Город художника

Текст: 
Надежда Меркушева

Я давно собиралась побывать в Альби, родном городе знаменитого художника Тулуз-Лотрека, чьи работы выставлены в лучших музеях мира. Готовясь к поездке, я просмотрела путеводители региона Юг-Пиренеи на юго-западе Франции и прочитала книгу Анри Перрюшо «Жизнь Тулуз-Лотрека».

Анри Тулуз-Лотрек родился в 1864 году. Его родители происходили из старинных аристократических семей - графов Тулузских и виконтов Лотреков, чьи имена вошли в историю Франции. Кто знает, как сложилась бы жизнь графского наследника, если бы не страшный недуг, сразивший его в юношестве - после неудачного падения ноги Анри прекратили расти и оставались длиной в семьдесят сантиметров на протяжении всей жизни художника.

В своих мечтах родители видели сына дипломатом или юристом, но он увлекся рисованием.

Судьба отвела ему всего 36 лет жизни. Лотрек не забывал о своем уродстве ни на минуту и старался всячески его скрыть, боясь вызвать жалость и презрение окружающих. Он отчаянно хотел доказать всему миру свою полноценность, и ему это удалось: Тулуз-Лотрек получил признание еще при жизни. Лучшие музеи мира считали и считают за честь выставлять его работы в своих залах.

Всю дорогу в Альби я вспоминала картины художника, которые видела в музеях и парижском кабаре «Мулен Руж». Опомнилась только, когда увидела чудный мост - наш автомобиль въехал в город.

Из путеводителей я уже знала, что Альби является центром Тарнского департамента в Лангедоке, и в нем сосредоточена вся  департаментская власть и служба архиепископа. Сам город небольшой, и население его составляет примерно пятьдесят тысяч человек. Там есть лицей, большая библиотека, музей и бронзовая статуя родившегося в окрестностях Альби знаменитого мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза.   Главной достопримечательностью города считается собор Святой Сесилии.

Огромный, величественный, он возвышается над красно-розовыми домами, над зеленовато-мутными водами реки Тарн, над осенними парками и великолепными мостами. В путеводителях о нем написано примерно следующее: «Здание величественных форм символизирует безграничную власть католической церкви и величие истинной веры после разгрома альбигойцев». Вот почему здание похоже на крепость - это не просто собор, это триумф католицизма!

Мы вышли из автомобиля на площади «Ле Виган», коммерческом центре города, и по узким улочкам старого квартала дошли до площади Сент-Сесиль, где стоит кафедральный собор. Оставив своих спутников в маленьком кафе, я обошла эту цитадель несколько раз. Когда я открыла тяжеленную дверь, то от неожиданности ахнула. Внутри было море света, роскошное убранство и огромное количество фресок.

При виде столь обширного собрания шедевров искусства я остолбенела. Да, я предполагала, что, возможно, увижу некоторые работы художников эпохи Ренессанса, но не ожидала, что их будет так много и что среди них окажется знаменитая на весь мир фреска «Страшный суд».

В «Страшном суде» каждый ангел на хорах, каждый апостол были до того выразительными и прекрасными, что я не могла оторвать от них взгляд. Словно завороженная, я еще долго ходила по кругу среди разноцветных витражей. Вселенная собора под узорчатым острым небом нефа не хотела меня отпускать.

На улицу я вышла почти без сил, но, увидев узкие улочки квартала XIII века, оживилась. С интересом я стала рассматривать внутренние дворики, в которые, казалось, никогда не заглядывало солнце. Я поднимала голову и вглядывалась в рифленые крыши, закрывающие небо. Помню мгновение, когда солнце вдруг озарило город, преобразив дома и улицы. Игра золотого и розового свечения, в которой купался Альби, заставила меня забыть обо всем на свете.

Мы с друзьями проходили по набережной, и я замедлила шаг, любуясь прекрасной панорамой левобережья. Легкий ветер гнал по Тарну свинцовую рябь, вдоль прибрежных аллей серебрились белые стволы платанов, а дома кутались в красноватую туманную дымку.

Музей Тулуз-Лотрека находится рядом с Собором Святой Сесилии, в просторном и похожем на крепость дворце Вербье, построенном в XIII-ХV веках. Там есть чудесный садик и внутренний двор. В путеводителе музея указано количество работ художника Тулуз-Лотрека, представленных для просмотра. Я не смогла увидеть все. Их было более пятисот. От простых карандашных зарисовок до таких знаменитых картин, как «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек» (мать художника), «Танцующий Шоколад», «За кулисами Фоли - Бержер». Я рассматривала нарисованных месье, курильщиков и шутов, игроков и театралов, конюхов и наездников. Передо мной один за другим мелькали полураздетые, одевающиеся и раздевающиеся, расчесывающиеся и моющиеся, бесшабашные, высокомерные, пьяные, неповторимые персонажи.

Переходя от одной картины к другой, я прямо-таки купалась в солнечном свете - настолько много его было в цветных литографиях и даже карандашных рисунках. Это не удивительно. Альби – солнечный город, и художник, родившийся в нем, мог писать только яркими красками.

Я вспоминаю, как долго сидела на скамейке возле родного дома художника, который нашла с большим трудом. Там нет музея, а только одна мемориальная доска. Было нечто завораживающее в том, как солнце било сквозь густую листву, как голуби клевали щедро рассыпанные детьми хлебные крошки, как какая-то женщина громко звала какого-то Патрика… Именно тогда я и поняла, что главное в этом городе, что бы там ни гласили путеводители,  это не Собор Святой Сесилии, а художник Тулуз-Лотрек, родившийся здесь и ставший известным на весь мир.


"Рыболовное судно", 1880 г., дерево, масло, частная коллекция


"Салон на улице Мулен", 1894 г., холст, масло, Музей Тулуз-Лотрека, Альби


"Мулен Руж": Танец", 1890 г., холст, масло. Музей искусств Филадельфии.


"Адмирал Paul Viaud  в восемнадцатом веке", 1901 г., холст, масло, Museu de Arte Moderna

63
0
Ваша оценка: Нет