Занятой и скромный: Игорь Бочаров

Текст: 
Сергей Корнеев
Фото: 
из архива Игоря

 

В Хабаровске достаточно групп с качественно записанным материалом. Но мало кто из тех, кто включает любимые песни местных исполнителей, задумывается, какой тяжкий труд кроется за тем, чтобы доставить эмоциональное удовольствие слушателю.

И дело тут вовсе не в музыкантах. После записи исполнители идут к человеку, который каждого из них выслушивает, по сто раз на дню крутит демо-записи музыкантов, записывает каждого из участников группы отдельно, а потом долгие часы корпит над записанным материалом. Такой человек — звукорежиссер, и если бы не представитель профессии Игорь Бочаров, талантливый и необычайно скромный молодой человек из Лучегорска, то местные группы, любимцы публики и прессы, вряд ли могли бы похвастаться высоким качеством треков.

Мы встретились с Игорем у него на квартире, студии по совместительству, и смогли довольно долго пообщаться на различные темы.

 

Работы Игоря: vk.com/sketch555music

 

Игорь, когда и как все началось?
Началось все приблизительно три-четыре года назад. Я начал записывать что-то свое ради интереса, потом с друзьями, потом приходили друзья друзей. Все, чем я занимаюсь, только ради опыта и интереса, конечно же. Но в определенный момент мне неожиданно стали предлагать деньги. Я сначала долго ломался, но в итоге согласился. Постепенно это переросло в работу. Не было никаких рекламных акций, просьб пиара или чего-то подобного — просто люди, довольные моей работой, советовали другим музыкантам со мной сотрудничать. Ну а все полученные от этой деятельности деньги я трачу на новое оборудование, чтобы качество записи и конечного материала было еще лучше.

 

В чем заключается твоя работа?

У всех звукорежиссеров подход разный. Я расскажу про свой.

Запись. Сперва я пишу гитары. Затем — бас, вокал и все остальное. Если в группе два гитариста, я всегда прошу прийти их вместе. Это позволяет реально контролировать процесс. Я могу менять их во время записи и выстраивать аранжировку более грамотно, сразу на месте дописывать необходимые дубли. Это гораздо целесообразнее, чем приезжать на запись по сто раз и тратить на это так много времени.

Монтаж. После того как весь материал записан, я тщательно проверяю каждую дорожку на предмет каких-либо нежелательных артефактов, ритмических и тональных недочетов. Устраняю их. При обнаружении чего-либо критического вновь приглашаю музыкантов на запись.

Сведение. Это самый сложный процесс, но порой очень интересный. У нас есть несколько дорожек, и цель сведения — сделать так, чтобы каждая из них была четко слышна в миксе. Необходимо устранить частотные конфликты путем эквализации, настройкой панорамы и баланса. По отдельности дорожки могут звучать идеально, но если послушать их все вместе, то можно ужаснуться. Поэтому сводить нужно комплексно. Творческая часть сведения заключается в использовании эффектов. Все зависит только от вашей фантазии. Время для экспериментов! Но опять же, нужно делать это грамотно. Главное — не переборщить. По времени все это занимает от двух дней до недели, а то и больше. Я никогда не берусь за сведение сразу после записи. Отдыхаю и лишь потом приступаю к этому этапу. Очень сложно, но нужно хоть как-то отвлекаться, чтобы уши адекватно воспринимали материал.

Мастеринг. Я пока только учусь и не особо силен в этом направлении. Преимущественно из-за помещения, в котором я работаю, и оборудования. Сам процесс подразумевает доведение трека до общепринятых стандартов. Это касается формата, уровня громкости и, самое главное, частотной составляющей, т.е. звучания трека. При мастеринге альбома необходимо сделать так, чтобы слушателю было комфортно, не приходилось крутить ручку громкости и настройки эквалайзера при переходе между треками. После того, как трек отмастерен, его можно выпускать. В целом, время, потраченное на все это, прямо пропорционально уровню музыкантов, сложности и объему работ.

 

Музыкой я начал заниматься с раннего детства. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Также играл в оркестре на ударных и эпизодических инструментах. Это был мой первый и очень ценный опыт работы в коллективе.

 

Расскажи о командах. Каково с ними сотрудничать?

Случаи бывают разные. Порой нелегко взаимодействовать как и с группой, так и с отдельными ее участниками. Я считаю себя таким же полноценным участником процесса, вношу что-то свое. Всегда, если слышу, что что-то не так, я пытаюсь подсказать, посоветовать, как сделать лучше. Вообще, музыканты, которые у меня записываются, делятся на два типа: "да, конечно, так будет лучше" и "не лезь, мы сами знаем, что делаем". Не особо приятно, когда ты пытаешься помочь, и особенно, когда ты видишь, что помочь необходима, но в силу характера музыкантов не можешь ничего сделать.

И поэтому работа не всегда получается такой, как хотелось бы.

 

Ты взаимодействуешь с другими звукорежиссерами города?

Я думаю, как и любому другому звукорежиссеру, намного удобнее делать работу полностью, от начала до конца. Но иногда мне приходится доделывать работу за другими, и, как правило, это бывает непросто. Беспорядок в сессии, оставленный другим звукорежиссером, отнимает очень много времени.

 

Помимо твоей звукорежиссерской деятельности, ты еще и музыкант. Расскажи об этой стороне своего творчества.

Музыкой я начал заниматься с раннего детства. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано. Также играл в оркестре на ударных и эпизодических инструментах. Это был мой первый и очень ценный опыт работы в коллективе. С басистом из этого оркестра мы решили попробовать сколотить что-то вроде группы. Играли на гитарах. Но так как это был выпускной класс, и нужно было готовиться к ЕГЭ, родители не особо одобрили мое новое увлечение и забрали гитару. Но я все равно продолжал играть, правда, уже на барабанах. По приезде в Хабаровск я начал искать группу. Мне было не важно, в каком жанре играет коллектив: я преследовал цель получения хоть какого-нибудь опыта и элементарного представления о хабаровской сцене. Так я и попал в KorpuS, где играл на барабанах. Спустя полгода мы расстались, так как я понял, что хочу играть немного другую музыку. Я рад, что ребята отнеслись к этому с пониманием, и мы до сих пор плодотворно сотрудничаем.

Затем была группа AutumnGrey, где я не просто барабанил, но еще и пел. На тот момент я не особо заморачивался по поводу своего вокала, просто пел с душой. Со временем изменился состав, и группа поменяла название. Обновленный коллектив, EmilyWasRight, вскоре распался, как раз перед Maxirock'ом. Но незадолго до этого наш гитарист познакомил меня с одним человеком. Это был Семен Черноконь, и он хотел записать свой материал. В ходе работы он попросил меня помочь с чистым вокалом для Takeyourself. То, что эти записи прошли на Maxirock, было весьма неожиданно. Но по факту я никогда не был полноценным участником этой группы, просто помогал им иногда. Так, например, когда у них были проблемы с барабанщиком, я некоторое время приходил на репетиции и играл с ними. После этого я какое-то время репетировал с замечательными ребятами из группы "Булава". Тогда-то я уже и начал серьезно «прокачиваться» по вокалу. К сожалению, выступить нам так и не удалось: ребята разъехались кто куда. Ну а я опять начал поиски группы. К моему удивлению, мой вокал оказался довольно остребованным. Я даже растерялся, но в итоге все-таки определился с коллективом. И вот с тех пор и по сей день я вокалист группы Eddie Nashton. Я очень благодарен всем этим музыкальным коллективам за время, проведенное с ними и приобретенный опыт.

 

Недавно у меня сложилось впечатление, что везде, кроме Хабаровска, уровень выше. Музыканты серьезней, ответственней, более качественный и грамотный материал. Что касается местных музыкантов, мало кто относится к своей деятельности так серьезно. Словно музыка — это ерунда, честное слово.

 

Какие у тебя музыкальные предпочтения?

Я не могу позволить себе предпочтений. Да и вообще, я слушаю музыку очень мало, редко хожу на фестивали. Особенно сложно начинать слушать что-то новое, не люблю, когда кто-то просит что-то послушать. Было время, когда я все-таки что-то слушал, и есть несколько групп, которые, так сказать, запали в душу. Могу месяцами слушать их записи и каждый раз черпаю что-то новое.

 

 Что ты посоветуешь людям, которые начнут заниматься той же деятельностью, что и ты?

Мне часто пишут абсолютно одинаковые вопросы. И, как правило, эти вопросы неконкретные. Ты просто сидишь и думаешь: "И что этот человек хочет от меня услышать?" Я всегда рад помочь, но невозможно все полностью показать и рассказать каждому. Это же нужно изучить и прочувствовать самому. Поэтому идеальный вариант — самообразование. Материала куча, он есть в интернете — учитесь, развивайтесь. Если сложно и что-то не получается, все равно делайте, ни в коем случае не останавливайтесь. Опять же не стоит останавливаться, если чего-то добились. Нет предела совершенству. Больше тут посоветовать нечего.

 

Как ты считаешь, планка качества музыкальной индустрии в Хабаровске достаточно высока?

Недавно у меня сложилось впечатление, что везде, кроме Хабаровска, уровень выше. Музыканты серьезней, ответственней, более качественный и грамотный материал. Что касается местных музыкантов, мало кто относится к своей деятельности так серьезно. Словно музыка — это ерунда, честное слово.

Я всегда заранее предупреждаю, что инструменты должны быть настроены, мне отвечаю: "да-да, конечно, все хорошо", приступаем к записи — инструменты в ужасном состоянии. В таких случаях я говорю, что нужно сходить к мастеру, в ответ кивают, а когда приходят снова — история повторяется. Приходится изворачиваться, все время подстраивать инструменты по ходу записи. Я часто задаю вопрос: "Ребят, неужели вы не слышите, что гитары не строят, как вы вообще выступаете?" Как я уже сказал, я очень редко хожу на концерты, но если хожу и вижу какие-то коллективы с подобным подходом, то понимаю — они же могут прийти ко мне писаться, и придется с ними сотрудничать. От подобных мыслей становится не по себе.

Но есть и приятная тенденция: когда музыканты в очередной раз приходят ко мне, они все-таки готовят материал, более ориентированный на запись, какие-то моменты им уже знакомы, они готовы экспериментировать, что делает процесс записи действительно творческим.

 

Как родители относятся к тому, что ты делаешь?

Для родителей важно, чтобы я учился. Поначалу их, конечно, напрягало это все, но со временем они поняли, что для меня это важно, что это мое развитие, опыт и все такое. Отец вообще удивился, когда узнал, что я пою. Ну и вообще, это же родители, как они могут не поддерживать? Они у меня хорошие, спасибо им большое за все то, что они для меня делают. Отдельное спасибо нужно сказать маме — было время, когда мне надоела музыкальная школа, и я начал прогуливать занятия, думал о том, чтобы бросить. Но она настояла, чтобы я продолжал заниматься. Возможно, я не стал бы тем, кто я сейчас, если бы не она.

 

 

64
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Гость

28.09.2015 - 17:25

Никогда не общайтесь к его

Никогда не общайтесь к его услугам, это просто дно! Как звукарь - он мертвый.