Почувствовать стихию

Текст: 
Анастасия Содоль
Фото: 
из личного архива Валерия Шиляева

Этот художник обладает особым талантом разговаривать со стихией воды. Его картины – это исторические баталии, мчащиеся сквозь волны фрегаты, дрейфующие у берегов бриги… Море на картинах Валерия Шиляева всегда разное, живое и такое прекрасное, что любоваться им хочется постоянно.


СПРАВКА:
Валерий Иванович Шиляев

родился 29 июня 1948 года в селе Шаранга Кировской области в семье военнослужащего. Маринист, портретист, график. Лауреат национальной премии в области современного изобразительного искусства России «Русская галерея-ХХI век» за 2009 год в номинации «Марина». Основные его работы хранятся в музеях Дальнего Востока, в частных коллекциях России, США, Польши, Южной Кореи, Японии, Испании. Часть работ представлено на сайте  www.shilaev.info


Валерий Иванович, у вас целый цикл произведений посвящен Российской военно-морской истории. Что повлияло на выбор этой тематики?
- Наверное, прежде всего, патриотический настрой в семье, а также учеба в военном училище. К тому же я с детства увлекался историей и много читал о военно-морском флоте. Я уважаю и прославляю российский флот, чту его великую историю. Так что, став художником, решил писать о том, что мне близко.

Ваши картины выглядят так реалистично! Как удается этого добиться?
- Я часто изучаю архивы: фотографии, тексты. Общаюсь с музейными работниками, писателями, историками. Пытаюсь развить личное отношение к сюжету, перенестись в его время, прожить его. Стараюсь придерживаться фактов, чтобы максимально воссоздать на полотне все особенности изображаемой эпохи. Плюс ко всему, я 13 лет ходил в моря на разных судах, поэтому чувствую и знаю эту стихию. Когда работаю над картиной, частенько переношу на полотно впечатления от своей корабельной жизни.

Скажите, вы когда-нибудь попадали в шторм?
- Да. Это было страшно. Я в то время работал над картиной «Мотоботчики». Ночью налетел сильный ветер, начался дождь. Захлестнувшей волной заглушило двигатель судна. Следующая волна могла стать роковой для всей команды. Наш мотобот, наполненный рыбой, едва не затонул. Но, слава Богу, Провидение было на нашей стороне. Совместными усилиями удалось запустить двигатель и спастись от гибели. Эта рискованная, тяжёлая работа мотоботчиков вдохновила меня отразить в своих картинах, посвящённых рыбацкому флоту, чувства, которые я испытал в тот момент.

Что для вас самое сложное в написании моря, кораблей?
- Самое сложное – это передать психологический настрой. Ну а с технической стороны – достаточно трудоёмко прописывать детали кораблей, их оснастку. Всё должно сочетаться между собой и выглядеть достоверно.

В какое время суток вы обычно работаете? Имеет ли значение погода за окном?
- Работаю, как правило, с раннего утра до 16 часов. Погода не имеет значения. Во всём нахожу красоту. Вечером много читаю, раздумываю над сюжетами картин. Большинство работ пишу в период осень – весна. Лето у меня – насыщенная пора: путешествия, рыбалка, сплавы, этюды, выставки...

Что может помешать вашей работе? А что, наоборот, помочь?
-
Помешать может психологически напряжённая обстановка вокруг: быт или решение административных проблем. Помочь – общение с приятными людьми, хорошая музыка, видимый результат (когда картина получается), чтение положительных отзывов с выставок и, конечно же, любовь и доброе, заботливое отношение друг к другу в семье.

У вас было множество выставок и в России и за рубежом. Была ли среди них особенная для вас?
- Особенной стала выставка в ЦДХ (Центральный дом художника) в Москве в 2005 году. Честно говоря, я очень переживал, когда, приехав из провинции, представлял свои полотна на суд именитых художников и московской публики. Всё закончилось хорошо. Мне эта выставка дала новый толчок в развитии.  Еще запомнилась персональная выставка в Доме Офицеров ТОФ, посвящённая 100-летию русско-японской войны и памяти Цусимского сражения во Владивостоке в том же, 2005 году. Она открылась в день и час начала Цусимского сражения спустя 100 лет. Я много сил и времени посвятил этой выставке, тема была мной выстрадана, и картины я писал, размышляя о русском флоте и героизме  моряков.

Чем отличаются зрители разных стран?
- Российские зрители очень эмоциональны. Жители Юго-Восточной Азии более спокойны. Европейцы же избалованы современным абстрактным искусством, так что не всегда понимают классический замысел марины. Однако в  большинстве городов, которые я посетил, зритель любит море, интересуется и восхищается моими работами.

За вашу успешную творческую карьеру вы написали большое количество морских пейзажей и запечатлели на холсте многие суда отечественного флота - от парусников до атомных субмарин. Что еще хотелось бы написать?
- У меня много планов. Я за всю свою жизнь не написал и десятой доли того, что хотел бы. История Дальнего Востока, Приамурья и Тихоокеанского флота -  бесконечная тема, которая ждет своего продолжения. Чем больше я узнаю, тем больше убеждаюсь, что многое еще предстоит сделать.

В ближайших планах - участие в Днях культуры России в Испании (тур по городам), где будет представлена классическая марина, история Дальнего Востока, некоторые страницы испанской морской истории. Следующей большой темой у меня предполагается изучение героических страниц Камчатского края.

Что бы вы посоветовали начинающим художникам?
-
Мой совет прост: изучать творчество великих мастеров русской живописи, таких как Илья Репин, Иван Айвазовский, Исаак Левитан, Василий Поленов, Алексей Боголюбов, учиться на их примере. И еще много трудиться и искать свой неповторимый стиль, почерк и творческий путь.

45
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии