И шпаги свист: школа фехтования

Текст: 
Полина Никифорова
Фото: 
Артем Кухтин, архив школы «Изумрудный остров»

До 1985 года хабаровская школа фехтования была одной из самых лучших в стране, после чего на время прекратила свое существование и открылась вновь лишь в 2005 году. С тех пор популярность спорта в городе росла и сегодня желающих взять в руки шпагу становится все больше

Спортивное фехтование

Рассказывает Сергей Никуляк, руководитель секции:

 

Нет ничего удивительного в том, что фехтование привлекает хабаровчан. Это очень красивый вид спорта, аристократический. В нем большую роль играет не только физическая подготовка спортсмена, но и умение переиграть соперника, используя свои сильные стороны.

Обычно фехтованием начинают заниматься дети в возрасте 10-12 лет. Когда ученик приходит в школу, то в первую очередь, оцениваются его физические возможности. Если он более скоростной, то ему подходит сабля, если немного флегматичен и медлителен, то рапира. Но сложнее всего овладеть шпагой: для этого нужно обладать и высокой скоростью, и отличной координацией.

После того как на первенстве мира, во время боя Владимира Смирнова и Маттиаса Бера у последнего открутился наконечник рапиры, и в результате Смирнов погиб, в правила экипировки спортсменов в целях повышения безопасности были внесены серьезные изменения. Ткань для костюма стала более плотной, стал обязательным нагрудник, надеваемый под куртку. Изменения затронули и оружие: увеличился прогиб клинка и нагрузка на наконечник шпаги и рапиры


 

Современный фехтовальный бой проводится с использованием электрооборудования для фиксации уколов. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесенные в поражаемую поверхность, а в фехтовании на шпагах засчитывается каждый нанесенный укол.

В фехтовании очень важен боевой опыт. Чем больше у тебя было соперников, тем лучше. Помимо командных соревнований, у спортсменов есть возможность выступать в личном зачете, тем самым повышая свое мастерство. Но, к сожалению, хабаровчане могут выезжать на общероссийские соревнования только 2-3 раза в год из-за высокой стоимости проезда. А часто устраивать личные первенства в своем регионе отчасти бессмысленно, так как наша школа завоевала абсолютное чемпионство на Дальнем Востоке, а смысл личного первенства в состязании с более сильным соперником.

Сейчас мы начали налаживать отношения с севером Китая, поэтому у нас появилась возможность некоторого развития. Если сравнивать север Китая и восток, то у восточных шанхайских фехтовальщиков техника на самом высоком уровне. Северокитайское фехтование появилось 5-6 лет назад, и тренируются они по основам русской школы. Несмотря на то, что они тренируются каждый день по три часа и значительно выносливее и быстрее наших спортсменов, они все равно уступают нам в технике и тактике. Так что с ними мы можем соревноваться почти на равных.

 

 

Артистическое фехтование

Рассказывает Анна Лаухина, руководитель школы «Изумрудный остров»

 

Наша школа является филиалом Московской федерации артистического фехтования, которым руководил Алек Давыдович Мовшович, постановщик большинства фехтовальных сцен в российском кино.

От классического спортивного артистическое фехтование отличается в первую очередь техникой. Здесь нет противника, чьи ошибки тебе только на руку, есть только партнер, от которого зависишь. Все как в танце — только слаженные отрепетированные действия. Девушки работают с более легким оружием — шпагой и саи, а парни работают на мечах.

Первое, чему обучается артист, это выдержка. Держать даже легкую шпагу целый час очень сложно.

Есть несколько видов арт-фехтования: дуэт, групповое выступление, сольное фехтование, жонглирование мечами. Самым сложным является жонглирование. Для того чтобы освоить это ремесло, артист много времени должен проводить в тренажерном зале: каждый меч весит как минимум 1,5 килограмма.

На подготовку одного номера уходит разное количество времени, в зависимости от мастерства педагога и сложности постановки — от месяца до года.

Самый важный элемент в сценическом фехтование — зрелищность. Обычно актеры работают на искры, которые высекают мечами, у зрителя это всегда вызывает восхищение. Для того, чтобы номер удался, все должно быть продумано до мелочей: сюжет, костюмы, декорации, реквизит. Высшей похвалой для арт-фехтовальщика является полное погружение зрителя в номер. Единственное, что номер не должен вызывать у зрителя, это смех.

В сценическом фехтование нет никакой внешней защиты. Поскольку на сцене мы никогда не импровизируем, основа безопасности — максимальная выкладка на репетициях и отточенные движения.

Несмотря на все сложности системы подготовки, в фехтование влюбляешься уже после первой репетиции. Как говорил Алек Мовшович, «когда даже далекий от фехтования человек берет в руки клинок, его глаза зажигаются».

 

ОРУЖИЕ
Рапира
Внешний вид: клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.
Поверхность поражения: туловище и шея
Особенности: «тактический приоритет», если атаки выполнены одновременно, то уколы не засчитываются.
Основной элемент: координация
Виды атаки: уколы

Шпага
Внешний вид: клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.
Поверхность поражения: почти все тело — туловище, руки, ноги, голова.
Особенности: отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.
Основной элемент: скорость и координация
Виды атаки: уколы

Сабля
Внешний вид: трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г. 
Поверхность поражения: голова, руки и туловище до линии пояса.
Основной элемент: скорость

Виды атаки: уколы и удары

 

 

173
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии