Захватывающая история Арля

Текст: 
Надежда Меркушева
Фото: 
Надежда Меркушева

 

У Арля, маленького города во французском департаменте Буш-дю-Рон,невероятно захватывающая история. Его имя вписали в большую историю Юлий Цезарь и Константин Великий, Ван Гог и Поль Гоген. Благодаря своему исключительному историческому наследию, огромному количеству памятников истории и искусства, этот город в 1981 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Я приехала в Арль  зимой и, гуляя по его улицам, восхищалась тем, как щедро и безрассудно может солнце  разбрасывать свои лучи, а невысокие дома цвета охры быть настолько живописными. Невероятным казалось и то, что во французском провинциальном городке явственно ощущался дух древней Италии: высокое лазурное небо, древнеримские постройки, могучие кедры и стройные  кипарисы.

На булыжнике уличных мостовых то и дело встречались нарисованные указатели. Синие стрелки направляли в римский Арль, зеленые – в средневековую часть города, а желтые – к плакату с репродукцией одной из картин Ван Гога. Следуя указателям, я кружила по городу, а в моей голове выстраивалась  хронологическая цепочка столетий рождения, расцвета и долголетия Арля.   

Этому городу, одному из древнейших во Франции,  более 2500 лет. Он расположен в дельте Роны,  у канала, связывающего реку со Средиземным морем. Площадь Арля составляет около 800 км2, а население – чуть более 50 тысяч человек.  Первые поселения на месте современного городадатируются IX веком до н.э.. Сначала здесь, как и повсюду в Провансе,  жили лигуры, затем поселись греки, и, наконец, сюда пришли римляне.

Облюбованный ими утес Арелат (древнее название Арля) находился на перекрестке дорог, ведущих из Италии в Испанию, а также водных путей, благодаря которым древнему поселению была уготована судьба  речного и морского порта.

Римляне пришли сюда надолго и сразу же начали отстраивать свою колонию. Венцом их строительства стал амфитеатр. Слава об «Арльском колизее»  быстро разнеслась по Галлии,  и римские легионеры стали съезжаться сюда на бои гладиаторов и диких зверей. Этот амфитеатр  не так велик, как римский, но его арена также эллиптической формы и система лестниц для выхода зрителей также хорошо продумана. Это очень важно, поскольку гладиаторские бои собирали до 20 тысяч человек и почти все они  проходили при полных трибунах. В средние века колизей был превращен в крепость, внутри которой размещалось  212 домов и 2 церкви. Позднее здесь стали проводить бескровные корриды, которые до сих пор являются популярным зрелищем в Провансе.

В 100 метрахк юго-востоку от амфитеатра расположены развалины римскоготеатра. Он был построен по подобию каменных  древнегреческих храмов в эпоху императора Августа (27-25 гг. до н.э.).  В  Римские времена на представления в этом театре собиралось до двенадцати тысяч человек. В  V в. театр превратили в карьер, из которого брали камень для строительства церквей, а  в IXв. из него сделали укрепленный редут.

Сегодня можно только представить, каким красивым и величественным сооружением являлся Арелатский театр. Его развалины с уцелевшим боковым входом и пятью арками, авансценой и первыми ступенями  круга выглядят очень поэтично.  Особенно впечатляет так называемая Роландова башня в окружении могучих кедров и две чудом сохранившиеся  коринфские колонны, которые носят название «две вдовы».  В разные времена здесь были найдены невероятно красивые статуи, например, Венера Арлезианская. Сегодня ее можно увидеть в Парижском Лувре.

Жители Арля обожают развалины театра и устраивают  здесь ежегодные фестивали, в которых принимают участие артисты со всего мира. Правда, театр под открытым небом может вместить в себя не тысячи зрителей, как когда-то, а лишь несколько сотен.

Неподалеку от Старого города сохранились остатки античных бань, криптопортиков (подземных арочных галерей) и цирка.

