Дар увидеть дар

Текст: 
Антонина Климина
Фото: 
Анна Ерошенко

 

Как чаще всего бывает? Все носятся со своими талантами, и мало кто может оценить одаренность другого, очистить ее от наносного и направить по верному пути. Встретить такого человека — большая удача. Наталья Кушнарева, преподаватель школы для одаренных детей «Талант» гимназии №1 и преподаватель Хабаровской духовной Семинарии, уже 36 лет раскрывает индивидуальность своих учеников через работу с текстом и словом.

 

Наталья Юрьевна Кушнарева — заслуженный учитель России, отличник просвещения, Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», Победитель краевого и городского конкурса «Учитель года», Лауреат президентской премии, победитель национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель России». Награждена медалью-орденом «За заслуги перед Отечеством»

 

Что такое одаренность?

То, что сегодня зачастую вкладывают в это понятие, в действительности имеет отношение лишь к интеллектуальной одаренности. А ведь на самом деле одаренность бывает разной: художественной, лидерской, спортивной. Не бывает людей, лишенных дара, каждый человек имеет свое призвание, и как только педагог включает в свое сознание эту мысль, он начинает работать совсем по-другому.

И, вместе с тем, существует одаренность «явная», когда человек одарен в большей степени, чем другие. С точки зрения психологии, одаренным можно считать человека, в котором совпадают такие качества, как креативность, способности выше среднего и мотивация. Если хоть одна из этих составляющих отсутствует, человека называют «способным», или мотивированным, или нестандартно мыслящим, но — не одаренным в полном смысле слова.

 

То есть должно быть еще желание свой дар проявить?

Необязательно. Ведь мотивация тоже может быть разной. Чисто внешней: окончить школу на «пять», поступить в институт, получить награды. А есть другая: стать хорошим человеком. И тут уже вступает в силу то, что называется системой ценностей. Ведь для того, чтобы одаренность состоялась, для того, чтобы то, что Бог дал человеку как дар, реализовалось, нужно, чтобы была верная система нравственных координат. Если же человек пойдет не по той дорожке, он просто не состоится.

 

Что значит «не по той»? Станет эгоистом?

Как вариант. То есть по дорожке зла. Очень важно, на что будет направлен дар. К примеру, дар гениального химика можно использовать по-разному: стать выдающимся ученым или учителем, и учить химии детей. Это благое дело. А можно направить свои способности на то, чтобы делать зло. Например, создавать опасные для жизни химические вещества.

Ваша главная задача — оградить детей от зла, формируя систему ценностей?

Да. Вначале нужно помочь ребенку увидеть в себе дар, понять, почувствовать и создать такие условия, чтобы все заметили: да, действительно, он интересен, профессионал в этом деле. А если уже дар обозначен, если присутствует явная одаренность, важно не дать им погибнуть. Не дать человеку впасть в гордыню. Это самая типичная ситуация для одаренных людей. Важно не использовать одаренность во зло, чтобы человек не впал в грех тщеславия, иначе он остановится в развитии. У одаренных детей много проблем. Поэтому меня всегда удручает, когда программы работы с одаренными детьми ограничиваются олимпиадами, интеллектуальными играми, конкурсами, конференциями.

 

Получается, они ориентируют только на внешние достижения?

Совершенно верно. А надо сказать, что, по мнению разработчика концепции одаренности в России Д. Б. Богоявленской, олимпиады даже губительны для развития одаренных детей. Истинная одаренность проявляется в способности работать «за пределами заданного». А все конкурсы ориентированы на успех, на внешнюю мотивацию. Сегодня педагоги не умеют или не хотят, или не нацелены работать с проблемами одаренных детей, а это самое печальное. Потому что если копнуть немного глубже, дать возможность детям выразить свои переживания, свои чувства... Там же такой клубок внутренних противоречий, отношений, это настоящее непаханое поле для педагога, о котором мы не знаем и знать не хотим. Мы, педагоги, чаще всего занимаемся трудными детьми и, в лучшем случае, как-то пытаемся организовать остальных — чтобы все были заняты. Соревнования, классные часы… Все это называется индивидуальной работой, а в действительности никто и не прикасается к ней, не глядит в эту сторону.

 


 

Всегда, в любом поколении, в любом времени, я в этом глубоко убеждена, есть светлые маячки, светлые люди, которые живут вне времени и пространства, которые живут вне всяких привязок к эпохе, цивилизации… Они как раз и связаны с понятием вечных ценностей

 


 

А ведь самое удивительное для педагога — это наблюдать, как растет ребенок, как он меняется, и помогать ему в этом. Вот и все. Больше ничего не надо.

А как можно распознать в себе свой дар?

В жизни каждого ребенка происходит встреча со значимым взрослым. И тебя как будто током пронзает, ты чувствуешь, что это твое, что этот человек для тебя важен. Начинаешь идти по указанному пути, слушать, слышать. И постепенно сам становишься центром притяжения для нужных книг, нужных людей, нужных ситуаций. И все это питает, продвигает, расширяет твое сознание, твои мысли. И дает какой-то результат. И вот здесь уже необходим контроль, связанный с ценностными ориентирами. Стоит задать себе вопрос: приносит ли твой дар благо, нужен ли он для других людей? Ведь все мы связаны этой цепочкой, этой ниточкой, ты у кого-то взял и потом передаешь кому-то.

А если значимый взрослый в нужный момент не встретится?

Специально ждать, что кто-то придет и твой дар разовьет, не нужно. Важно не бояться идти и развиваться дальше. Вспомни повесть Гоголя «Шинель». Да, даже этому несчастному чиновнику был дан маленький, но дар. У него был талант — переписывание бумаг. И однажды ему был дан шанс развить этот талант, ему предложили работу чуть сложнее. Но он испугался того, что может совершить ошибку. И все — он умирает, сначала духовно. Эта повесть об обмельчании человеческой души, о ее оскудении, о замерших человеческих способностях. Хорошая художественная иллюстрация этой проблемы.

Никто не застрахован от ошибок, мы их совершаем, но важно идти дальше, чтобы совершенствоваться. Поэтому даже если твой первый опыт будет неудачным и что-то не получится, нужно проанализировать ситуацию, осмыслить ее, а не тешить свое самолюбие «какой я хороший, но какой несчастный — меня не оценили». После каждого шага, после каждого движения должен быть анализ, неудовлетворение, а не состояние поглаживания себя по головке. Бывают удачи, но они бывают очень редко. И, самое главное, не нужно попадаться на удочку, когда кто-то начинает тебя хвалить, потому что это очень раздувает эго и мешает сосредоточиться на проблемах. Как Пушкин говорил: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца». «Хвалу и клевету приемли равнодушно!» Лучше не скажешь. Настолько мудро сказано — о любом человеке, потому что все мы живем в состоянии неких претензий, что нас, наш дар, труд, способности недооценивают.

 

Вы преподаете русскую словесность. Сегодня же все меньше людей читает книги. Как вы считаете, можно ли стать хорошим, цельным человеком, не читая?

Раньше на Руси была одна книга — Библия. По псалтири учили читать. Если читать Библию и жить в соответствии с тем, что в ней написано, стать хорошим можно. Но человечество сегодня так далеко ушло от ее ценностей. Однако вся наша литература выросла из Библии. По сути, русская словесность — это Евангелие в образах. Те же нравственные истины, но изложенные языком художественной литературы, на примерах современной автору жизни. Вообще многим людям, не знающим Священного Писания, кажется, что читают его от невежества. А все как раз наоборот. Надо быть очень глубоко образованным человеком, чтобы прочитать Священное Писание. Но к нему человек может прийти и с другой стороны, через художественную литературу.

Но теперь выросло новое поколение, воспитанное уже немного по-другому…

А я на этот вопрос отвечу так: все, что сейчас происходит, наверное, это хорошо, но мне не по душе эпоха сплошной технократизации. Было время, когда об этом говорили с печалью, горечью. А сейчас, наоборот, все хлопают в ладоши. А я не хочу. Наступает смена эпох, и я не понимаю тех людей, которые хотят жить вечно, долго и мучительно переживая эти перемены. Это поколение уже не мое. Это не значит что оно плохое. Вспомни «Отцы и дети». Это вечный конфликт. Пусть они читают свои электронные книги.

 

В том-то и дело, что и электронные не читают!

И не будут читать. Потому что в самом технократическом сознании заложено, чтобы люди перестали читать. Чтение — это текст, который наполнен смыслом. А сейчас происходит обессмысливание, в результате которого человек теряет потребность работать со смыслами. Ему это не надо. Достаточно послушать, как порой в автобусе разговаривают по телефону. Могут по полчаса обсуждать одно и то же. Такое пустословие бессмысленное, что диву даешься. То есть людям не о чем говорить. Массовое явление: не читали, но поговорить по этому поводу мы хотим. То есть это уже другое поколение, с совершенно иными ценностями. Но при этом есть одна вещь, которая меня цепляет. Всегда, в любом поколении, в любом времени, я в этом глубоко убеждена, есть светлые маячки, светлые люди, которые живут вне времени и пространства, которые живут вне всяких привязок к эпохе, цивилизации… Они как раз и связаны с понятием вечных ценностей.

 

А может человек что-то противопоставить всеобщему упрощению?

Святые как говорили? Спасайся сам, и спасутся все вокруг тебя. Занимайся собой. И если человек действительно будет спасаться, он будет являть собой некий образец. Если сам будешь зажженной свечой, если в тебе есть что-то «другое», к тебе начнут тянуться подобные люди. А если «другого» в тебе не видно, если ты прячешь свою веру, как светильник, под кроватью… Его нельзя прятать, он должен стоять на столе и освещать определенное пространство. И вот те, кто в это пространство попадает, кому там хорошо, те туда и будут лететь. Но все пространство осветить человек не может. Я сама однажды споткнулась на этом, рай на земле старалась построить. Мне так хотелось, чтобы ну очень хорошо было всем, хотя бы в пределах одного учебного заведения, а в результате я просто взращивала гордыню в себе и окружающих.

 

В средние века, чтобы считаться образованным, нужно было знать латынь и греческий, уметь играть на лютне, фехтовать и держаться в седле. А в нашу эпоху, на ваш взгляд, что должен уметь человек?

Я словесник, поэтому я от слова иду. Образование — это когда человек, овладевая любым видом деятельности, способен раскрыть в себе образ и подобие Божие. Двигаться к этому образу, открывая в себе лучшее, к чему ты призван.

 

А если рассматривать вопрос более приземленно?

А это не имеет значения. Дело в том, что без этой высокой предельной цели и практически это приземленное непонятно будет. Потому что если этот образ, образ человека, сформируется, то он будет и хорошим кондуктором, и хорошим поваром, и хорошим землекопом, он будет просто честным ответственным человеком. Ведь страшно довериться в руки безответственному специалисту.

Можно иметь дипломов пять штук, которые лежат кучей, знать множество языков, чем сегодня принято хвастаться. Можно иметь сумму знаний, быть хорошим интеллектуалом, который умеет еще танцевать и на трубе играть, и то, и другое, и третье. А при этом оставаться, в сущности, несостоявшимся человеком, который не способен даже семью создать. Ведь, по сути, сегодня создать и сохранить семью — великое дело, потому что люди не умеют жить в семье.

 

Почему?

А потому что элементарно — друг друга терпеть надо, эти тяготы переносить, где-то смолчать, где-то свою гордыню задушить на корню, помогать, самоотверженность какую-то проявить…. Эти качества сегодня людям непонятны. «Он меня обидел, он меня оскорбил!» Все это все равно упирается в понятие «человек» — в нравственность.

107
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Татьяна Аверьева

06.01.2013 - 13:18

Спасибо, есть над чем

Спасибо, есть над чем поразмыслить..

No image

Вяльцева Маргарита

20.02.2013 - 23:29

Приятно увидеть на страницах

Приятно увидеть на страницах электронной версии хорошего хабаровского журнала интервью с одним из самых важных людей в моей жизни. Спасибо за увлекательную беседу. Я открыла новые грани своего педагога, приоткрыла завесу ее многочисленным педагогическим приемам и поняла-таки ради чего она с нами, несмотря ни на что.