Двое

Текст: 
Владимир Кузнецов
Фото: 
Владимир Кузнецов

 

Перебираю фотографии в поисках очередной темы для «заметок». На глянце давно отпечатанных картинок читаются годы работы в журналистике. Почти полвека я наблюдаю жизнь через видоискатель фотоаппарата.

Год за годом, шаг за шагом, от работы к работе, от сюжета к сюжету учился узнавать и открывать в фотографии новые штрихи. Черты, которыми, казалось бы, не должна обладать эта муза, с ее документальностью, реальным явлением, фактом. Пожалуй, это то главное качество, что отличает фотографию от живописи и открывает принципиально новые возможности. Возможности создавать слепки времени, пусть даже подкрашенные видением фотографа. Перед которым всегда единственный факт и единственная возможность только «анализировать» действительность.

Мой друг, репортер «Огонька» Лев Шерстенников, как-то сказал: «Фотография — искусство молниеносной реакции и снайперски точного удара. Существует только единственный миг, единственная точка, в которой фокусируются, пересекаются все нити будущей фотоработы, ее композиция, ее драматизм, ее жизненная сила. Уловить это — высший смысл работы фотохудожника, и в первую очередь фотожурналиста». Журналист, в отличие от фотохудожника, не имеет морального права «додумывать» жизнь, смотреть на героя как на заготовку, которой можно менять форму, потому что он — репортер, он не создает событие, а идет следом, фиксируя факты.

Профессиональная фотография, будь она художественной или репортерской — жанровой, то есть сделанная сходу, без вмешательства режиссуры, является выражением определенной мысли.

Мысль сегодняшней подборки — фотографии, иллюстрирующие отношения между людьми. Редкий человек стремится к одиночеству. Общение с себе подобными необходимо всем живущим на планете. Мир устроен так, что если волею судьбы человек оказывается оторванным от общества, то рано или поздно обязательно появляется другой человек, способный избавить от одиночества. Как в сказке. Только по-настоящему…

 

Сегодня этим пионерам из поселка строителей БАМа уже за сорок. Как сложилась их судьба, что хранит их память? Помнят ли они потертый картонный шар с океанами и континентами, на котором искали точку с надписью «Тында»?

 

В Комсомольск-на-Амуре я прилетел с правительственной делегацией. Губернатор края осматривал строящиеся объекты. В одном из помещений будущей поликлиники шел серьезный разговор с руководителями строительства. А рядом, в соседней комнате, объектив фотоаппарата выхватил фрагмент совсем другой жизни.

 

Темная зимняя ночь. От мороза потрескивают деревья. Луч прожектора разрезает снежную мглу, выхватывая из темноты фигуры двух бойцов пограничного наряда. Одному, даже солдату, в ночной тайге жутковато.

 

К утру шторм утих, и баржа прижалась к буксиру. В утренней тишине и покое забылись кошмары минувшей ночи, когда океан швырял штормовые волны к скалистому берегу острова Шикотан. Маленький катерок и беспомощная баржа боролись со стихией. Вдвоем они победили.

 

Командир и его помощник понимают друг друга с полуслова, чувствуют с полувзгляда. Иначе нельзя. Тысячи людей верят им, доверяют свои жизни, поднимаясь на борт самолета.

 

Эта фотография сделана за несколько минут до начала переговоров с японской делегацией.

 

Холодный камень могильной плиты, звездочка и красная гвоздика. По русскому обычаю — бутылка водки на двоих. И память…

 

Последняя осень.

84
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Оля-ля

02.11.2012 - 14:55

чувственно,если это слово

чувственно,если это слово уместно... атмосфера каждой фотографии врезалась в меня