Млечный путь, упавший с небес

Текст: 
Андрей Соловьев
Фото: 
Андрей Соловьев

Как и многие наши земляки, в Китай я попал впервые в начале девяностых в роли обычного "челнока". И так случилось, что с первого взгляда и на всю жизнь влюбился в эту удивительную страну. С той далекой поры мне довелось побывать в разных уголках Китая. И каждая новая поездка в Китай для меня настоящий праздник. И в каждой поездке я обязательно открываю для себя что-то новое в истории, культуре и неповторимой красоте природы все еще загадочной для нас необъятной Поднебесной. Одно из таких открытий - водопад Хуангошу, затерянный в горах далекой от Пекина юго-западной провинции Гуйчжоу. Впрочем, мне больше нравится второе имя, которое дали водопаду поэты -  млечный путь, упавший с небес... 

Вам приходилось когда-нибудь смотреть фантастические фильмы, где обыгрывают идею так называемого портала - таинственных ворот в иное измерение посреди привычной обыденности? Герой заходит, скажем, в телефонную будку на улице Карла Маркса,  а выходит из нее под красное небо неведомой планеты в другой галактике, и, оглядываясь по сторонам, испускает крик, в котором перемешались страх и восторг одновременно. Вот такой крик застыл у меня на губах, когда я в очередной раз посмотрел в окно, за мутным стеклом которого еще минуту назад тянулись бесконечные поля, мокнущие под дождем. Складывалось  полное впечатление, что когда я отвел взгляд от окна,  водитель через какую-то черную дыру проскочил в другую вселенную. Сколько хватало взгляда, из поверхности земли в промокшее небо ввинчивались огромные черные конусы. Облака нависали так низко, что, казалось, задевали  острые концы этих диковинных скал. Так вот они какие, знаменитые карстовые горы Гуйчжоу!

 Суровое и величественное зрелище. Они высились повсюду, словно черные сторожевые башни, возведенные исчезнувшим в незапамятные времена безымянным народом, и никакая зелень не росла на их темных склонах. Дорога по большей части была прямой, но иногда делала повороты, лавируя между  целыми группами таких башен разной высоты, то с узким, то с широким основанием. Некоторые удивительно  похожи были на пальцы гигантских рук, вылезающих из-под земли. Между этими пальцами наш белый микроавтобус казался рисовым зернышком, катящимся по жуткой темной ладони великана, политой дождем. Не отрываясь от стекла, я бросил своему другу Грише: А ведь, похоже,  мы не зря сюда приехали... Тот довольно усмехнулся: А то!.. Идея поездки в провинцию Гуйчжоу родилась, можно сказать, случайно. Точнее, никакой идеи не было. Была задача кратчайшим путем добраться из Сычуани в Гонконг, и было три свободных дня в запасе. Прямая линия, соединившая на карте две заданные точки, как раз и прошла ровно через Гуйчжоу. Сказать честно, это название не говорило нам тогда почти ничего. Мы знали только, что там есть горы.   Еще знали, что в горах обитают с незапамятных времен местные народы, сохраняющие свой уклад жизни.  И то, и другое само по себе не удивительно для Юго-Запада Китая.  Но узнать больше оказалось не так уж легко.

 Сведения о Гуйчжоу в доступных источниках скудные и обрывочные. Территорию эту присоединили к империи еще две тысячи лет назад, но сами китайцы до недавнего времени селились здесь в основном в составе военных гарнизонов.  Вся провинция расположена на горном плато на высоте примерно километра.  Осваивать бесплодные скалистые земли было тяжелым и неблагодарным трудом.  Да еще и небезопасным.  Живущий здесь сильный и многочисленный народ мяо то и дело поднимал восстания, которые выливались в страшные кровопролитные сражения.  Мятежи безжалостно подавлялись силами правительственных войск.  Для устрашения население истреблялось  целыми уездами.  Потери мяо исчислялись миллионами...   За последние сто пятьдесят лет в провинции, конечно, стало куда как спокойнее.  Постепенно этнические китайцы заселили эти суровые места, построили города, фабрики и заводы, а мяо по большей части так и живут в родных горах, где при поддержке местных властей пытаются сохранять свою самобытную культуру.  Вообще, по китайским источникам в Гуйчжоу проживают сорок девять из пятидесяти шести населяющих Китай национальностей. И даже самые подробные путеводители находили всего две причины, чтобы посетить эти, не особо пока избалованные туристами места: возможность полюбоваться живописными видами дикой природы местных гор и шанс посетить настоящие этнические деревни обитающих в горах народов.  Вот мы и построили наш маршрут по принципу "Убить двух зайцев одним выстрелом": добраться до одного из исконных мест обитания горных племен, а по дороге полюбоваться окрестными пейзажами. 

