Олег Виденин: его люди

Текст: 
Анна Ерошенко
Фото: 
Стас Регер

 

Олег Виденин — один из популярных российских фотографов, работающий в традиционном жанре чёрно-белого портрета.

Его работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства, ГМИИ им. А.С. Пушкина, частных собраниях в России и за рубежом, публикуются в различных изданиях — «Новый Очевидец», «Русская жизнь», «Пионер», «Огонек», «Коммерсант», «Русский Репортер», «Таймс» и других. А фотография «Валентина в белом» вошла в итоговую экспозицию Taylor Wessing Photographic Portrait Prize, показанную в лондонской National Portrait Gallery. Фотографией Олег увлечен с детства, но наиболее активный период его творчества начался в конце 90х, когда появились фотографические интернет-сайты, где Виденин быстро завоевал популярность и вошел в пятерку самых часто упоминаемых фотографов рунета.

 

В комментариях к вашим фотографиям можно встретить два противоположных мнения: одни говорят, что люди на ваших портретах добрые и открытые, другим ваши работы кажутся тяжелыми и депрессивными. Как бы вы сами охарактеризовали свои фотографии?

Мне доводилось слышать разные мнения. Кто-то говорит, что они разрывают сердце, а кто-то говорит "я никогда в жизни не хочу попасть в Брянск". Нет ничего однозначного, в каждой фотографии в определенной степени присутствуют и свет, и тень. Люди, которых я фотографирую, и их истории разные, поэтому не всегда они вызывают у зрителя только положительные эмоции, но все же мой основной посыл — это свет. Ведь даже слезы бывают разные, далеко не всегда они вызваны отчаянием и безысходностью, бывают слезы радости или сожаления и даже беспричинные слезы.

 

На ваших фотографиях чаще всего не знакомые или мало знакомые вам люди. В чем особенность работы с такими моделями?

Жанр, в котором я работаю, можно охарактеризовать как быстрый постановочный портрет на улице. Принято считать, что фотограф должен обладать навыками психолога и быть интересным собеседником. Многие полагают, что залогом удачного портрета являются долгие беседы, которые помогают расположить человека к себе и дают ему возможность раскрыть свою душу перед фотографом. Возможно, это так, однако в моем случае все происходит наоборот. Для меня внезапность — одно из основных условий съемки. Я стараюсь сделать портрет как можно быстрее, пока человек, выполняя мои просьбы, еще не начал позировать перед камерой.

 

Какими важными чертами и навыками должен, по вашему мнению, обладать фотограф-портретист?

Во-первых, он должен быть честен перед самим собой и четко понимать, почему он этим занимается. Я увлечен процессом съемки и получаю психологическое и эстетическое удовлетворение от результатов своей работы. Конечно, реакция зрителя для меня важна, но это уже на втором месте. Второе важное качество — целеустремленность. Выбрав однажды свой путь, ты должен следовать этому пути и не отвлекаться на другие жанры. Только в этом случае у тебя есть шанс сделать большую и серьезную работу, которая останется после тебя. И третье, хороший внутренний редактор. Для фотографа очень важно умение отсечь все лишнее и представить на суд зрителей только лучшие из своих работ.

 

Есть ли у вас какие-либо принципы в фотографии?

Во время съемки я всегда следую принципу: не уверен — не нажимай. Кроме того, я снимаю всегда только одним объективом и одной камерой, в которой я уверен, она — мой третий глаз. В дальнейшем с каждой пленки (12 кадров) из одного сюжета я выбираю только один кадр — лучший, даже если мне нравится 2 или 3. И еще один принцип: я никогда не кадрирую. Я — апологет пленки, поэтому на отпечатках и сканах я всегда оставляю ракорд, чтобы у зрителя не оставалось сомнения в целостности кадра.

 

Что вас вдохновляет? Есть ли у вас любимые фотографы? Могли бы вы сказать, что кто-то из них оказал влияние на ваше творчество?

Я очень люблю работы американских фотографов Салли Манн, Роберта Франка, Дианы Арбус и других. Из русских — Николай Бахарев . Мы работаем в схожих жанрах, и мои фотографии нередко сравнивают с произведениями этих авторов, однако я не могу сказать, что кто-то из них кардинально повлиял на меня.

Думаю, большее влияние на мое творчество оказало все то, что я смотрел, читал и слушал в детстве: произведения русских классиков, журналы "Советское фото", и, как я недавно осознал, православные иконы, их лаконичные образы, прямые и глубокие взгляды ликов святых.

 

По вашим фотографиям бывает сложно определить, когда они были сделаны: вчера или 30 лет назад. Вы сознательно исключаете из кадра приметы времени. Зачем?

Мои фотографии не документальны, это субъективный взгляд на людей через призму романтики, отчасти это ностальгия по ушедшей юности, о чем свидетельствует и моя приверженность серебряной технике. Моя главная задача — найти зеркало, которое наиболее точно отразит мое внутреннее состояние. Поэтому я стараюсь по мере возможности исключать из кадра, по моему мнению, лишние детали, которые могут рассеивать или отвлекать внимание.

 

На протяжении многих лет вы фотографируете в окрестностях вашего родного города, Брянска. Как изменились за это время люди и среда?

Меньше людей стало, которых бы мне хотелось сфотографировать. Тех, которых я называю "мои люди". Я не знаю, какова причина, но, надеюсь, что просто я стал хуже видеть.

 

У вас бывают персональные выставки за рубежом, вы также являлись участником многих международных групповых выставок и фестивалей фотографии. Посетители выставок из разных стран составляют мнение о России, глядя на ваши фотографии. Что бы вы хотели, чтобы они узнали о жителях российской глубинки?

Конечно, мне хочется, чтобы Родина выглядела достойно, но я не ставлю перед собой задачи создать портрет целой страны или эпохи. Я не люблю фотографию от ума, а люблю фотографию от сердца.

 

70
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии