Прочесть за 60 секунд

Текст: 
Соня Коренева

 

Говорят, Наполеон читал со скоростью до 2 тысяч слов в минуту.
А чем мы хуже?


Задача: попытаться за две недели освоить технику скорочтения

Результат: узнала, чем «двойная петля» отличается от «ленивой S» и открыла в себе мастера «зигзага» и «двойной указки»


Измерить скорость своего чтения оказалось довольно просто, достаточно забить запрос в поисковик. Онлайн-тесты также измеряют такой немаловажный параметр, как процент понимания материала. Если доступа к интернету нет, для подсчета слов можно воспользоваться функцией «Статистика» в «MicrosoftWord».  Откройте в программе какой-либо текст, прочтите его желательно именно с той скоростью, к которой вы привыкли. После этого посмотрите, сколько времени у вас ушло на чтение и сколько слов насчитывает пройдённый вами отрывок. А дальше сплошная арифметика: кол-во слов/мин. = ваш результат.

Я всегда думала, что читаю довольно быстро, что, в общем-то, подтвердилось. 272 – это на 22 слова в минуту больше, чем у среднестатистического человека. Но корифеи интернет-скорочтения утверждали, что это только начало и я просто не осознаю до конца весь потенциал своих глаз и мозга.

В помощники по исследованию потенциала я выбрала известного английского психолога Тони Бьюзена, специалиста по развитию интеллекта, памяти и способностей к учёбе. Я начала занятия именно по его пособию.


Бесплатные приложения «Таблицы Шульте» для Android: SchulteTables 
                                                                                для  iOS: SchulteGrid


Итак, что же поможет мне читать быстрее?  

1.    Устранение регрессий, то есть возврата к предыдущим словам и перечитывания.

2.    Подавление внутреннего проговаривания слов.

3.    Расширение поля охвата зрения, развитие периферического зрения.

Справиться с первыми двумя пунктами оказалось довольно легко, но вот моё «поле» расширяться решительно отказывалось. Неплохое упражнение для желающих сладить со своим – таблицы Шульте. Это квадрат, разбитый на 25 ячеек, в каждой из которых – числа от 1 до 25. Необходимо, глядя исключительно в центральную ячейку и не переводя взгляд на соседние, найти цифры по порядку периферическим зрением.

Самым действенным упражнением для меня оказалось банальное чтение с указкой (подойдёт ручка, карандаш или палец). Дело в том, что человеческому глазу легче следить за движущимися объектами, чем за статичными. Кроме того, с помощью указки вы можете увеличивать скорость чтения, просто быстрее передвигая её по странице. К моему удивлению, по мере ускорения, я стала лучше запоминать прочитанное и легче понимать смысл текста.

Следующий пункт обучения – сокращение числа остановок и лишних движений глаз во время чтения. Именно во время микроостановок мы распознаём и, собственно говоря, читаем отдельные группы слов. Необходимо захватывать за раз как можно большее их количество.

Не менее важный фактор – избавление от ненужных движений глаз. При обычном построчном чтении много времени тратиться на перевод взгляда с конца одной строки на начало следующий. Современные схемы чтения, позволяют по максимуму использовать каждую секунду (см. схемы).

Стрелка указывает на путь указки. Совсем не нужно читать чётко по линии, наоборот – вы должны охватывать взглядом сразу группу слов на нескольких строчках (в «двойной указке» взгляд скользит посередине страницы).

Звучит заковыристо, но на деле всё оказалось просто. Немного практики – и вы удивитесь. По крайней мере, я удивилась. Сначала попробуйте почитать каждым из способов минут по 15. Сложно только первые 5 минут. Дальше я начала вполне бодро читать наискосок, зигзагом и даже «двойной указкой». И самое важное, я понимала, что читаю! Если сначала вам трудно переваривать слова, мелькающие перед глазами, ни в коем случае не бросайте «это гнилое дело». Полезно чередовать чтение на максимальной скорости с периодическими замедлениями.

По истечению двух недель я опять измерила скорость чтения и… она выросла почти в два раза. При этом процент понимания немного уменьшился, но остался вполне в пределах нормы (70%, в начале было 80%).

С помощью особо полюбившегося мне «зигзага» я осилила «Шагреневую кожу», «Путешествия Гулливера», а вот с научно-популярной литературой возникли проблемы. Ради Хокинга мне пришлось вернуться к обычному способу чтения, и в этом нет ничего трагичного. Правило эффективного потребления информации гласит: «К каждому виду текста необходимо подходить индивидуально». Скорочтение идеально подходит для статей в газетах и журналах, выручает, если вам нужно быстро уловить суть текста. Если же вы хотите насладиться языком или изучаете сложный учебный материал – придётся вернуться к классике, и да простит меня Тони Бьюзен.

43
0
Ваша оценка: Нет