Правда, оказалось, что деревни мяо расположены довольно далеко от столицы провинции - города Гуйян, куда прибывал наш поезд из Чунцина.  Что ж, один день мы решили провести в Гуйяне, а следующим утром выехать на рейсовом автобусе в Кайли, откуда и берут начало все маршруты, ведущие в национальные районы. Сам Гуйян сразу показался нам на редкость скучным и безликим городом с запутанным лабиринтом узких кривых улиц, разбросанных по крутым сопкам и застроенных одинаковыми серыми домами типа наших "хрущевок".  Безрадостную картину дополняли немыслимые автомобильные пробки и довольно прохладный для южной провинции дождь, встретивший нас уже на вокзале. Дождь то моросил мелкими каплями, то распылялся в тонкую влажную вуаль, накрывающую с головой и стекающую по лицу. Мокрые серые улицы создавали смутное и напряженное настроение. Хотелось вырваться куда угодно из тисков хмурого города. И  предложение местной турфирмы посетить знаменитый водопад Хуангошу, само собой, мы встретили с нескрываемой радостью.  Впрочем, насколько этот водопад знаменит, тогда я не знал ничего. Более того, и само название Хуангошу, что переводится как "Дерево с желтыми плодами", в тот день я услышал впервые.

И вот, оставив позади не приглянувшийся нам Гуйян, мы следуя изгибам дороги, направляемся к неведомому водопаду. А за мокрыми стеклами машины величественно проплывают так поразившие меня карстовые горы - результат действия ветра и воды на мягкие горные породы в течение миллионов лет. Но   сейчас не хотелось думать о геологических процессах. Вместо этого вспомнилось древнее, как сам Китай, сказание о первопредке Паньгу, устроившем привычный порядок вещей из первобытного хаоса. Паньгу творил наш мир, отделяя постепенно небо от земли, поднимая его все выше и выше.. Может быть, то, что мы видим сейчас вокруг - это осколки творения? И вправду, было похоже, что земля, не желая разделяться с небом, тянулась и тянулась вверх, да так и застыла сотнями черных пиков, устремленных ввысь. Распыленная в воздухе под темным небом вода только усиливала космогоническое восприятие удивительной панорамы. Вот когда ожила прочитанная перед поездкой пословица : "В Гуйчжоу нету больше трех дней без дождя, больше трех миль без горы, и больше трех медяков в одном кармане..." Три мили без горы?! Да здесь было по три горы на каждую  милю... Дождь, как вы помните,  поливал исправно. Думаю, насчет медяков пословица тоже не ошибалась. Два часа уже мы ехали среди инопланетного пейзажа, не видя человеческого жилья. Откуда здесь взяться медякам?! Редкие поля с трудом втискивались между каменными складками сурового ландшафта, но кто их обрабатывает, мы с дороги не видели. Вся жизнь словно текла по трассе, а за ее пределами само время, казалось,  замерло у подножия черных пирамид.

На третьем часу пути среди обычных дорожных указателей стали попадаться коричневые таблички с белыми буквами на английском Huangguoshu Falls - Водопады Хуангошу.. Похоже, мы приближались к цели. Еще несколько витков дороги, и мы выехали на большую равнину у подножия гор, где машина  остановилась возле белого одноэтажного строения, которое казалось, было единственным творением человеческих рук в этом диком краю. Как оказалось, в домике продавались билеты. Билеты куда? Это было даже забавно - ведь вокруг был просто пустырь. Впрочем, дорожка, вымощенная каменными плитами, вела в направлении недалекой  рощицы из низеньких деревьев. По ней-то мы и пошли, не совсем пока понимая, а где же, собственно, водопад? Одно уже было хорошо - дождь почти прекратился. Небо оставалось таким же мутно-серым, но с него теперь падали только редкие капли. Под сенью деревьев было совсем сухо, прозрачная роща незаметно перешла в настоящий лес.

По сторонам дороги стояли на постаментах большие камни причудливой формы, которые в Китае всегда служили украшением парка или сада, и карликовые деревья в горшках, известные у нас под японским названием бонсай.  Дорога постепенно шла под уклон. Лес опять поредел. Мы прошли еще короткой аллеей, усаженной пышными кустами в невиданных крупных алых цветах, и увидели, что являемся не единственными посетителями этих мест. По аллее шли в одном направлении с нами десятка два туристов, среди которых, определенно, только мы были иностранцами. Аллея вдруг сузилась до ширины тропинки из тесаных камней и направилась в темный проход среди густой зелени. У прохода несколько маленьких женщин, одетые в разноцветные прозрачные накидки от дождя, настойчиво стали предлагать нам купить такие же. Мне показалось странным и даже нелепым продавать плащи, когда дождь уже кончился.  "Похоже, им просто нечем больше зарабатывать на жизнь! Вот бедолаги.." - с этими мыслями я отмахнулся от бабушки со сморщенным коричневым лицом, которая особенно упорно подносила мне чуть не к носу пакет со сложенным дождевиком, и шагнул в зеленые сумерки. Каменная тропа резко свернула вниз и в сторону.

Довольно долго я шел  горизонтально  вдоль крутого склона. По левую руку была почти отвесная стена, поросшая лесом, а справа, за прочным заграждением, склон так же круто спускался вниз. Но кусты и деревья сплетались так густо, что за стеной зеленого коридора не видно было, что это за склон и куда я вообще направляюсь. Впрочем, лес был очень красив, и почти все растения раньше я никогда не встречал. Одно только мешало любоваться природой : где-то неподалеку  велись, похоже,  строительные работы, и назойливый шум каких-то электроинструментов сопровождал мою прогулку. Склон изогнулся вдруг вместе с тропой, за поворотом лес кончился так внезапно, словно кто его спилил, и то, что открылось моим глазам, заставило меня вздрогнуть и застыть на месте. Земля была расколота надвое широким ущельем, по дну которого протекала река удивительного изумрудного цвета. Даже в такую пасмурную погоду вода сверкала малахитом, а несколько порогов, через которые поток перекатывался в белой пене, еще больше оттеняли эту пронзительную зелень. Тропа, по которой я шел, тянулась примерно по середине более пологого склона, заросшего густой травой и лесом. Склон же напротив меня был почти  отвесным, и сквозь черный лес белели вертикальные скалы, все в глубоких трещинах. Впереди обе стены карстового каньона, закругляясь, соединялись между собой, и там  с высоты двадцатиэтажного дома гигантское белое полотно с ревом падало в изумрудное озеро, над которым стояло облако водяной пыли.  Да-да! Именно полотно. Никакое другое сравнение не приходило в голову. Тысячи блестящих нитей сплетались в струящийся белый шелковый занавес, словно повисший между землей и небом. Вот откуда доносился шум, который я слышал в лесу, и наивно принял за звуки работающей лесопилки. Напрасно, выходит, я ждал, что этот шум прекратится.

Водопад Хуангошу ревел уже в те времена, когда по берегам этой реки лениво бродили динозавры. Картина перед моими глазами настолько напоминала сцены из Затерянного мира Конан Дойлл, что  если бы вдруг над кромкой леса пролетел сейчас птеродактиль, я нисколько бы не удивился. Человек казался в этом царстве воды и камня  случайным и даже не совсем желанным гостем. Стоило выйти из-под защиты листвы, как я промок с ног до головы - воздух весь был пропитан водяной пылью, хотя до водопада было еще не меньше, чем полкилометра. Теперь было ясно, какую глупость я сделал, отказавшись от покупки  дождевика. Еще несколько минут в такой атмосфере, и камеру можно будет просто выбросить в реку - хуже ей уже не сделается. Хорошо,  что конкуренция у продавцов плащ-палаток, видимо, была высокая, и маленькие женщины, выглядевшие в разноцветных капюшонах как гномы, выскочили чуть ли не из кустов со своим товаром. Застегивая дождевик, я испытал некое чувство deja vu, хотя точно раньше никогда в подобной ситуации не был. Ага! Ну конечно, в похожие плащи с капюшонами одевались герои в знаменитом фильме "Ниагара" с Мэрилин Монро в главной роли. Кстати, в высоту Хуангошу больше Ниагары в полтора раза - 74м.

В тот момент, правда, я этого не знал. Я не знал и о том, что передо мной самый большой водопад в Китае. И, главное, я не знал пока, что Хуангошу - единственный в мире такого размера водопад, который можно потрогать руками. Я просто, как зачарованный, шел по каменной тропе туда, где белый шелк висел на утесах. Еще водопад был очень  похож на льющееся с неба молоко. Недаром, как видно, его называют Млечный Путь на Земле. Чем ближе я подходил к ревущему великану, тем больше занимала меня одна мысль: маршрут был проложен таким образом, что люди шли по нашей стороне каньона в направлении водопада, но никто по этой стороне не возвращался назад. Зато на другом берегу сквозь облака мелких брызг отчетливо было видно, как редкая цепочка туристов движется по дорожке вдоль  реки в обратном направлении. Как они попали туда, оставалось для меня загадкой.. Чтобы попасть на ту сторону, нужно было перейти через реку, но я нигде не видел моста. Что за китайские хитрости, в самом деле? Если честно, я бы не сильно изумился,  обнаружив под руслом реки железнодорожный туннель с паровозом, проложенный с помощью огородных тяпок крестьянами соседней деревни. Но все оказалось и проще, и удивительней одновременно.

Мы подошли к водопаду уже так близко, что стало совершенно очевидно - это не белый шелк и не молоко. Грохочущая стена воды, сотрясая, кажется, сами основания Земли, стремительно падала в округлый водоем, который носил имя Озеро Носорога. Это название кажется странным? Похоже, оно пришло из глубокой древности. Еще две тысячи лет назад носороги не были редкостью на юге Китая.. И тут-то стало наконец видно то, что скрывали издалека тучи брызг - тропа, по которой мы шли, уходила прямо в скалу. Сбоку от  водопада был вход в  пещеру. У входа табличка с надписью на английском гласила: "Пещера водяного занавеса." Узкий проход извивается в толще скалы несколько десятков метров. Мокрые ступени уводят куда-то вверх. В пещере, конечно, есть подсветка, но идти приходится, внимательно глядя под ноги, чтобы не соскользнуть по ступеням назад к выходу. Коридор вывел в зал, где электричества уже не было, но, тем не менее, откуда-то сбоку из отверстий стены струились лучи света. Своды  пещеры скрывала непроницаемая тьма, и оттуда, с высоты, из невидимого источника лилась вода, звонко ударяя о каменные уступы,  и каскадом утекала в недра через щели в скале.  И это было чудно и таинственно - снаружи доносился рев гиганта, а тонкий водопад в глубине утеса словно подпевал ему изнутри. Струи воды рассыпались прозрачными бусинами крупных капель,   вспыхивали радужными бликами в лучах неяркого света, снова собирались воедино и терялись из вида в темноте.

