В новом свете

Текст: 
Елена Ковшун

 

Вспомните, как уютно в приглушенном свете ресторана, как немедленно настраивает на романтический лад теплое мерцание свечей, как ободряет солнечное утрo.
Свет — творец эмоций.

Теория

К настоящему времени светодизайн выделился в самостоятельную отрасль, а продуманное с эстетической и эмоциональной точки зрения освещение перестало быть привилегией коммерческих интерьеров. С развитием световых технологий изменился и подход к планированию света и использования его в жилом пространстве. "Оформление светом, а не светильниками" — таков основной принцип современного светодизайна.

 

Среди профессионалов отрасли считается, что лучший свет тот, источник которого не виден: высшим пилотажем является создание интерьера, который как будто светится и мерцает сам по себе — такие пространства смотрятся особенно чарующе. Для достижения этого эффекта работают с отраженным светом, полученным от подсветки интерьерных поверхностей различными встроенными осветителями и скрытыми подсветками. Видимым светильникам (люстрам, торшерам, бра) при этом отводится исключительно декоративная роль — они выступают световыми скульптурами в интерьере.

Люстра Poppy — «Мак» — обладает гибкой конструкцией, благодаря которой ей можно придавать разные формы, а ее плафоны снабжены лепестками из биметалла: они раскрываются, реагируя на тепло, идущее от лампочек, и вновь закрываются, когда люстра выключена.

 

С появлением LED (низковольтные источники света на основе светодиодов), которые не перегреваются и обладают очень малыми размерами, подсветку стало возможно вмонтировать в интерьере практически без ограничений: если раньше пределом светового декора была подсветка яруса потолка или ниши, теперь стало возможно выделить светом даже отдельную мебельную полку, а сверхплоские точечные светильники на основе светодиодов возможно смонтировать в пол, не отнимая высоту у помещения — их глубина составляет всего 3-5 см.

Также светодизайнеры ищут вдохновения в смежных творческих сферах, внедряя в жилой интерьер, приемы, например, театрального сценического освещения.

Тем не менее, никто не отменял классических правил. По-прежнему самое лучшее освещение — то, которое равномерно распределено по интерьеру и состоит из нескольких слоев. Tипов освещения в интерьере должно быть три: общее — рассеянный фоновый свет, местное — подсветка функциональных зон, таких как рабочее место в кабинете, зона приготовления пищи на кухне, место для чтения в гостиной и декоративное — световые акценты, цель которых — выделить или подчеркнуть определенные детали в интерьере, визуально скорректировать геометрию помещения, подсветить затененные участки или же просто создать интересный декоративный эффект. Впрочем, с внедрением техники освещения с помощью отраженного света, общее (дизайнеры называют его "амбиентное") свечение в помещении возникает само собой.

 

При создании гармоничного освещения, которое не только создаст визуальный комфорт, но и придаст глубины, рельефности и драматизма интерьеру, необходимо иметь в виду, что cвет "работает" только в сочетании с тенью. Наше зрительное восприятие устроено таким образом, что светлые участки нам кажутся ближе темных. Кроме того, они первыми приковывают взгляд, потому что подсознательно мы ожидаем увидеть нечто важное в ярко освещенной области. Эти принципы дизайнеры используют, расставляя световые акценты в помещении, желая выделить интересные детали или визуально изменить форму комнаты — сделать ее выше, шире, уже и т.д. Важно выделить лишь несколько значимых деталей, которые хотелось бы подчеркнуть и сделать их самыми ярко освещенными зонами. Если таких акцентов становится слишком много, есть риск получить "пересвеченный" или монотонно освещенный интерьер.

Совет
Что если ремонт уже сделан или, наоборот, не предвидится в скором времени, а схему освещения хотелось бы улучшить? Самое простое решение — добавить световые акценты с помощью настольных светильников и торшеров. Если основным источником света в помещении при этом является люстра, ее выключатель необходимо сменить на диммер (регулятор яркости), чтобы иметь возможность понизить ее яркость и дать проявиться эффекту от новых дополнительных осветителей.

 

 

Практика

 

Узкий и длинный коридор апартаментов, расположенных в старинном венском замке, был преображен с помощью сложной многослойной схемы освещения и техники отраженного света.
Вся длина коридора была разбита на 3 сегмента с разной степенью освещенности, далее были разработаны индивидуальные схемы освещения, создающие разную атмосферу в каждом из них.
В продолжении ярко освещенного холла коридор встречает светлым сегментом — здесь установлена подсвеченная плита оникса, а потолок визуально растворен за счет направленной в него скрытой за декоративным карнизом подсветки — она установлена по всему периметру помещения. Эти два приема создали ощущение легкости.
Следующая зона погружает посетителя в интригующий полумрак. Она играет роль буфера между парадностью холла и расслабляющей атмосферой жилых помещений, подготавливая к восприятию их мягкого, приглушенного света. В противовес первому сегменту, наибольшая освещенность сконцентрирована здесь в нижнем ярусе помещения: ритмичным световым рисунком оформлен мраморный пол (мелкие спотлайты были вмонтированы в плинтуса, фланкируя входы в жилые помещения). Внимание от излишне высокого потолка отвлекает пара роскошных хрустальных люстр. Они выполняют здесь исключительно роль декора и дают очень слабый свет, который практически не влияет на основную световую схему. Собственного света люстр было бы недостаточно, чтобы заставить их кристаллы по-настоящему сиять, поэтому над люстрами дополнительно установлены мелкие точечные светильники. Их пойманный в кристаллах свет создает ощущение, будто люстры сияют извне и кажутся парящими в воздухе на фоне затененного интерьера. Поскольку взгляд прежде всего концентрируется на самых ярких объектах, люстры и подсвеченный пол уводят внимание от близко расположенных стен.

Дальняя стена коридора ярко освещена точечными потолочными светильниками — теперь он не кажется глухим, пространство получило глубину, объем и логичное завершение. Этот последний сегмент коридора, ведущий в приватные помещения, мягко освещен исключительно с помощью отраженного от стен света.

 

60
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии