Небо под контролем

Текст: 
Роман Смирнов
Фото: 
из архива Юрия Ульянова

 

20 октября 2011 года в Хабаровске был создан беспрецедентный по масштабам автоматизированный укрупненный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) России.

 

Его специалисты контролируют 10 процентов воздушного пространства страны — огромную площадь в 2,5 миллиона км2, в которую входят Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Еврейская автономная области, небо над Охотским и Японским морями.

Об особенностях одной из самых опасных и ответственных профессий в мире нам рассказал молодой диспетчер хабаровского центра Юрий Ульянов, победитель конкурса профессионального мастерства среди авиадиспетчеров на Дальнем Востоке в номинации «Лучший диспетчер районного центра».

«В небе самолеты летают по строго определенным маршрутам, и задача авиадиспетчера — обеспечить пилоту каждого борта максимально эффективный и безопасный перелет до пункта назначения: помочь выбрать оптимальный курс и высоту, предупредить о неблагоприятных метеоусловиях — грозах и зонах турбулентности.

Даже сегодня, когда у нас есть возможность работать с новейшим оборудованием, лучшими в стране системами метеоконтроля и предупреждения потенциальных столкновений, когда летать стало спокойнее, эта работа требует непрерывного внимания.

Человек, далекий от авиации, вряд ли может представить себе интенсивность воздушного сообщения. В день в зоне ответственности хабаровского центра может быть около 1000 самолетов, идущих по пересекающимся маршрутам. За время полета они меняют сектора и диспетчеров, и твоя задача — непрерывно держать связь и с пилотами, и с коллегами, ведущими твой борт вне твоей зоны. При этом, не дергая лишний раз ни тех, ни других. На экранах мониторов самолеты — небольшие точки с полными выходными данными. Десятки точек и цифр, но за каждой — сотни людей, прямая ответственность за безопасность которых лежит на тебе.

Когда я сдавал на класс, мне задали вопрос — можно ли, работая с суперсовременными системами, допустить серьезную ошибку? К сожалению, можно — человеческий фактор еще никто не отменял. Получается, мы, люди, как раз и работаем над тем, чтобы его минимизировать. Диспетчер не может быть рассеянным, не может быть нервным, эта профессия собранных и грамотных людей, которые умеют четко следовать инструкциям и четко выдавать команды, используя при этом определенную не только русскую, но и английскую фразеологию радиообмена — язык, известный пилотам всего мира. Отступать от нее можно лишь в исключительных случаях, чтобы, например, перефразировать сообщение, которое может быть непонятно из-за помех эфира или акцентов. Кстати, пилоты обязаны строго выполнять команды диспетчеров — в полете не может быть разногласий.

Реально ли быть начеку каждую секунду в течение всей своей смены? Конечно, нет. Как раз поэтому диспетчер не должен нарушать правила отдыха. Отработал час — отвлекись на 10 минут. Или 2 отработал — 20 отдохнул. У нас даже есть комната психологической разгрузки. Если ты сильно вымотался, можно сообщить старшему диспетчеру, что нужна подмена. Ты никогда не должен быть уставшим — тут просто не до геройства. Даже если на твоем радаре всего 3 борта, ты не можешь отвлекаться — вдруг возникнет нестандартная ситуация? Ты просто обязан выполнять свою работу по технологии. Не будешь выполнять — получишь выговор. У нас ошибки караются очень серьезно. Слишком уж велика может быть их цена.

Я родился в Ульяновске и прожил там большую часть жизни — 22 года. Моя мама — Надия Талгатовна — руководитель авиационного учебного центра авиакомпании «Полет».

Мама имеет право проверять уровень языковой подготовки летчиков и выдавать сертификаты, позволяющие им выполнять международные рейсы. Много специалистов проходили у нее курсы повышения квалификации, и я часто ходил с ней на работу. Пилоты и диспетчеры знали меня, рассказывали о том, как интересна авиация, мы вместе ездили на аэродром. Я просто не мог не увлечься: скорости, расстояния, постоянное движение.

Вдохновленный их рассказами я принял решение учиться на авиадиспетчера и закончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА).

Самыми интересными днями я до сих пор считаю те, когда в моем секторе происходит интенсивное воздушное сообщение. Пилоты что-то запрашивают, маршруты пересекаются, нужно вычислять, отслеживать, согласовывать. Так ты с каждым днем узнаешь новое. Диспетчер вообще должен постоянно чему-то учиться. Ты обязан знать все и за себя, и за пилота — друг без друга вы просто не существуете.

70 процентов пролетающих над нами бортов — иностранцы. Большой поток идет из Японии, Америки и Китая. Летают во все стороны, садятся на дозаправку. И не важно, вышел ли китаец, француз, итальянец или немец — ты общаешься со всеми, помогаешь всем.

Из сотен пролетающих в небе самолетов все могут быть разными, и ты должен знать летные характеристики каждого. Постоянно поступают новые документы, анализ инцидентов, на которых ты тоже учишься. Ты должен отлично владеть технологией управления воздушным движением, фразеологией радиообмена, схемами действия в опасных ситуациях, техниками самоконтроля — паника в нашей работе исключена! Все эти знания — основы подготовки диспетчеров, и предметы, которые преподают в училище, максимально прикладные. Учиться, признаюсь, было безумно интересно.

Училище я закончил с красным дипломом, хотя никогда не ботанил — просто любил учиться. Я рос с обычными парнями в своем ульяновском дворе. Помню, они удивлялись — как у меня получилось это сделать, если мы свободное время почти всегда проводили вместе?

Моим первым инструктором в Хабаровске был Лимешенко Константин Евгеньевич. Когда я только пришел, меня посадили на очень насыщенный сектор. За год работы я набрался просто бесценного опыта. Конечно, тебя никогда не оставят одного — всегда поможет старший диспетчер или руководитель полетов, у нас это опытнейший специалист Привальцев Юрий Леонидович. Он начинал как я молодым, и прошел многое. В случае необходимости к нему можно обратиться за помощью. Впрочем, это происходит нечасто именно из-за специфики профессии. Воспитывать никого не надо. Диспетчер — это очень серьезный человек, который знает, куда и зачем пришел, и четко выполняет свои обязанности.

Конечно, вне работы мы можем расслабиться, где-то пошутить, вместе со сменой выехать на природу. Я люблю пообщаться с коллегами, многие из которых в 2 раза меня старше, они рассказывают свои истории, как они поступали в тех или иных ситуациях. Но как только ты сел за мониторы — все, начинается совсем другой мир. В нем не до лишних разговоров.

В течение всей смены ведется аудио- и видеозапись. Каждый рабочий день начинается с медицинского контроля. Пульс, давление, внешний вид должны быть в норме. Если ты устал, если не в форме, тебя могут не допустить к работе. После осмотра — инструктаж по воздушной и метео-обстановкам. Плюс каждый день проводится так называемый «розыгрыш» — любому диспетчеру могут задать любой связанный с профессией теоретический вопрос, на который ты обязан ответить. Все эти процессы и весь рабочий день документируются. Так можно в любой момент можно посмотреть, как ты себя вел, что делал, какие кнопки нажимал, кому что передал или забыл передать.

И, знаете, не было ни секунды, чтобы я пожалел о выборе профессии. У меня иногда спрашивают — может, стоило в летчики пойти? А я думаю, зачем? Я уже успел поработать бортпроводником — у меня порядка 700 часов налета, успел полетать в кабине пилота и представляю, каково это. Да и потом, кто-то же должен быть диспетчером. Конечно, пилоты получают в разы больше — они меняют параллели, это очень вредная работа, это высота, сумасшедшие графики и совсем другая ответственность. Пилот в среднем выполняет около 15 рейсов в месяц и может находиться дома всего десять из тридцати дней. Приезжает, отдает деньги семье и обратно в рейс.

А диспетчер всегда дома.

У молодых специалистов в Хабаровске много привилегий. Хорошая заработная плата, премии, помощь в покупке квартиры. Но, знаете, убери все плюсы — я бы все равно остался в профессии. У меня была возможность переехать в Москву, но зачем? Главное в жизни — не география и не списки якобы упущенных возможностей. Главное — не потерять себя. Вот и родители, которым я очень благодарен за их вклад в меня и воспитание, рады, что я нашел свою дорогу в жизни».

83
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Анна.

02.08.2012 - 15:39

Спасибо за статью -теперь мы

Спасибо за статью -теперь мы точно знаем ,что вы можете печатать заказные статьи ,которые точно не отражают реальной картины .Вы описали мальчика ,кот. работает без году неделю и очень радуется ,что на этой работе даже наказывают за ошибки и квартиры помогают покупать .Хочется искренне надеяться ,что он так и не знает ,что на днях похоронили диспетчера ,кот. проработал 39 лет и всю свою жизнь прожил в бараке без удобств -только за 3года до смерти взял кредит и купил благоустроенное жилье.А мальчик конечно молодец -будет начальником,скорее всего ему уже это пообещали.И еще мальчик наверное не знает ,что на этой профессии средний возраст смерти 45-50 лет и в основном от рака или сердце.Никогда не печатайте статьи ,Роман,не проверив информацию со слов начальства и детей ,которые пока живут романтикой, а то вы рискуете быть нелюбимым всеми диспетчерами ,кот.и в самом деле являются профи в своем деле .Пока с уважением.Анна. PS.А Юрий Леонидович действительно хороший и опытный профи ,уж лучше бы вы о нем написали статью было бы интереснее -а то какая -то рубашка навырост получается.

No image

Илья Стафеев

14.11.2012 - 15:38

Тупой комментарий от Анны.

Тупой комментарий от Анны. Полон эмоций и ничего более. Где вы такую смертность подсчитали? Есть статистика? А от рака или из-за проблем с сердцем в возрасте 45-50 лет умирают те диспетчеры, которые употребляют алкоголь в безмерных количествах и много курят. Я не говорю про конкретного диспетчера, который проработал 39 лет. Соболезную ему и его семье. Хоть и парень работает сравнительно недавно, около двух лет, это не коем образом не влияет на его профессионализм. Конечно опыта работы мало по сравнению с ветеранами. Но знаний, стремления, и потенциала поболее чем у доброй половины этих сторожил. Век живи -век учись - это про диспетчеров. Постоянные нововведения, изменения в регламентах, технологии (практически ежемесячные) постоянное повышение и поддержка уровня Английского языка не дают более опытным диспетчерам никаких преимуществ в профессионализме из-за стажа. А наоборот. С возрастом реакция и память слабеют и в "час пик" нужны шустрые, светлые головы. Поэтому про без году неделю можно поспорить. Про квартирный вопрос вы тоже перестарались. Зачем завидовать? Если молодым помогают развиваться, разве это плохо? Ну давайте отменим... Давайте перестанем повышать зарплаты учителям, военным, полиции. Зачем?! Ведь до этого люди работали по 39 лет за маленькую зарплату!!! Абсурд... Пусть рубашка и на вырост, но материал в самый раз. Спасибо за статью. Очень приятно когда молодые целеустремлённые люди добиваются успеха.