Город Ван Гога

Текст: 
Надежда Меркушева

 

Арль - город с захватывающей историей, в которую отдельной строкой вписано имя Винсента Ван Гога.  Художник приехал в Арль 21 февраля 1888 г.и за 15 месяцев своего пребывания в городе написал более двухсот картин, в число которых входят знаменитые «Подсолнухи», «Желтый дом», «Комната Винсента в Арле», «Терраса ночного кафе» и «Красные виноградники в Арле».

 

Именно в Арле определилось своеобразие художественной манеры голландца – он рисовал и до приезда в Арль, но его картины не пользовались успехом, их не покупали и не брали на выставки в картинные галереи.

Однажды брат Тео посоветовал Винсенту, здоровье которого ухудшалось,полечиться на юге Франциии обещалфинансовую  поддержку. Ван Гог его советупоследовал. В дороге мысли художника были заняты поиском новой натуры и места, где могла бы отдохнуть его мятущаяся  душа. Она нуждалась в тепле, ярком свете и буйных красках. Ван Гог  нашел всё, что хотел, в маленьком французском городе. Он влюбился в Арль и тут же написал  письмо брату: «Вокруг, куда не бросишь взгляд, все просится на картину. Меня снедает непрерывная жажда работы».

И он действительно рисовал всё: цветущие персиковые деревья, яркое солнце, изумрудно-зеленую Рону, виноградники и некрополи Алискампа. Ван Гог начал делать поразительные успехи, словно понял, что таилось в нем невысказанного. Вот когда начали  появляться один за другим его золотые подсолнухи!


Вид на левый берег Роны в Арле

Привлекали Ван Гога и краски ночного неба. Его фантастическая картина «Ночное небо над Роной» была написана не по памяти, а с натуры. Света звезд для работы было недостаточно, и Ван Гог вставлял несколько горящих свечей за ленту шляпы. Долгими ночными часами работал он на берегу реки при свете этой мерцающей «короны», а  наблюдавшие за ним жители Арля были уверены -  художник  сошел с ума.

С самых первых шагов по улицам Арля я пыталась представить город в том временном отрезке, который охватывал период жизни здесь Ван Гога. Вероятно, в то время те же красные крыши расстилались по склонам холмов, сбегавших к Роне, а солнечные блики всё  также ложились на серый гранит древнеримских построек. В Арле сохранилось много зданий и площадей, нарисованных художником. Рядом с каждым из них установлена репродукция, чтобы можно было сравнить нарисованный образ с оригиналом.

Я спешила увидеть Форум и террасу ночного кафе, того самого, которое не раз писал Ван Гог. Форум был первой крупной стройкой, начатой римлянами в 46 г. до н.э. но, к сожалению,  он не сохранился.

Пройдя  300 метров к западу от Амфитеатра, яувидела площадь Форума – главную в древнем Арле. В наши дни маленькая прямоугольная площадьокружена красивыми зданиями со встроенными в них фрагментами римского форума.

Рядом с площадью находится желтое кафе, которое теперь  называется Cafe Van Gogh. В глаза бросается тот самый желтый цвет стен и покатого навеса, что и на картинах художника. Только вместо  мощеной дорожки – асфальт, а вокруг –  другие кафе и ресторанчики.

Первым, что я увидела в полутемном зале кафе, была хорошо мне знакомая  репродукция картины «Ночное кафе в Арле». Желтый свет керосиновых ламп, мрачная тень от бильярдного стола, красные стены, люди. А за всем этим – жуткая атмосфера одиночества - жестокая правда жизни, страшная своей достоверностью, была написана в этой  картине.  

Я осмотрелась. Типичный зал маленького французского кафе, обычные посетители. Один мужчина читает газету, второй раскладывает пасьянс. 

Я закрыла глаза и попыталась представить, как в этом полутемном зале долгими зимними ночами рисовал «грязный, плохо одетый, неприятный» Ван Гог. Именно так  описывала его  Жанна Кальман, старейшая из когда-либо живших людей на земле. Эта дама родилась и прожила в Арле всю свою жизнь длиной в 122 года и 164 дня. Мадам было 113 лет, когда она давала интервью по случаю столетия посещения художником Арля. В этом ночном кафе Жанна не была ни разу. Ей это было неинтересно.

Но именно с него начал свое знакомство с  Арлем Поль Гоген. Он прибыл в город на рассвете 23 октября 1888г. и провел несколько часов в этом самом кафе. Как только солнце осветило Форум, Гоген отправился будить Ван Гога.  

Винсент ликовал – теперь рядом с ним будет находиться друг и единомышленник! С самого начала Ван Гог с большой сердечностью потянулся к Гогену. Он  восхищался своим старшим товарищем, но тот держался в стороне и занимался собственными делами. Ван Гог с большим нетерпением ждал оценок своих картин, написанных в Арле, а Гоген лишь небрежно заметил, что ему понравились «Подсолнухи» и «Спальня». Эти картины Винсент написалспециально к приезду Гогена, чтобы  украсить снятое им жилье.

 Конечно, я побывала и там. Комната Ван Гога находится рядом с Аренами Арля. Подобные комнаты со следами нищеты я  встречала и раньше в старых французских домах. Особенностью именно этой комнаты было наличие в ней репродукций картин Ван Гога, среди которых выделялась  репродукция «Комнаты Ван Гога в Арле».

Неподалеку от этого дома, за крепостной стеной и Кавалерийскими воротами, начинаются узкие улочки, ведущие к бывшим публичным домам Арля.  Дома  сохранились, и в них живут обычные французские семьи.

Когда я проходила вдоль них, то представляла себе, как художник упрашивает ночную бабочку постоять несколько минут, чтобы закончить композицию, судорожно просчитывая, хватит ли денег на ту или иную краску.  Как мимо сновали  люди, а кто–то останавливался и наблюдал за быстрыми мазками на холсте. Но вряд ли кто-то из них мог представить, что в будущем эти эскизы  станут  гордостью и украшением лучших музеев мира.  

Для мастерской Ван Гог снял четырехкомнатный павильон с желтым фасадом (картина «Желтый дом») на площади Ламартин.  Винсент был полон надежд, что к нему приедут его друзья художники, и в новой мастерской  зародится живопись  будущего. Я нашла то место, где когда-то была мастерская Ван Гога. Сейчас там стоят другие дома, а сам павильон был разрушен во время войны.


Знаменитый "Желтый дом"

Что касается мечты Ван Гога, то в нее верил только он сам. Гоген находил ее нелепой да и работы своего товарища ценил невысоко.  Какое-то время между художниками был мир, пусть и хрупкий. Ван Гог настолько преклонялся перед Гогеном, что готов был сносить его высокомерие и  пренебрежение к себе, лишь бы не оставаться одному. Художники работали вместе, но писали на разные темы и ни разу не устанавливали рядом свои мольберты.

Так было до зимы 1888 года. А зимой зарядили дожди, и Ван Гог с Гогеном были вынуждены  оставаться под одной крышей с глазу на глаз. Начались постоянные столкновения двух людей, у которых не было почти ничего общего. Даже в живописи они были как два полюса – северный и южный. Гоген - эстет с изысканным воображением, холодный, жесткий,  упрямый. Ван Гог – увлекаемый страстью, сжигающий себя в творчестве, точно в пламени костра. Причиной конфликтов художников были и постоянные финансовые затруднения.

Гоген решает покинуть Арль. Именно это решение и понимание того, что он снова останется один, лишило Ван Гога рассудка. Вечером 23 декабря 1888г. у Винсента случился припадок безумия, в котором он отрезает себе левое ухо.  Больного увезли  в госпиталь, а Гоген  покинул город.

Я нашла госпиталь  для душевнобольных «Прибежище Господне», где лечился Ван Гог. Сейчас здесь располагается Культурный центр, названный его именем. В основном, это магазины и картинные галереи. Есть в городе и музей Ван Гога, в котором я видела лишь работы других  импрессионистов. В  Арле нет ни одной  картины Ван Гога.


Мост Ван Гога в Арле

Меня это очень поразило, как когда-то поразил и тот факт, что Ван Гог не знал того, что является гениальным живописцем. При его жизни не нашлось ни одного человека, который сказал бы ему эту правду или хотя бы купил одну из его картин за несколько тысяч франков.

Возможно, этой самой правды и небольшой суммы денег, о которой так мечтал художник, было достаточно для того, чтобы на многие годы продлить жизнь и творчество одного из крупнейших живописцев XIX века.

Как бы то ни было, в истории живописи навсегда сохранится имя великого голландца, который подарил миру подсолнухи, залитые ярким солнечным светом.

83
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Мария Ивановна

04.03.2013 - 00:36

Спасибо. очень понравилось.