Когда еще никакого города и в помине не было, вдоль древней дороги Via Aurelia, ведущей в Рим, расстилалась долина, где, по приданию, обитали души мертвых. Именно здесь было заложено одно из самых грандиозных кладбищмира, которое называлосьАлискамп («Дорога к раю»). На нем упокоились финикийцы, греки, галлы  римляне. Много позже самые богатые люди  Прованса платили деньги за то, чтобы быть похороненными в этом античном некрополе. Алискамп был воспет в  стихах Данте и увековечен в картинах Ван Гога и Поля Гогена. Если бы не они, воспоминания об этом некрополе давно бы канули в лету. Сегодня  от Алискампа ничего не осталось.

Но вернемся к истории. Расцвет Арля начался в эпоху Юлия Цезаря. В 49г. до н.э. он нашел поддержку у местных жителей, вставших на его сторону в войне с Помпеем. Римский полководец построил флот, захватил Марсель и одержал триумфальную победу над своим главным соперником. Побежденный город попал в опалу диктатора,  а никому не известное поселение Арелат  получило  шанс со временем превратиться в прекрасный город.  

Цезарь подарил миру город, поражающий гигантскими сооружениями, построенными на небольшой площади. Он удостоил Арль статуса столицы территории,  включавшей всю территорию современного Прованса. Он сделал из города на Роне порт, затмивший даже Марсель. В голове не укладывается, как римляне умудрились связать с морем один из рукавов Роны! Титанический труд сам по себе, да еще в речной дельте, невероятно широкой и разветвленной.

Время Юлия Цезаря стало для Арля началом благоденствия, которое заметно увеличилось в эпоху императора Константина Великого.  В IV веке в этом городе располагалась его временная резиденция. Император  называл  свой любимый город на Роне малым галльским Римом  и  уделял много времени его развитию и процветанию. Основу благосостояния Арля составляло судостроение, торговля маслом, вином и зерном.

Из всех галльских городов только  Арлю выпала счастливая доля расти и богатеть, и только он один во всей римской Галлии получил название «счастливого города».

В период своего расцвета Арль становится символом христианства. В городе появляется первая раннехристианская базилика, а в  V в. на месте старого кафедрального собора была возведена Церковь святого Трофима. В период с XII по XV вв. этот храм был перестроен, и сегодня его  называют одним  из лучших образцов мировой романской архитектуры. 

Церковь возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 метрах к западу от амфитеатра. Она действительно чрезвычайно красива. Особенно потрясают своим великолепием скульптуры, расположенные над церковным порталом. От них невозможно оторвать глаз. Поэтому неудивительно, что  скульптуры, изображающие Страшный суд, и колонны, украшающие крытую галерею, признаны лучшими в мире образцами романской работы с камнем. Богата событиями и историческая летопись этой церкви. В свое время здесь венчались короли Рене и Людовик второй.

Арль достиг зенита своей славы в эпоху римской цивилизации, позволившую ему пользоваться всеми ее благами. Падение Римской империи и варварские нашествия стали причиной упадка прекрасного города. В  1180 году столица Прованса была перенесена в город Экс, что вызвало потерю интереса   к Арлю со стороны Рима.  В 1487 году  город был присоединен к Французской короне. 

К началу XVII века положение Арля было крайне тяжелым. Муниципальная казна опустела, часть городских зданий было разрушено, оборонительные сооружения пришли в негодность и нуждались в срочном восстановлении. Чтобы расплатиться с долгами, в которые Арлю пришлось залезть в конце XVI века, город был  вынужден продать значительную часть своих  территорий. Это  нанесло серьезный ущерб его благосостоянию. В  XVIII столетии город пережил несколько суровых зим, эпидемию чумы и сокращение городского населения более чем на треть.  XIX  век принес городу развитие судостроения и железную дорогу, соединившую его с Марселем и Авиньоном.  

Сегодня  Арль – важный экономический и туристический центр Лазурного берега.

Но рассказ об этом  городе не будет полным, если обойти стороной период истории, когда в Арле жил  голландский художник Винсент Ван Гог. О его жизни вы сможете прочитать в следующем номере журнала. 

 

 

69
0
Ваша оценка: Нет