Игрушки – это серьезно!

Текст: 
Антонина Климина

Одна из самых любимых игрушек моего сына – так называемый «пылесос». На самом деле это пластмассовая палка с ручкой на конце, единственная уцелевшая запчасть от загадочной штуки  на колесиках.

Не понятую до конца штуку давно сломали, а палка с ручкой обрела вторую жизнь. Так, если водить ею по полу, можно помочь взрослым с уборкой по дому. Если направлять на разные предметы, она превращается в ружье, а если отодрать ручку и приставить палку к глазу – в подзорную трубу. Я уже молчу о банальных возможностях – достать из-под дивана закатившийся мяч, сбить высоко висящий предмет (или люстру, если повезет)….

Для меня всегда оставалось загадкой, по каким критериям дети выбирают себе любимые игрушки? Чудо техники, снабженное лицензиями компаний с мировым именем и «рекомендованное ведущими педагогами и педиатрами» может уныло пылиться в углу, а копеечная финтифлюшка, купленная в последний момент, в довесок, у кассы – торжественно укладываться каждый вечер на подушку рядом с законным владельцем.

Сделай сам
Мои детские годы пришлись на 90-е, ужасные, прекрасные, неоднозначные. Как и у большинства простых русских людей, они проходили в положении финансовой скромности. В ответ на мои просьбы купить игрушку в 99% случаев родители предъявляли несокрушимый аргумент «нет денег». При этом детство вспоминается мной как самое удивительное и творческое время в жизни. Хотя бы потому, что для решения проблемы («хочу игрушку!»),  приходилось рассчитывать только на себя.

Легко открыть консервную банку, если у вас есть консервный нож. Но попробуйте это проделать при отсутствии такового!

Все мое детство я училась «открывать консервы» подручными средствами. Или создавать консервные банки, для которых не потребуется нож и которые, к примеру, открываются при помощи пуговицы. Я до сих пор считаю, что подобные «безвыходные» ситуации – лучший стимул для развития воображения и творческой мысли.

Вообще, я думала, что подобный подход характеризует именно русских людей, привычных к различным ЧП и прочим экстремальным обстоятельствам жизни. Но недавно прочла об одном известном японском педагоге, который сознательно воспитывал своих детей именно таким образом. Никогда не покупал им готовых игрушек, но предоставлял возможности, чтобы дети могли создать их самостоятельно. Вначале были протест и рыдания (лень – штука серьезная), но потом отпрыски увлеклись, втянулись, и дело пошло. «Нарастили мозги», опередили в развитии всех сверстников, бурно и долго благодарили мудрого отца - хэппи-энд.

Давно замечено, что когда к твоим услугам есть все, что угодно, в каком угодно количестве, цвете и качестве, делать, как правило, ничего не хочется. Но если, к примеру, нужно срочно создать оригинальную игрушку, а в распоряжении лишь кусок ткани, три пуговицы, проволока и маленький моток зеленой шерсти, на свет может появиться настоящий шедевр!

Время мечтать
Вот я и думаю: небольшой дефицит игрушек – разве это так уж плохо? Когда ребенку доступно больше десяти машинок одновременно, сосредоточиться на одной сложно, научиться увлеченно играть сложнее вдвойне. Если покупать игрушку еще до того, как ребенок ее захотел (или сразу, как только захотел), мечтам совсем не остается места.

Недавно мой сын в течение трех недель промывал мозги всем окружающим на тему игрушечной бетономешалки. Каждое утро он просыпался с мыслью о ней, рассматривал картинки с изображением спецтехники, громко кричал на улице: «Мама, смотри, бетономешалка!», если она проезжала мимо… И когда, наконец, я торжественно принесла домой обычную пластмассовую машинку с крутящимся жбаном вместо кузова (на мой женский взгляд, вещь странную и малопривлекательную), ребенок в полной мере ощутил, что такое счастье и «сбыча мечт». Следующие две недели он спал, ел, пил, купался, гулял и сидел на горшке только в присутствии своей собственной бетономешалки. И потихоньку начинал мечтать о лесовозе…

Что будем развивать?
Я не люблю усложнять жизнь. Поэтому, наверное, невероятно модная сегодня среди «заботливых и любящих родителей» армия развивающих игрушек не вызывает у меня ничего, кроме равнодушия и недоумения.

Почему-то мне кажется, что подобные вещи удовлетворяют скорее потребности родителей, нежели детей. Это напоминает рекламу суперкорма для кошек: хвостатым до него дела нет, а вот хозяева регулярно кормят своих питомцев только им («Моя Мася ест только самое-самое! Вот ведь как я о ней забочусь, ну прямо ничего не жалко!»).

Недавно я бродила по детскому магазину и обратила внимание, что, по большей части, «умные» игрушки направлены на развитие одного-единственного полушария мозга – того, что отвечает за логику и мышление.  На развитие воображения игрушек почти нет.

Современные дети, как мне кажется, при том обилии информации, которое их окружает, и без того чересчур рассудочны и алгоритмичны. Они вырастут предсказуемыми, исполнительными и функциональными. Но я-то хочу, чтобы мой ребенок был, прежде всего, счастливым, а для этого нужны и чувства!

Мне кажется, что искусство быть счастливым имеет мало отношения к искусству складывать и умножать числа на пять с плюсом. Скорее, здесь пригодится умение ощущать счастье в настоящий момент и радоваться тому, что есть – даже если действительность не такая радужная, как в рекламе или фильме о супергероях. Важно уметь испытывать положительные эмоции от прогулки под дождем, первого снега или того, что «ура, папа наконец-то пришел с работы!», видеть удивительное и прекрасное в серой будничной жизни, находить в плохом событии что-то хорошее. Эти качества - одни из самых важных и нужных в жизни, и развить их просто необходимо. Но, увы, это абсолютно не под силу ни одной игрушке в мире.

Нет, я не призываю игнорировать достижения мировой игрушечной индустрии. Просто, по моим наблюдениям, любимой игрушкой становится не самая «продвинутая» или дорогая. А та, о которой ребенок давно мечтал. В которую вложил частичку своей души и труда. Та, в которую он так весело играл вместе с мамой и папой.

А вообще – с нашими непредсказуемыми детьми никогда ничего не угадаешь заранее.  И это прекрасно.

47
0
Ваша оценка: Нет