Еще один короткий переход по узкому мокрому коридору, и стена пещеры распахнулась навстречу свету широким выходом на каменную террасу прямо позади водопада Хуангошу.  Так вот она, Пещера Водяного Занавеса!  Мы стояли на высоте примерно тридцати метров в гроте над озером Носорога, а перед нами на расстоянии вытянутой руки падала и падала с грохотом прозрачная стена воды, изнутри похожая скорее на стекло, чем на шелк. От этого зрелища голова шла кругом и что-то сладко замирало внутри. Сквозь водопад ясно видны были оба берега каньона,изумрудная лента реки и цепочка людей, как муравьи ползущих по склону... По краям грота колыхались диковинные растения, обдаваемые водой. Одни похожи были на папоротники, другие напоминали листьями банановую пальму, но особенно притягивали взгляд свисающие вертикально лианы, покрытые то ли ворсом, то ли колючками. Словно передо мной было французское окно в живой зеленой раме. Я стоял, замерев от восторга и не замечая даже, что давно промок с ног до головы. Никакие фото не передали бы величия этой панорамы, и, спрятав камеру под дождевик, я невольно раскрывал пошире глаза, словно желая запечатлеть увиденное где-то внутри себя самого. Пещера вывела на другую сторону каньона, прямо под отвесные скалы. Мы шли назад по течению удивительной реки, вода в которой была зеленее травы на ее берегах.

Сзади нас еще накрывали брызги водопада, с неба снова моросил уже привычный гуйчжоуский дождь, но я заметил вдруг, что дождь больше не раздражает меня. Его капли не казались  теперь противными и холодными. Словно пройдя сквозь сердце водопада, я совершил таинственный обряд, после которого уже не был чужим в этом царстве воды и камня. Словно часть моего собственного сердца вместе с водопадом утекла в зеленую реку и осталась в этом краю навсегда.  И я думал о том, как прекрасно все же, что линия, проведенная на карте, прошла через провинцию Гуйчжоу. И понимал уже, что если в этой поездке будут еще сюрпризы, то только приятные. Когда мы вернулись в город, уже стемнело. Мокрый асфальт поблескивал в свете уличных фонарей. По узким переполненным  улочкам медленно ползли вереницы машин. Было все почти так же, как днем. Только теперь в шуме автомобильных двигателей и голосов толпы я различал еще один чистый и правильный звук падающей воды, который не доносился с улицы, а звучал, похоже, где-то внутри меня. И перед мысленным взором проплыли вдруг строчки великого китайского поэта Ли Бо : " За сизой дымкою вдали горит закат, Гляжу на горные хребты, на водопад. Летит он с облачных высот сквозь горный лес.  И кажется : то Млечный путь упал с небес... "

61
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

Twiggy

Twiggy

04.10.2011 - 10:50

Прочитала, как сказку!!! Так

Прочитала, как сказку!!! Так интересно написано, как будто ты тоже попадаешь в эту ситуацию! Действительно, мы же совсем мало знаем про Китай :(

No image

СЕРЫЙ

05.10.2011 - 14:04

У АВТОРА РЕАЛЬНО ТАЛАНТ

У АВТОРА РЕАЛЬНО ТАЛАНТ ПИСАТЬ!!!

No image

cat-84

05.10.2011 - 14:38

Не знала, что Китай ТАКОЙ!

Не знала, что Китай ТАКОЙ! Красиво, очень красиво... Автору нужно романы писать. Читаешь и улетаешь))) в хорошем смысле этого слова.

No image

Marina

13.10.2011 - 09:40

вода какого-то

вода какого-то неестественного цвета на фотографиях...очень интересно написано...

No image

Михайловы

18.10.2011 - 20:41

BEST!!!!!!

BEST!!!!!!

No image

Кривошеевы

08.03.2012 - 12:13

Правильно говорят;"Если

Правильно говорят;"Если человек талантлив, он талантлив во всем". Андрей , ты не только великолепный рассказчик, не менее интересный художник, равно так же прекрасно пишешь.Причем , пишешь, как говоришь, так же свободно,захватывающе, так и слышен твой голос с характерными интонациями! Вообщем, Мастер!