Исчезающий город

Текст: 
Владимир Кузнецов
Фото: 
Владимир Кузнецов

 

Прошу вас вглядеться в эпизоды архитектурных ансамблей. Увидеть, в деталях и фрагментах автографы мастеровых людей прошедших лет, понять их идеалы, оценить умение, познакомиться с четким архитектурным почерком

Мне повезло с профессией. Журналистика — это постоянное движение, возможность новых встреч, знакомств с людьми и их обителями. Профессия предоставляла возможность обозревать жизнь не только с уровня горизонта, но и с высоты птичьего полета. Не помню, сколько раз пролетал над Амуром и городом рейсовыми самолетами, а вот полеты на вертолетах зафиксированы в блокнотах.

Не скажу, что часто приходится гулять по улицам Хабаровска, но уж если… то поверьте, волнующий трепет охватывал сердце с первых шагов. После каждого полета над городом обязательно проходил по местам, увиденным сверху. Очарование не исчезало, даже усиливалось по мере того, когда обходил и подробно разглядывал снятое с вертолета. Рука невольно тянулась к фотоаппарату, когда перед глазами возникала замысловатая вязь напильной резьбы, украшавшая строения конца позапрошлого века. Поражали воображение и кирпичные узоры на домах, расставленных по центру города в начале прошлого столетия.

В своей юности Хабаровск был сплошь деревянным. Дома рубили на земле, приглянувшейся хозяину, без всяких предварительных проектов. Историки справедливо характеризуют градостроительство на рубеже веков как народное зодчество. Каждый деревянный дом в Хабаровске — это целая история. Плотницкое дело на Руси всегда ценилось особо. Плотники являлись главными застройщиками. Артельщики выполняли заказ по вкусу хозяев. В основном это дома рубленные «в лапу». Редко, но все же применялся и более древний способ — «в обло» — это когда бревна выступают на углах. Обязательным атрибутом деревянных построек были террасы или веранды. В русском характере всегда присутствовало стремление к украшению жилья. У наших прадедов главным атрибутом была пропильная резьба. Зачинателем этого благого дела на Руси является инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий.

Вторым этапом становления Хабаровска считается кирпичное строительство. Краеведы отмечают, начало строительства каждого каменного дома было событием в городе, обставлялось торжественным ритуалом с церковными обрядами.

Разглядывая крыши, стенные проемы, карнизы, наличники, находишь необычное сочетание башенок и шпилей, витиеватые узоры и выступы красного и серого кирпича. Все с отменным вкусом подогнано одно к другому. И это как доброе послание ныне живущим из ушедших веков. По этим постройкам мы можем судить сегодня о технических возможностях того времени и умении мастеров.

В старых журналистских блокнотах я обнаружил запись, сделанную лет двадцать назад: «Строитель Ростовского кремля мастер Петр Иванович Досаев и его род был записан в церковном синоде следом за именем митрополита Ионы Сысоевича. В те времена только за большие заслуги каменщик мог оказаться в одном ряду с боярами и высшим духовенством».

В начале XIXвека стилем эпохи обновления становится модерн. Развившись в столичных городах, он дошел до Сибири, а затем и до дальневосточной земли. На улицах Хабаровска строения, выдержанные в этом стиле, до сих пор украшают город. Одна из характерных черт модерна — наружное украшение фасадов, выходящих на красную линию. Кирпичные дома, оштукатуренные снаружи, украшались лепным декором. Самым оригинальным мне показался рисунок на доходном доме японского подданного И. Такеучи. Под куполом угловой башенки три одинаковые картины, выполненные в японском стиле. Дом построен в 1912 году.

Монументальное сооружение, возведенное в 1954 году на углу главной площади Хабаровска, хранит под карнизом не менее оригинальный декор. Лепнина в виде развернутой книги, на страницах которой четко читаются имена Ленин, Сталин.

Архитекторы, инженеры, строители, ставившие Хабаровск, были талантливыми людьми. Мастера, рубившие первые деревянные дома, украшали их пропильной резьбой. Каменщики «расписывали» кирпичные здания художественной кладкой и лепным декором. В поисках нового оформления зданий применяли даже металл. Первое здание с оригинальным металлическим декором было построено в 1907году по проекту инженеров Н.Ф.Александрова и Л.О.Чайковского. Большой дом по улице Шевченко (Алексеевской) изначально принадлежал Государственному банку, сегодня там музей истории войск ДВО. Более ста лет любуются прохожие оригинальной металлической композицией парадного крыльца.

«Все, что слышал я о древних городах в русских сказках, здесь обернулось реальностью», — возбужденно твердил Чибо, мой коллега из Ниигаты, когда мы фотографировали дом на углу Муравьева-Амурского и Фрунзе. Тогда, к стыду своему, я не смог назвать японцу архитектора. Потом я уже вычитал в книжках имя создателя самого красивого дома в Хабаровске — зодчий Бартошевич. Он представлял свой проект под девизом: «… чтобы на Дальнем Востоке Русью пахло…»

 

МНЕНИЕ

 

 

Профессор Тихоокеанского госуниверситета, автор 15 книг и заслуженный архитектор России Николай Крадин считает, что город теряет исторический статус.

 

 

 

«Современный Хабаровск — это китайщина. Мне очень не нравится то, что исторический центр уничтожается — его убивают эти «свечки» разномастные, которые растут на каждом перекрестке, как грибы. Масштабность, целостность восприятия исчезают. Раньше, помню знакомые приезжали из других городов и говорили, мол, как вам повезло, у вас такой исторический центр. Сейчас, когда они приезжают, ничего уже не говорят. Наш город носит статус исторического. Это не только возраст имеет значение. В нем, прежде всего, должны присутствовать архитектурные пласты разных времен — деревянной, пласт низких каменных зданий и современной высотной застройки. Деревянной архитектуры почти не осталось. Когда я вернулся в Хабаровск после академии, деревянная архитектура меня поразила, я облазил почти весь город в поисках этих зданий, фотографировал, чтобы сохранить хотя бы в таком виде память о деревянном зодчестве. Посмотрите, эти рекламные щиты все заполонили. Вот езжу на 21-м автобусе и, где развязка, насчитал больше двух десятков баннеров, которые расположены на одном пятачке. Памятников архитектуры в районах города практически не осталось. В центре еще есть, но все они уже изуродованы какими-то пристройками».

 

73
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии