История первой мировой войны полна белых пятен. Почти никто не знает, что на неё отправились более 100 тысяч наших дальневосточных земляков – больше, чем на самую известную в истории России, вторую мировую войну.
В 1914 году первые эшелоны дальневосточников отправляются на запад. Возвращаются они оттуда с пленными иностранными солдатами. Среди них – четыре австро-венгерскиеармии, добровольно сдавшиеся в плен. По пути в Хабаровск предполагалось высадить их в Сибири, где в суровом климате всегда нужны рабочие руки. По странному стечению обстоятельств, вся сибирская земля оказалась заполнена военнопленными, они жили везде, где хоть немного можно было укрыться от холода, даже в цирках-шапито! Оставлять в Сибири на произвол судьбы четыре армии пленных солдат хабаровские военные не решились. Так, целые эшелоны австро-венгров попали к нам на родину.
На тот момент Хабаровск был небольшим городом в 50 тысяч человек, среди которых тысяча офицеров в лагере на Красной речке и 5 тысяч военнопленных. Для иностранцев мы были людьми другой культуры, другого менталитета, и Хабаровск они считали окраиной необъятных российских просторов. Пробыв в пути несколько месяцев, пленные удивлялись, что даже за китайской границей продолжается Россия: «У русских так много земли?» - качали они головами.
С приездом австрийцев на Дальний Восток жизнь в нашем городе и ближайших поселениях начала меняться. Однако власти были озабочены: что делать с таким количеством военнопленных и как к ним отнесутся наши дальневосточные граждане? Ведь их могут принять за врагов народа. Решение было принято: на улицах появились работающие австрийцы, расчищающие в поте лица снежные завалы. Закутанные в серо-голубые шинели, в суконных шапках, бородатые и нестриженные, они наводили ужас на жителей. Однако те, кто рисковал подходить ближе, мог услышать веселый смех, разговоры на иностранном языке и увидеть дружелюбные взгляды. Эти пленные не были похожи на врагов немецкой армии, они были австрийцами, чьими руками было возведено не одно здание нашего города, в числе которых Военное собрание на улице Шевченко.
Здание Дальневосточного художественного музея и есть здание бывшего Военного собрания.
Среди четырех армий были не только раненые, искалеченные солдаты, но и крепкие парни и мужчины, на чьи плечи Хабаровская дума возложила земляные работы. Старые террасы центрального парка, по которым мы с вами ходили до их недавней реконструкции, были сделаны именно австро-венгерскими солдатами. Они также участвовали в строительстве дорог, осушении болот, работали на полях и предприятиях города. Также они стали отличной заменой нашим дальневосточным специалистам, ушедшим на фронт.
В 1915 году В.К. Арсеньев начал искать новых работников для своего краеведческого музея. Помощников он нашел себе в австрийских лагерях, в лице Карла Туттера, Якова Порейли и Сабо (имя осталось неизвестным), а затем к работе в музее приступил и поручик австрийской армии, скульптор Бэла Маркуп. Среди военнопленных оказалось много врачей и музыкантов, а также горных инженеров, которые участвовали в экспедиции на Шантарские острова и занимались исследованиями горнорудных и золотоносных районов. Среди них отличились геологи Кегель и Коберг, которые решили участвовать в экспедиции только после разрешения немецкого правительства. Их пыл быстро охладили русские офицеры, напомнив им, что они находятся в плену и никаких прав здесь не имеют.
Среди пленных было много ярких личностей, даже родственники самого императора Вильгельма. Вот такими интересными людьми обзавелся Дальний Восток именно во время первой мировой войны.
Другие статьи в рубрике