Современная теория эволюции

Текст:
Евгений Лаврин

Почему католический и протестантский мир признали естественный отбор?

Несостоявшемуся священнику, английскому натуралисту Чарльзу Дарвину потребовалось девять лет раздумий, прежде чем опубликовать свой труд «Происхождение видов». Эта работа, изменившая биологию, давшая толчок возникновению зоопалеонтологии, генетики и микробиологии была опубликована еще в 1859 году. Прошло более 150 лет, но споры о том, прав ли был Дарвин,  не утихают.

Представление о сути эволюционной теории и ее содержании в  нашем обществе находятся на уровне средневековья. Стереотипы начинаются с  понимания слова «теория».  Широкой понимание термина «теория» чаще всего соответствует научному понятию «гипотеза». Но  в науке теория — учение, система законов и знаний. Само словосочетание «теория Дарвина» в научных кругах практически не используется. Ее место прочно занимает СТЭ — синтетическая теория эволюции.

Я постараюсь кратко представить лишь самые наглядные моменты доказательства эволюционных постулатов.

Начнем с того, что органический мир нашей планеты до неприличия сложен и запутан.  По оценкам авторов исследования, опубликованного в журнале PLoS Biology, на планете живут около 6,5 миллионов наземных видов и 2,2 миллиона видов морских обитателей. При этом только 1,2 миллиона видов систематизированы, а 78% обитателей суши и 86% жителей океанских глубин еще предстоит открыть, описать и систематизировать. И самое интересное: две трети всех биологических видов на Земле являются паразитами, и библейский Ной был вынужден спасать на своем ковчеге большую часть этой вредоносной биомассы.

Противники СТЭ любят рассуждать о том, что многие  доисторические переходные звенья еще не найдены, так что извините, достоверность учения под сомнением.  Действительно,  недостающие  звенья, если брать в расчет лишь класс млекопитающих, составляют примерно 30 % от уже имеющихся, но находки доисторических ископаемых, закрывающие эти пробелы, не заканчиваются. Чтобы понять, может ли факт отсутствия некоторых переходных  видов привести к отрицанию всей СТЭ, можно провести аналогию с  нашим мозгом. До сих остается неизвестным алгоритм работы ряда процессов мышления, но можно ли считать это фактом отсутствия мыслительной деятельности в целом?

Возможно ли проследить в режиме реального времени изменчивость видов? Да, самым обычным примером является искусственный отбор домашних животных, но есть и удивительные  факты исследований, проведенных в естественной среде.   Наблюдения, проведенные на Галапагосских островах в 70-е годы прошлого столетия, показали, что в течение двух лет в результате жесточайшей засухи в живых осталась только одна пятая часть земляных вьюрков, проживающих на острове Дафния. У оставшихся  размер клюва за этот период (а это было важно для выживания при наличии только определенной пищи) увеличился в среднем на 4%. Повторюсь, за два года! А позади, напоминаю, миллиарды лет эволюции биологического мира.  Проследить образование нового вида, конечно, ни за два года ни за тысячу лет невозможно. Международная группа из 20 биологов и палеонтологов разработала уникальную методику, по которой впервые вычислила максимальную скорость эволюции млекопитающих. Биологи подсчитали количество поколений, которое необходимо животному не больше мыши, чтобы развиться  до размеров слона. Расчеты показали, что наземным млекопитающим для увеличения массы в 100 раз потребуется 1,6 млн поколений

Главным движущим элементом естественного отбора являются случайные мутации, большинство из которых оказываются либо вредными, либо бесполезными, и лишь малая часть из них дает особи, а затем и популяции, явные преимущества и закрепленные изменения. Мутации происходят на генетическом уровне, поэтому доказательства СТЭ в немалой степени строятся на достижениях микробиологии. Например, во всех клетках нашего организма есть органеллы: митохондрии, обладающие важнейшим свойством - синтеза АТФ, универсального источника энергии. Митохондрии являются бактериями, поселившимися в  клетках в результате симбиоза миллионы лет назад. Интересно, что их ближайший родственник  - бактерия Rickettsia prowazekii,  вызывающая тиф.

Есть у нас и  бета-лимфоциты - первый защитный барьер иммунной системы. Они постоянно вырабатывают частицы — ферменты, борющиеся с вредоносными вирусами и бактериями, попадающими в организм. При обнаружении неизвестного антигена  они начинают эволюционировать, чтобы подобрать к нему. То есть процесс эволюции на уровне нашего внутреннего микромира происходит  постоянно.

Есть у нас и псевдогены - это неработающие гены, возникающие в результате мутаций, выводящих нормальные, "рабочие" гены из строя.  Так, у человека и приматов  есть один и тот же псевдоген GULO, являющийся "сломанным" геном фермента, синтезирующего аскорбиновую кислоту. В связи с переходом предков современных приматов к питанию растительной пищей, богатой витамином C, данный ген перестал быть необходимым для выживания.

Я привел единичные факты из тысяч доказательств, имеющихся на руках эволюционных биологов о работе эволюционных процессов.

И, самое интересное,  несколько лет назад произошло событие, которое можно считать  торжеством здравомыслия: реальность эволюционных процессов была признана Католической церковью и рядом крупных протестантских направлений, например, методистами. Более 1,5 млрд. христиан прекратили отрицать очевидность фактов об изменчивости видов животных и растений. И в этом нет никакого противоречия. Ведь среди биологов есть креационисты, например, ведущий американский генетик Ф. Коллинз, написавший работу "Доказательство Бога. Аргументы ученого". В ней он  приводит генетические аргументы в пользу эволюции, а также обосновывает  свою точку зрения на то, что современная эволюционная биология, как и наука в целом, не противоречат христианству.

74