Погружение в сердце фрегата

Текст: 
Аркадий Шиповалов
Фото: 
Дайв-центр «Паллада»

 

Команда дайв-центра «Паллада» решила в очередной раз отдать дань памяти легендарному тезке - российскому фрегату «Паллада» и погрузиться на дно Татарского пролива, где покоятся останки некогда блистательного судна, шедевра отечественного кораблестроения.

Фрегат «Паллада» был спущен на воду 1 сентября 1832 года с Охтинской верфи. Задание на постройку корабля дал лично Николай I – ему требовалось судно для «иностранных плаваний». За постройку корабля взялся один из самых известных мастеров полковник В. Ф. Стокке. Ему было дано задание строить «Палладу» по проекту американского корабля «Президент», который был захвачен англичанами и который считался одним из лучших кораблей для океанских плаваний.

За время своей службы фрегат «Паллада» побывал в Англии, Испании, Германии и даже в Японии. Именно Япония оказалась последним государством, где побывал корабль. Целью приезда была дипломатическая миссия, которую представлял вице-адмирал Путятин, секретарём был знаменитый писатель Гончаров (который описал период своего путешествия в очерке «Фрегат Паллада»).

Этот фрегат называют шедевром отечественного парусного судостроения. Он имел великолепную отделку, идеальные пропорции, большое количество инноваций (например, в корпус были встроены иллюминаторы).

С началом Крымской войны фрегат из Японии направился прямиком к России, правительство опасалось, что он может быть захвачен Англией. Сами же англичане организовали поиск корабля, выделив для этого мощную эскадру. Капитан «Паллады» дал приказ облегчить судно и попытаться зайти в устье Амура, но даже в опорожнённом состоянии фрегат попасть туда не смог. Он остановился в Императорской Гавани (бывшее название Советской Гавани), экипаж отправился на Николаевский пост, а сам корабль затопили.
Это произошло 31 января 1856 года.

 

Технические характеристики:

  • Длина: 52,5 метра
  • Ширина: 13,3 метра
  • Осадка: 6 метров
  • Высота борта: 4 метра
  • Артиллерия: 52 орудия - 30 бронзовых пушек (24 фунта) и 22 карронады (24 фунта)

 

Экипаж фрегата «Паллада» (в центре командир корабля адмирал В. Е. Путятин)

 

LOGBOOK:

Аркадий

26.08.2005 г
Село Заветы Ильича, Татарский пролив, бухта Постовая, фрегат «Паллада».

Найти корабль не составляло труда. Нам было известно, что он лежит напротив памятника, поставленного в память морякам постовой команды, погибшим от цинги во время первой зимовки в бухте Постовой.

Все оказалось проще, чем мы рассчитывали. Перпендикулярно берегу стоял пирс, корабль лежал параллельно, практически вплотную, к правому борту пирса.

Бухта закрытая: волнение, течение отсутствует. Дно илистое. Вода холодная, благодаря чему видимость составляет 5-6 метров. Нос завален камнями. Фрегат лежит с креном на правый борт. На корме, похоже, остатки основания мачты. По борту частично сохранилась медная обшивка. Под ней виднеется войлок, которым покрывали наружные части корпуса для защиты от проникновения червей, разрушающих древесину. Внешняя сторона борта покрыта многочисленными актиниями, асцидиями, разнообразными губками, в основном, красного и синего цветов; небольшими водорослями. Над кораблем в толще воды дрейфовали крупные медузы диаметром до 60 см. Надо везти фотоаппарат!...

 

Анна

23.08.2008 г

Вошли в воду с пирса и практически сразу упали на корабль. Температура воды на поверхности +20, под водой +14, из-за этой «теплыни» - у воды слегка зеленоватый оттенок, видимость 3 м. Хочется охватить взглядом все и сразу. На поверхности от местных моряков уже слышали много печального – как в 70-х гг. ломали корпус плавкраном, чтоб потом вырезать шахматы для московского начальства, как при отсыпке береговой линии фрегату засыпали нос. Нам сказали, что мало что осталось. Неужели мы зря приехали?

Мутновато. Из «ниоткуда» встают останки корабля. Борт зарос, нас встречают рыба-собачка и краб-волосатик. Много белых актиний, да крупные какие! Похожи на огромные хризантемы, которые слегка колышутся в течении. Фрегат лежит на правом борту, левый открыт для обзора.

Сохранились большие толстые шпангоуты, эдакие «ребра» корабля и пушечные порты. Много мусора вокруг – от остатков башмаков и посуды до противогазов. Ил кругом – старались ничего не трогать и не опускаться на дно, чтобы взмахами ласт ни снизить видимость до нулевой.

Но, несмотря ни на что, фрегат все же впечатляет, даже теперь, когда плывешь вдоль его деревянного, с медными коваными гвоздиками в обшивке борта, уходящего вверх, в зеленое «никуда».

Стараешься представить, каким он был – гордым и прекрасным. Не важно, что сейчас от него осталось мало, не обращаешь внимания на мусор и думаешь, как бы приехать еще!

 

Валерий

10.10.2012 г

Пирс, с которого проходили погружения в предыдущие годы отсутствует, но это не проблема – корабль лежит в 25-30 м от берега. Глубина - 10-12 м в районе носа, 18 м по дну в районе кормы.

Видимость в это время около трех метров. Останки уходят глубоко в ил. В районе кормы фрегата имеется небольшой пролом в палубе, но он завален фрагментами такелажа и частично заилен. Хотя после проведения разбора завала, возможно, появится шанс попасть во внутренние помещения, но это уже планы на следующий год...

Дайв-центр «Паллада» благодарит за оказанную помощь в проведении погружений командира 124-го ОДНСС капитана 2 ранга А. Ю. Руссовского, капитана 3 ранга А. Н. Кузнецова, капитан-лейтенанта А. В. Плетнева.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество в популяризации исторического наследия и развитие дайвинга в нашем крае.

 

В 2013 году команда центра планирует провести работу по отчистке палубы от мусора и снять документальный фильм о фрегате.

46
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

игорйок

02.12.2012 - 20:48

вот интересная жизнь

вот интересная жизнь