Спасибо. очень понравилось.

No image

Ольга К.

04.03.2013 - 18:48

Очень познавательно! Сколько

Очень познавательно! Сколько же надо было перелопатить литературы, что бы так красочно потом передать другим...

No image

Татьяна Бурмистрова

05.03.2013 - 21:26

Как всегда, новое эссе

Как всегда, новое эссе автора - выше всяких похвал. Прекрасный стиль, слон. И....трепетное отношение к истории и искусству чужой страны, такой далекой, но прекрасной Франции. Я как будто вместе с автором побывала пропитанном солнцем Арле, постояла несколько минут у психиатрической больницы, где лечился Ван-Гог. Искренне жаль Ван-Гога даже через столько лет. Воистину, нет пророка в своем Отечестве. Какая насмешка судьбы - быть признанным великим художником только после смерти. Помните, у Баруздина? "Мы не ждали посмертной славы... Мы хотели со славой жить!" Такая вот трагическая судьба великого голландца, который всю сознательную жизнь прожил во Франции. Мир праху его и ВЕЧНАЯ память. Большое спасибо автору за этот прекрасный рассказ.

No image

Светлана Болоцкая

08.03.2013 - 09:36

Мы любим живопись, но, как

Мы любим живопись, но, как правило, мало что знаем о её создателях... поэтому, спасибо за эти странички прочувствованной биографии художника....
Особо взволновал финал - любой человек нуждается в признании своих талантов, а творческие натуры особенно, но почему-то признание многих заслуг остаётся за тенью...
Поэтому, пользуясь случаем, хочу признаться в искренней симпатии автору замечательных русско-французских новелл ... с удовольствием их читаю, и жду новых работ... журналу с автором повезло ))

No image

Юлия Тюрина

09.03.2013 - 07:44

Прочитан рассказ о 15 месяцах

Прочитан рассказ о 15 месяцах жизни тогда неизвестного голландского художника Ван Гога в южном французском городке Арль. Красоты города настолько поразили Ван Гога, что за эти месяцы он нарисовал более 200 картин, которые буквально через два года, сразу же после его трагической смерти стали шедеврами. Подкосило его слабое здоровье, колоссальный труд, отсутствие денег и неудавшиеся планы на объединение художников. Описание города автором Надеждой в переломный период жизни художника сделано потрясающе, а картины Ван Гога с видами города и его природы поражают людей по сегодняшний день (более 120 лет). Спасибо.

No image

Ира Штанько

05.04.2013 - 15:13

И опять город Арль. И опять

И опять город Арль. И опять кусочек маленькой судьбы. Такой надрывно ищущей чего-то. Может, гармонии и стабильности, которую всю жизнь искал Ван Гог? Гармонию во всем - в душе, в окружающей жизни, природе, архитектуре. Может, именно здесь в фундаментально стабильном, с древней и нерушимой историей он, наконец и смог обрести ощущения гармонии? Именно здесь появились его яркие выплески эмоций, которые он копил всю жизнь? И эти эмоции так захлестнули его, что он потерял над ними контроль? Они его просто взорвали изнутри? Может быть..... Вот на такие размышления выводит нас автор. Надежда умело ведя сюжет (фрагмент) жизни великого художника, вплетает окружающую среду природы, архитектуры, конкретных мест, их историю где создавал свои картины Ван Гог. Ощущается собственная причастность и связь времен. Спасибо за такие глубинные параллели и линии пересечений эпох, судеб, истории.

No image

NN

25.04.2013 - 01:19

Спасибо, Надежда, за такой

Спасибо, Надежда, за такой трогательный, душевный и побуждающий к продолжению знакомства с художниками, жившими по воле случая и судьбы в одной комнате и в равных условиях. "Подсолнухи" Ван Гога мне посчастливилось собирать из пазлов в течение трех месяцев своими руками. И это было огромное удовольствие, когда начинаешь чувствовать, как ложатся мазки краски сделанные художником. Набор этих пазлов я выбрала из каталога и заказала в магазине сама и довольна, что такая картина у меня есть, хотя и собранная из пазлов. Не перестаю восхищаться и удивляться разнообразием интересов автора и глубиной погружения в самый разный материал. Умением автора передать словами все, что его заинтересовало, поразило и восхитило в том знании, которое ему удалось приобрести. Творческого вдохновения Вам, Надя, и успехов в познании нового о стране Вашего пребывания Франции.