Бремя сказок

Текст: 
Антонина Климина

 

«У Лукоморья дуб зеленый…» «Мам, закрой сейчас же эту книгу!»
Антонина Климина выяснила, чем Пушкин не угодил современным детям и какие сказки им действительно нужны.

 

 

Мне казалось, что у моих детей будет все как в моем детстве. Хотелось создать им те же приятные, особые воспоминания, когда за окном вечер, пора спать, и тебя убаюкивает, как шелест дождя за окном, «Сказка о царе Салтане».

Чем Пушкин мог не угодить ребенку? Архаичный язык? А может, просто отношения крестьянских сынов со всякими царевнами не интересуют пацана дошкольного возраста? Спасибо, хоть Чуковского слушает иногда. Хотя что такое кочерга, ухват, самовар и зачем на кухне требуется корыто человеку нового тысячелетия объяснить практически невозможно.

Невольно задумаешься, о чем же тогда рассказывать детям, что им интересно? В свое время Чуковский произвел настоящую революцию в сказках, объединив суперсовременные для своей эпохи вещи с вполне традиционными героями: медведи — и вдруг на велосипеде, телефон и слон, зайчики и трамвай… а кто же пришел сегодня ему на смену и где найти добрые и по-настоящему талантливые истории про «У меня зазвонил iPhone»? Ведь, несмотря на универсальную мораль, многие старые шедевры народного и авторского творчества перестают быть доступными для понимания нынешним детям. Многие ли, к примеру, воочию видели ту самую репку из сказки?

Хотя, возможно, дело просто в том, что нынешние мамы и папы все меньше читают детям. Наши родители однозначно относились к данному занятию более ответственно и серьезно. Но, с другой стороны, был ли у них выбор? Когда в доме нет компьютера со «всемогущим» безлимитным интернетом, а мультфильмы можно посмотреть только в определенное программой передач время, волей-неволей приходится прибегать к старым добрым книгам.

Современных родителей, которые мужественно отреклись от цифровых радостей, убрали из дома телевизор и не подпускают ребенка к компьютеру, абсолютное меньшинство. Искушение поставить чаду длинный список мультиков и преспокойно позаниматься час своими делами слишком велико. При этом все, конечно, знают, что по нормам больше 15 минут в день (если не в неделю) дошкольнику проводить у телевизора вредно для здоровья и развития. И что книжки в сравнении с мультиками — как домашняя пища в сравнении с фаст-фудом: преимущества и польза очевидны, но не каждый захочет заморачиваться с ее приготовлением. Сейчас от этого уже никуда не денешься, да и нужно ли?

Эрудиция, воображение, аналитические способности, умение быть наедине с собой, способность понимать себя — все это и многое другое растет из умения читать книги. Альтернативы этому занятию пока не существует.

Но самый большой бонус книжек в сравнении с мультфильмами — возможность разделить все переживания с мамой или папой. Сказка из книжки оставляет обширное поле для фантазии, легко обрастает удивительными подробностями (недаром многие простенькие истории в детстве кажутся длинными, выразительными и наполненными глубоким содержанием). Чтение сказки — это совместное творчество родителей и детей, возможность побыть вместе, насладиться общением и увлекательным сюжетом. Даже элементарных «Трех медведей» можно каждый вечер подавать разным способом: читать по книжке, по памяти, по ролям, нарисовать и вырезать фигурки героев и разыграть спектакль, а потом взять камеру и снять собственный мультик, можно сделать книжку с «авторскими» иллюстрациями…. Вариантов уйма, и это здорово облегчает жизнь, когда одну и ту же историю приходится повторять каждый день по нескольку раз.

Еще один способ воспитания интереса к сказкам я нашла, когда решила усовершенствовать «Красную Шапочку». Как заинтересовать ею человека, увлеченного машинами? Правильно! В новой редакции внучка едет к бабушке на огромной пожарной машине и в лесу встречает Волка на экскаваторе. Далее они, конечно, соревнуются в скорости, и едут к бабушке, которая лежит на кровати в бетономешалке. Ну а дровосеки, ясное дело, подруливают к домику на лесовозе, расправляются со злодеем, вспарывают ему брюхо… «…и оттуда вышли Бабушка, Бетономешалка, Красная Шапочка и Пожарная Машина, все целые и невредимые!» — радостно заканчивает ребенок.

Необязательно читать классический набор дошкольника, главное, чтобы оба — и читающий и слушающий получали удовольствие от процесса. Так, сын наотрез отказался от «Волка и семерых козлят» в пользу его таджикского аналога «Коза с кудрявыми ножками». Возможно, дело в том, что его радовала бурная реакция взрослых на имена козлят: Алюль, Булюль и — внимание! — Хиштаки Саританур.

А однажды, отчаявшись заинтересовать сына старыми добрыми историями, я попыталась сочинить свою собственную, и… у меня ничего не вышло. Придумать свою сказку, как оказалось, не так-то просто. Создать интригующее начало — еще куда ни шло, но что делать с ним потом, как разворачивать сюжет — непонятно. Поэтому долгое время у меня получалось нечто вроде «Жила-была селедка, которая любила гулять по лесу. Гуляла-гуляла, а потом устала, вернулась домой и легла спать. Вот и сказке конец». Ну явно не Ханс Кристиан Андерсен. Но однажды меня осенило: сюжет можно брать прямо из жизни! Стоит перенести его в сказочные условия, и дело пойдет значительно веселее! С одной стороны, слушателю всегда приятно убедиться, что в аналогичные ситуации попадает не только он один, но еще зайчата, пингвины, верблюды и сказочная спецтехника. А с другой стороны, таким образом можно ненавязчиво разрешить и некоторые проблемы, вроде иррациональных страхов или плохого поведения. Так появились нетленные шедевры вроде «Сказки о медвежонке, который боялся лифта» или «О тигренке, который говорил плохие слова». В случае с лифтом через неделю ежевечернего повторения сказки, где главный герой сначала ужасно боится лифта, а потом становится его хорошим другом, эта проблема и в реальной жизни утратила свою остроту, а потом и вовсе сошла на нет.

Помимо всех прочих достоинств, сказки — еще и хороший вызов для взрослых: нужно же преодолеть свою большую родительскую лень и желание поскорее вернуться к своим серьезным делам, быстро «откатав обязательную программу». К тому же придумать с нуля захватывающие приключения подоконника или семьи прищепок, или кассира из магазина в соседнем доме гораздо сложнее, чем отбарабанить наизусть известный с детства текст. Поэтому я за новые, самодельные, пусть немного корявые, но зато единственные и неповторимые сказки, созданные совместно с детьми. Ведь любви и состраданию, чувству взаимопомощи и добра могут успешно научить любые герои: гуси-лебеди и волшебные щуки, сказочные бетономешалки и пылесосы, компьютеры и кондиционеры для белья…. Главное, чтобы процесс сочинения был радостным и веселым, а в результате все жили долго и счастливо.

 

Книжки про сказки:

Дж. Родари «Грамматика фантазии» (о способах придумывания историй вместе с детьми), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии»

97
0
Ваша оценка: Нет