Стас Регер: в поисках субличности

Текст: 
Анна Ерошенко
Фото: 
Анна Ерошенко

 

Настоящее лицо

Какой человек настоящий: тот, которого ты знаешь в жизни, или тот, что на фотографии? Можно только предполагать. Все люди носят маски, и даже самый искренний человек зависит от внешней среды и окружения. Каждый человек имеет свой образ, который часто не раскрывает его личность полностью, так как личность многогранна. Невозможно охарактеризовать человека только одной чертой, даже если эта черта его характера доминирует. Удачным психологическим портретом традиционно считается тот,  что отражает именно те черты человека, по которым его привыкли знать. Но моя задача, как фотографа, найти в человеке то, что не бросается в глаза.  Мне интересно сфотографировать человека не таким, каким он себя видит или позиционирует в глазах окружающих. Мне хочется заглянуть за маску, хотя это и не всегда удается.

 

Не улыбайтесь - вас фотографируют.

Люди привыкли фотографироваться, позировать, и каждый человек определенным образом реагирует на камеру - он хочет получиться жизнерадостным, красивым, улыбающимся, даже если он не такой. Фотография, на которой человек улыбается, это штамп. Иногда я прошу человека прекратить улыбаться или сделать что-то ему не свойственное, например, нахмурить брови. Такие просьбы для многих звучат странно и даже резко, возможно, в такой момент человек испытывает некий катарсис, ведь ему приходиться отказаться от его привычной маски. Именно в этом и кроется для меня залог удачного портрета.

О красоте

Модели - это все, кто меня окружают. Мои друзья, фотографы, которые часто заходят ко мне в студию, охранник нашего офисного центра, продавец из соседнего магазина, сантехник... Я не выбираю каких-то особенных моделей, никому не отдаю предпочтения. Каждый человек, которого я фотографирую, мне кажется красивым, по крайней мере, в тот момент, когда я смотрю на него через стекло камеры, даже если он не вписывается в общепринятые стандарты красоты. Если я смотрю на портрет и мне хочется его разглядывать, то я считаю человека, изображенного на нем, красивым, ведь нам обычно хочется смотреть на красоту.

О методах

Для этой серии портретов я использовал советскую крупноформатную деревянную камеру ФКД, в которую вместо листовой фотопленки заправлял фотобумагу. Такой метод съемки имеет несколько отличительных особенностей. Во-первых, каждый готовый снимок уникален, как и тот момент времени, который на нем запечатлен, его невозможно тиражировать. Во-вторых, снимок получается зеркальный, то есть человек видит себя так, как если бы он смотрел на себя в зеркало. В-третьих, бумага, в отличие от пленки, имеет низкую чувствительность, следовательно, я должен использовать более длинные выдержки.

На момент съемки человеку необходимо замереть на 30-40 секунд. Очень сложно в течение этого времени изображать какую-то эмоцию, удерживать мимику, особенно когда я делаю несколько кадров подряд. Человек непроизвольно погружается в себя, и это погружение иногда удается запечатлеть на снимках.

Желание снимать человека в необычном для него амплуа возникло задолго до того, как я начал работать в этой технике. Мне и раньше удавалось запечатлеть и на цифровую, и на пленочную камеры моменты, когда в процессе съемки у человека открывались черты необычные даже для него самого. Я это называю субличностью. С тех пор я одержим этой идеей. А технология съемки на бумагу помогает мне реализовать ее.

Парадоксы жанра

Парадоксальная вещь: в портрете трудно не повторяться и одновременно трудно повториться. С одной стороны, портретов снято такое количество и такими одаренными людьми, что, кажется, невозможно привнести в этот жанр что-то новое. С другой стороны, каждый новый человек - это новый мир, новая индивидуальность, поэтому интерес к портрету не ослабевает. Я использую старинные технологии как художественное средство, но я не стремлюсь делать стилизацию под ретро. Я не надеваю на моделей сюртуки и цилиндры, какие носили в 19 веке, мои фотографии отражают настоящее время. Мне интересен выразительный язык этого ретро-метода портретирования, но с его помощью я делаю портрет современного человека. 

О популярности

В момент творчества автор что-то вкладывает в свою работу, какие-то чувства, вибрации. И для того, чтобы его понять, зритель должен быть на том же уровне восприятия. Он должен быть настроен в унисон с автором. Художнику или фотографу необходимо понимать, что он не может нравиться всем, но я и не ставлю перед собой такой цели. Я просто делаю то, что мне интересно. И если это интересно кому-то еще, то я счастлив вдвойне.

 

60
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии