Ода профессии: фоторепортер

Текст: 
Владимир Кузнецов
Фото: 
Владимир Кузнецов

В фирменном блокноте корреспондента журнала «Огонек» имелось два карманчика: один — для карандаша, другой — под маленькую карточку календаря. В конце года, когда собственные корреспонденты журнала слетались в Москву на совещания, подводили итоги и негласным соревнованиям, предъявляя свои календарные визитки. Изрядно потрепанные карточки в путешествиях со своими владельцами по стране и за ее пределами говорили о многом. Добрая половина чисел на всех календарях была зачеркнута, что означало количество командировочных дней. Лавры первенства, не умру от скромности, в основном доставались мне и Юрию Лушину, собкору по Сибири. Это не случайно. Во-первых, мы были самыми молодыми в собкоровском корпусе «Огонька», а во-вторых, дела в Сибири и на Дальнем Востоке были под особым контролем у власти того периода. Естественно, имелась большая потребность в журналистских материалах с мест.

Сейчас, вороша старые блокноты, останавливаю взгляд на календариках тех лет, мысленно возвращаюсь к былым поездкам. Вот три месяца с пятидневным перерывом зачеркнуты красным карандашом — память уносит на Сахалин, в Южно-Курильскую рыболовецкую экспедицию. Потом Камчатка, Командорские острова… В тот год я делал серию материалов «По кромке океанского прибоя». Там же, но уже синим пастиком, помечены четыре поездки на строительство БАМа — еще три месяца! Плюс две недели в колхозе «Приамурье» и месяц на строительстве Колымской ГЭС. А если приплюсовать полтора месяца «мелких» поездок на автомобиле по городам и весям края, вот и получится 271 день из одного года репортерской жизни. Словом все, что двадцать последних лет прошлого столетия появлялось на страницах «Огонька»о Дальнем Востоке, исходило от меня. И все, написанное пером, подтверждалось документом, слепком времени — фотографией.

Каждая фотография — это история. История создания снимка, история запечатленных героев — людей с разными характерами, судьбами. И, конечно же, за каждой фотографией, авторское размышление, переживание, а порой и разочарование.

«Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счете глядит через него в историю. Он снимает значительное и незначительное, иногда ошибается при этом, потому что то, что ему казалось в тот момент важным, потом, через десятилетия, оказывается вовсе не таким значительным, а иногда наоборот, то, что ему кажется в тот момент незначительным, проходным, в последствии оказывается исторически значимым», — говорил о фоторепортерах известный писатель и журналист Константин Симонов.

Хочется нам или нет, но каждым щелчком затвора мы фиксируем кусочек истории, и чем дальше идет время, тем ценнее становятся фотографии, сделанные вчера. Полистайте газеты, журналы времен своего детства или достаньте из бабушкиных сундуков старые семейные альбомы, вы почувствуете волнение, ощутите исторический воздух минувшей эпохи. Вглядитесь в прошлое, подумайте о будущем, погрустите и улыбнитесь, ведь память и мечта живет в каждом репортерском снимке.

Целый год в своих заметках я вел читателей путем, которым долгие годы журналистской работы шел сам. Размышлял о фотографиях, смотрящих со страниц газет и журналов прошлого и настоящего времени. Рассказывал о людях с блокнотом и фотокамерой. И если заметки старого фотографа кого-то заинтересовали, если нашлись молодые люди, решившие стать моими коллегами, буду считать, что не зря затевал эту серию публикаций.

 

 

 

 

 

 

 

46
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии