Поэт: мир, объятый человеком

Текст: 
Вадим Пасмурцев
Фото: 
Анна Ерошенко

Анастасия Прокопенко, 21 год

 

Студентка Хабаровской государственной академии экономики и права.

 

 

Зачем люди пишут стихи?

Не знаю. А зачем люди поют? (улыбается)

О чём люди пишут стихи?

По версии одного моего друга, который мне очень  помог в начале творческого пути,  а также поддал мне творческого пинка в этот самый творческий путь, люди пишут стихи исключительно о любви. Правда, у всех любовь разная.

А как давно ты начала писать?

В конце девятого класса. Потом в колледже, и с тех пор понеслось. Новые люди, новые горизонты, новые понятия, друзья, новая музыка... Новые мысли в голове, переосознание того, чем ты жил до этого... Ну, и детская база сказалась - музыка, отношения в семье.

Должен ли поэт разбираться в направлениях, течениях поэзии, терминах?

Нет, полагаю. Я сама до сих пор в этом путаюсь, и когда мне говорят о стихотворных размерах: ямбе, хорее — для меня это тёмный лес. Я пишу, потому что пишу. Можно сравнить это с таким направлением современного искусства, как контактная импровизация — там достаточно знать несколько поддержек, обладать некоторой физической  подготовкой, и ты сможешь поднять партнёра весом в два раза больше себя. И это все абсолютная импровизация, всегда, даже на большой сцене.

До какого предела импровизация приемлема для поэта? Можно ли придумывать новый язык, или экспериментировать с уже имеющимся, русским?
Для меня язык это то, как ты выражаешь свои мысли. Главное, чтобы мысль была законченной и смотрелась картинкой. Стихи можно писать не только словами, но и звуками. Это может быть журчащая картинка, скользящая, острая — и если ты пишешь звуками, можно использовать любые слова, любые, которые составят звуковую картинку. Помнится, этот прием называется аллитерация.

Какие поэты тебе нравятся?

Ольга Арефьева, Вера Павлова, неоднократно и долгое время вдохновляла Мария Семёнова...

Выступала ли ты как чтец?

Я разочек побывала в Доме литераторов. Но я зашла, а там пахнет Советским Союзом, я посидела, посидела... и убежала. Также были выступления на фестивале «Шире круг» — это я от колледжа делала, ну и местами на частных вечеринках. В основном это были выступления для близкого круга.

Ты публикуешься?

Меня наконец-то «развели» на публикацию в интернете, поскольку моё близкое и не сильно близкое окружение несколько лет подряд уговаривало меня, чтобы я публиковалась. Я всё откладывала, и вот буквально недавно я начала выкладывать свои творения на стихи.ру. Заходите в гости!

Как относишься к публикации на бумаге?

Я бы не стала назначать себе таких горизонтов. Для меня бумага — это общение. Электронный вариант это, конечно, здорово, зато когда выходит книга — это что-то душевное, тёплое... Что-то непередаваемое. Стоит ли публиковаться на бумаге? Думаю, стоит. Я пока просто не пробовала.

 

Ольга Устимчук, 29 лет

Старший библиотекарь научной библиотеки Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

 

Зачем люди пишут стихи?

«Зачем» – это скорее цель. Стихи ради цели не напишешь. Люди пишут стихи «почему». Потому что внутри происходит истина… или боль… или любовь. Потому, что не могут не писать.

О чём люди пишут стихи?

Чаще всего стихи о том, чем болеешь: о том, что волнует, задевает, удивляет… или выворачивает тебя наизнанку, о чем-то самом важном. Хороший автор пишет так, что ты думаешь: «О! Я его понимаю! Это про меня!». Но фокус в том, что это о нем самом… и о каждом.

Как давно ты начала писать?

Первый стих, который мне не стыдно показывать, был написан в 1997 году. Конечно, есть и более ранние опыты, но я бы не отважилась их кому-либо представить на суд.

Должен ли поэт разбираться в направлениях, течениях поэзии, терминах?

Должен? Было бы хорошо, но не должен. Это скорее обязанность критика и литературоведа.

До какого предела импровизация приемлема для поэта? Можно ли придумывать новый язык, или экспериментировать с уже имеющимся, русским?

Это сложный вопрос. В литературе сейчас есть и искусственные языки, придуманные отнюдь не поэтами, и эксперименты с русским. Для того чтобы создать новое слово и успешно его использовать, на мой взгляд, нужно быть большим мастером. Важен контекст, обоснованность каждого конкретного – любого – слова в произведении.

Какие поэты тебе нравятся?

Один из моих любимых поэтов – Александр Егель. Мало кому известный наш современник и дальневосточник. А так я не равнодушна к бардовской и рок-поэзии. Не люблю, но очень уважаю Маяковского за его работу с фонетикой языка. Ну, и конечно, Пушкин, но к этому я шла довольно долго.

Выступала ли ты как чтец?

Да, приходилось. Я очень трепетно отношусь к читающим себя авторам. Мне кажется, что поэт, который читает свои стихи, демонстрирует, как он их пишет. Слушать авторское чтение, все равно, что рассматривать эскизы уже написанной картины: проникать в мастерскую.

Ты публикуешься?

На бумаге и в серьезных изданиях – нет.

Как ты относишься к публикации на бумаге, не в интернете?

Раньше я думала, что это что-то значит, что это здорово. Сейчас мое мнение изменилось. Мне, конечно, было бы приятно, если бы меня печатали, но не более того. Как говорит Александр Егель: «От того, что у тебя выйдет книга, ты не станешь лучше писать стихи».

 

 

Макс Молотов, 39 лет

Главный редактор газеты «Амурский меридиан».

 

Зачем люди пишут стихи?

Ваяние стихов - это форма выражения пассионарности человека. Род магии для самого себя. Стихотворение выступает как концентрированное выражение позиции вот этого парня по любому важному для него вопросу. То есть эти вирши делаются изначально для себя.
О чём люди пишут стихи?

Писать можно обо всем, что конкретно «колышет» в данный момент. Многие так и делают, и это называется графомания. «Несчастна страна, у которой каждый второй - поэт».

Как давно ты начал писать?

Когда я переступил 16 лет и потерял девственность в темном подвале с девушкой, лица которой я не помню, я начал кропать по три-четыре текста в день. Был избран предмет обожания, я буквально заваливал ее стихами. Она меня не любила, я ее хотел за это убить. Вы должны понять корни поэтического безумия. Это грань. Я бредил. Носил с собой нож. Караулил ее в кустах. Избил моего сверстника, который пришел к ней домой переписать домашнее задание. Однажды приковал себя к ручке двери ее дома. Так продолжалось с полгода. Учеба была брошена, забыты семья, дача, друзья, автомобиль, который мне подарил отец. Осталась только муза, она одна давала мне жизнь, смысл и силы. Четыре тетради я храню с того времени. Я помечал свои стихи незамкнутым кругом и умолял ее, если она захочет моей смерти, пусть дорисует эту окружность, и тогда я умру во имя нее. Вот что такое стихи, когда они пишутся молодыми на грани.

Должен ли поэт разбираться в направлениях, течениях поэзии, терминах?

Читайте больше практиков стиля – Бродского, Твардовского, Суркова, Заболоцкого. Впитывайте. Изымайте приемы. Не стесняйтесь заимствований. «Беру своё, где попадется», - это Сенека - не последний парень в недлинной череде поэтов. Но. Накопив багаж в виде поэтического наследия homo sapiens, твори своё. Хватит таланта – сделаешь.
До какого предела импровизация приемлема для поэта? Можно ли придумывать новый язык, или экспериментировать с уже имеющимся, русским?

Поэзия в этом смысле похожа на интернет, только десятком тысячелетий постарше. Это территория личной свободы. Выражаешь что угодно и как угодно. Если ты это делаешь только для себя – у тебя создается собственная вселенная – населяй, кем захочешь.

Какие поэты тебе нравятся?

Вопрос – «какие поэты тебе нравятся?» глуп. Поэту не нравятся никакие другие поэты. Он – самодовлеющий эгоцентрист. Если он не такой, он вовсе не поэт.

Выступал ли ты как чтец?

Я много раз выступал как чтец. И своего и чужого. Наверное, чтение на публику – самое важное событие в жизни человека. Ведь ты выступаешь выразителем неких идей.

Ты публикуешься?

Я печатаюсь в сборнике «Альма Нах», который выпускает на свои деньги Лёша Черкасов в Хабаровске.

Как ты относишься к публикации на бумаге, не в интернете?

Писать нужно только на бумаге. Дублировать – где угодно. Но изначально – на бумаге. Только написанное на бумаге слово становится правдой.

 

70
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии