РосРАО: потенциал защиты

Текст:
Ольга Егораева
Фото:
Ольга Егораева

Филиал «Дальневосточный территориальный округ» ФГУП «РосРАО»  оказывает полный комплекс услуг в области обращения с радиоактивными веществами и отходами и занимается вопросами обеспечения радиационной безопасности окружающей среды и населения Дальневосточного федерального округа.

На сегодняшний день назрела необходимость масштабного исследования территорий краев и областей региона,  статью расходов на которую федеральные бюджеты пока почему-то не содержат.

Рассказывает директор филиала,  Александр Юрьевич Кулаков.

Александр Юрьевич Кулаков
Родился в Амурской области в семье геологов. Выпускник геологического факультета ДВПИ во Владивостоке, специальность «Геофизические методы поиска и разведка месторождений полезных ископаемых».   В составе геологических партий занимался поиском и разведкой урановых месторождений, позже работал ведущим геофизиком и начальником радиоэкологического отряда. С его непосредственным участием проходили все мероприятия, связанные с поиском и ликвидацией радиоактивных загрязнений в Хабаровском крае, на Курилах, в Амурской области, ЕАО, Приморье. В 1991 году был приглашен работать в спецкомбинат «Радон». В должности начальника объекта  привел в порядок производственные процессы, привлек обученные кадры. Со временем занял пост заместителя директора, и позже -  директора «Радона». В 2008 году под крылом госкорпорации Росатом было создано ФГУП «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами „РосРАО“, на должность директора филиала в г. Хабаровске был приглашен Александр Юрьевич.  На сегодняшний день он - самый опытный работник предприятия, прослуживший на нем почти 22 года. В зону обслуживания филиала входит вся территория Дальневосточного Федерального Округа.

Новые задачи

Приоритет филиала – обеспечение радиационной безопасности населения и окружающей среды. Так было, начиная с образования предприятия в 1964 году.  Но страна капитализировалась, в бюджетах государства и региона больше нет статьи на необходимые радиационные обследования территорий края, которые, к слову, последний раз проводились в регионе в начале девяностых годов. Сегодня мы  -  коммерческое предприятие, ставящее перед собой цель обеспечивать себя самостоятельно за счёт оказания услуг организациям и частным лицам.

Получается, приоритеты остались прежними, но в списке задач произошли изменения – с масштабных обследований территорий края  мы переключились на точечные и частные заказы.

Наша помощь необходима при выборе земельных участков строительства любых объектов, обследовании на радиационную безопасность построенных зданий, а также самых разных территорий и объектов, в том числе, относящихся к действующим предприятиям.

В последнее время к нам поступают заявки от частных лиц, заинтересованных в проверке коттеджей, квартир, личных авто. Несколько таких заказчиков признавались, что, получив наше заключение, они рассчитывают подороже продать недвижимость. Но заявок пока не так много –  о нашей работе и вообще о том, что мы существуем, знают немногие.

Ближе, чем кажется
Угроза радиации не воспринимается населением как реальная. В массовом понимании это что-то никак не связанное с  естественной жизнью планеты. О ней мы привыкли слышать только в контексте чрезвычайных ситуаций на удаленных от нас атомных электростанциях - «это совсем нас не касается». Мы и не задумываемся  о том, что в кабинете обычной школы может появиться ионизирующий прибор, принесенный ни о чем не подозревающим учителем на урок для наглядности. Во многих тумблерах советского периода использовалась  светомасса постоянного действия, которая состоит из радиоактивного вещества. Чего мы только не изымали из кабинетов физики, ОБЖ и труда в учебных заведениях!

Еще один источник радиационного облучения человека в городе – природный газ радон. Его воздействие -  второй в списке фактор риска заболевания раком легких. Повышенная концентрация радона наблюдается в зонах тектонических разломов, по которым радон поднимается из недр земли.  В Хабаровске такой разлом идет из центра города вдоль реки Амур на Север. Реки Чардымовка, Плюснинка – тоже естественные разломы.  Концентрация радона на открытом воздухе и хорошо проветриваемых площадях не представляет опасности для человека. Наше внимание он привлекает только в местах скопления - в подвалах и на первых  этажах жилых и производственных зданий.

Отдельная тема для важного разговора – обследование учебных заведений и дошкольных учреждений.

Сейчас мы готовим письмо в Министерство образования Хабаровского края с предложением масштабного исследования.

