Парапланеризм: летать как птица

Текст: 
Полина Никифорова

 

Зачем нужен параплан, если уже есть самолеты и вертолеты, планеры, дельтапланы и воздушные шары?

Изначально параплан изобретался исключительно для получения личного удовольствия от полета. В отличие от других летательных устройств, параплан обладает уникальным сочетанием летных и эксплуатационных качеств, отсутствующих у других аппаратов. Благодаря ткани, из которой он сделан, вес самого параплана не превышает 6-7 килограммов, и это при площади 25-29 квадратных метров. Полетный вес системы зависит от веса пилота и составляет в среднем 90 килограммов. Благодаря этим параметрам, параплан может набирать высоту даже в слабых восходящих потоках, а значит, долго держаться в воздухе без двигателя.

В Хабаровске подготовкой полетов на параплане занимается только одна школа — Федерация парапланеризма на Дальнем Востоке. Знать это очень важно, так как правильный выбор летной школы — это первый шаг к покорению неба. Конечно, научить летать с парапланом вас может и человек, не относящийся ни к одной из школ, но все равно будет полезно проконсультироваться у опытного инструктора. Так как полеты на параплане до сих пор остаются не самым признанным видом полетов, сертификаты качества получают немногие. Заниматься с инструктором, чьи умения и навыки не подтверждены документально, очень опасно. Он может быть хорошим «летчиком», но не сможет обучить новичка на должном уровне.

Заниматься обучением самостоятельно опасно. Шансов повредить свое здоровье при таком подходе неоправданно много. Если же вы все-таки не смогли найти подходящего инструктора, то заниматься полетами нужно группой не менее трех человек, иметь при себе аптечку, машину и знать, где находится ближайшая больница.

 

Чему обучают в школе парапланеризма?

На занятиях будущий парапланерист учится поднимать купол, удерживать параплан над головой движениями тела. Помимо этого отрабатывается умение корректировать положение купола с помощью клевант. Эти упражнения повторяются в процессе обучения каждый день. Критерием хорошей работы с парапланом на земле является умение выполнять контрольные упражнения — ускорение, замедление скорости движения, возвращение купола в положение над головой из крена более 30 градусов.

Для допуска к полетам достаточно уметь поднимать купол передним стартом и удерживать его над головой с помощью клевант и подбегания. После допуска к полетам упражнения на земле все равно остаются обязательными для выполнения.

Учебные полеты обычно проводятся во второй половине дня, ближе к вечеру, когда состояние атмосферы более стабильно. Наблюдая за действиями ученика в поле, инструктор принимает решение о допуске к полетам. Часто это происходит в первый или второй день занятий, если сила ветра позволяет освоить основные навыки.

После допуска к полетам ученику выдается другой параплан, на котором он будет летать, и просят продемонстрировать все те навыки, которые были показаны до этого, чтобы у ученика не было неуверенности в новом крыле. Перед первым полетом выдается радиостанция и отцепка, а также проводится инструктаж по действиям на старте, отцепке и посадке.

Покупка параплана

Параплан — развлечение не из дешевых. Если вы проходите обучение в летной школе, то с выбором купола вам поможет инструктор. Обычно новичкам предлагают купить учебный купол Standart (DHV1) или Интермедиэйт ( DHV1-2) — отечественный или импортный, исходя из финансовых возможностей. Хуже тем, кто учится самостоятельно. Очень часто ученикам предлагают купить подержанный купол 1994-98 годов по очень низкой цене — 200-600$. Делать этого нельзя ни в коем случае. Купола стареют очень быстро, к тому же они часто бывают класса Competition, а его старая версия летает гораздо хуже современного стандарта. О том, как правильно выбрать купол, можно прочитать в статье Роби Виттала «Честный выбор».

 

Первый полет

Во время первого полета оператор лебедки поднимает ученика на высоту 15-40 метров с использованием минимально возможной тяги на тросе, чтобы облегчить ученику управление. Он совершает "протягивание" на этой высоте на расстояние 300-400 метров. При этом ученик должен отслеживать направление движения параплана относительно троса. При разворотах параплана оператор ослабляет тягу до тех пор, пока ученик не выправит курс или не отцепится. Если действия пилота не вызывают доверия, затягивание на большую высоту не производится и, отцепившись, ученик, не делая маневров, продолжает прямолинейный полет и приземляется против ветра. Возвращение на старт должно проходить сбоку от троса. В любой момент подъема ученик, используя специальные знаки, может прекратить затяжку и отцепиться.

После начального обучения пилот допускается к самостоятельным полетам в простых метеоусловиях.В дальнейшем у пилота вырабатывается умение делать плоскую спираль, повороты с малой потерей высоты, контроль внешней консоли при разворотах и другие меры безопасности при полетах в турбулентной атмосфере, а также правильное пользование триммерами и акселератором. И уже следующим этапом обучения являются непосредственно полеты с использованием термических потоков.

Для проходящих начальное обучение летом организуются выезды для полетов в несложных условиях. Обычно это выезд в горы. Закончившие начальное обучение могут также присоединиться к выездам в другие места: Турция, Индия, Болгария и Чехия.

 

Площадки для полетов в Хабаровске:

Парадром «Корсаково»
Площадка «Красная речка» (горнолыжная база «Дерсу»)
Площадка «Северная» («Обрыв», Победа)
Спецрайон «Калинка»

 

Книги о парапланеризме:

Зигмунт Френкель. «Введение в параглайдинг»
Игорь Волков. «Мечта летать»
Деннис Пегин. «Понять небо»
Хельмут Райхман. «Полеты на планерах по маршрутам»

Благодарим за помощь в подготовке материала Федерацию парапланеризма на Дальнем Востоке

 

 

46
0
Ваша оценка: Нет