами, древесины, упавшего ствола дерева: белая черемуха, с желтым оттенком яблоня, клен, мягкие липа, осина - цвет дерева подчеркивает линейную чистоту и красоту формы цветка. Инструмент простой - остро наточенные маленький нож и старое перо, состав клея тоже пришлось изобретать, чтобы самые тончайшие детали были единым целым. Но каждый цветок неповторим, поэтому приемы самые разнообразные - я ведь создаю портрет живого существа. Свою новогоднюю елку с восемью тысячами иголок делал несколько лет».

Любимое время художника – летние рассветные часы. Тишина, солнце дарит свет, и, медленно набирая силы, расцветают цветы Михаила Беликова: ромашки в течение двух-трех часов, розы – неделю, пионам, георгинам требуется гораздо больший срок. Во время работы перед ним обязательно живой цветок, и он порой просит растение не увядать, пока не сделает последний штрих. Художник как будто очерчивает изысканную линейность цветков в дереве так, что они буквально дышат импрессией души – любовью к цветам, удивлением перед хрупкими природными созданиями, добротой самого художника восхищением благодарных зрителей.

Сейчас на выставке новая серия его творчества: стеклянные колбы заполнены композициями из сказок; склейка, окраска, завязывание поясков и т.п. Всё происходит внутри колбы. Каким образом, как это возможно? И вновь зрители поражены.

42
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Введите ваше имя.

01.02.2012 - 03:23

норм

норм