Откровенно говоря, наши инициативы воспринимаются не очень положительно – возможно, считают, что мы хотим просто заработать. Отчасти это так – предприятие должно покрывать производственные расходы. Но в нашем коллективе подавляющее большинство специалистов старой закалки, готовых работать и за идею. Мы понимаем – необходимость проверок назрела давно, но навязывать свои услуги мы не можем.

Масштабы наследства
В ноябре прошлого года Минобороны передало муниципалитетам  сотни неиспользуемых военных городков и  земли  военного ведомства. Что именно мы получили в наследство – пока неизвестно, но мы можем предположить, что нам  есть чем там заняться. Так, в 90-х годах на территории одной из воинских частей в Южном микрорайоне нами был обнаружен контейнер с источниками излучения. Неподалеку от нее в песочнице двора одного из жилых домов мы нашли мощный источник излучения – небольшой блестящий цилиндрик, который, очевидно, привлек  детское внимание в качестве игрушки.

К сожалению, такова современная жизнь – мы экономим на благополучии, здоровье и безопасности.

Руководители многих промышленных предприятий, меняя что-то в технологических процессах, могут не догадываться, что в устаревших приборах есть  источники излучения – нигде не учтённые и представляющие опасность для здоровья людей. В девяностые многие закрывающиеся обанкротившиеся предприятия избавлялись от отходов как могли – мы находили вблизи Ильинки валяющиеся на обочине дороги забетонированные бочки с радиоактивными отходами. Где еще лежат подобные «клады»?

По-хорошему, для выяснения ответов на эти вопросы должна быть  принята федеральная программа, за принятие которой активно выступает Генеральный директор ФГУП «РосРАО» Тимур Юрьевич Коптев.

У нас есть план мероприятий по обследованию  воинских частей, заброшенных предприятий, но положительного решения по реализации плана пока не получено. Мы много раз вносили предложения по включению в Федеральную Целевую Программу обследования указанных территорий руководству региона, те отправляли их на утверждение в Москву, на этом все затихало.  Справедливо отметить, что нормативов, регламентирующих частоту проверки, нет, но раз в десять лет она обязательна нужна, и потребность в ней назрела лет пять назад.

Наш коллектив – высококлассные специалисты с колоссальным опытом. Мы располагаем двумя мобильными лабораториями, буквально напичканными современным оборудованием, своей специальной аварийной бригадой с обученными спасателями, которые регулярно участвуют  в совместных учениях с МЧС.

Предприятие готово работать в полную силу.
Нам только дай возможность.

Радиоактивный человек
Жизнь на Земле всегда развивалась на фоне излучения, но до открытий Беккереля и Рентгена  радиацию просто не замечали – она невидима и не осязаема, ее можно обнаружить только прибором.

Солнечное и космическое  излучение – это тоже радиация, от которой мы защищены слоями атмосферы.  На Земле  естественными источниками излучения являются природные залежи урана.  От их воздействия люди изолированы стенами домов. Но и стены содержат природные радиоактивные вещества!  Почва под нашими ногами выделяет природный газ - радон. Мы им дышим,  он облучает наши легкие. Это – часть естественного процесса жизни на Земле.  Более того, на планете нет такого места, где не присутствовала бы радиация. Мы и сами радиоактивны. Опасность таится только в дозе.

Рентгеновские и гамма-лучи, в отличие от света и радиоволн, оказывают разрушительное действие на организмы,  потому что их частицы обладают большой энергией - под их воздействием разрываются молекулярные связи. Ученые, открывшие ионизирующее излучение, не знали об опасности его больших доз и способах защиты от него.  Вильгельм Рентген,  Мария Кюри, ее дочь Ирен и сотни других исследователей скончались от тяжелых форм злокачественных заболеваний.
Однако развитие науки позволило «приручить» радиацию. Первый экспериментальный реактор, созданный французскими физиками, даже был назван Zoe– «жизнь». Сегодня ионизирующие излучения используются в различных областях человеческой жизни – медицине, строительстве, нанотехнологиях.  Сотрудники современных лабораторий и специализированных учреждений имеют возможность вовремя выявить критические изменения радиационного фона и обезопасить человека,  изолировав источники излучения или проведя комплекс противорадоновых и прочих необходимых ­­мероприятий.

В рубрике «Запретная территория» вас ждет рассказ о специализированном хранилище радиационных отходов филиала ФГУП «РосРАО»

49
0
Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.