Джаз: живая музыка

Текст: 
Полина Никифорова
Фото: 
КНОТОК

В Хабаровске прошел XI Международный фестиваль джазовой музыки. Об итогах фестиваля и отношении хабаровчан к джазовой музыке рассказывает один из членов жюри, преподаватель Хабаровского колледжа искусств Валерий Хусаинов.

Расскажите о ваших впечатлениях от фестиваля.
Фестивали джазовой музыки в Хабаровске проходят не регулярно, поэтому каждый из них особенный. В этом году он был заявлен как международный, но, к сожалению, из-за паводка и экономических проблем мы не смогли привезти коллективы из Германии, Южной Кореи и многих городов Дальнего Востока. Поэтому для нас это было скорее смотром местных молодых талантов из разных городов и поселков Хабаровского края.
На каждом фестивале происходят удивительные открытия, в этом году им стал оркестр из ТОГУ. В 2011 году мы привозили в этот университет джазменов из Америки, и встреча с ними прошла замечательно. И, как стало очевидно, недаром. Это всегда хорошо, когда в немузыкальном учебном заведении люди учатся играть музыку. Еще одним открытием для меня стал коллектив «Рондо» из поселка Прогресс Амурской области: полноценный джаз-бэнд в таком маленьком населенном пункте — это что-то невероятное.

На каком уровне по сравнению с центральной Россией находится хабаровский джаз?
Нас очень трудно сравнивать. Многие думают, что все, что делается в столице, на десять голов выше, чем в провинции. Но это не так. Если же говорить о хабаровском джазе на уровне Дальнего Востока, то мы тут безусловные лидеры. У нас есть учебное заведение, в котором готовят профессиональных джазменов на протяжении уже 35 лет. Почти все концерты мы стараемся организовывать своими силами и демонстрировать свои достижения, а не прививать любовь к джазу, показывая хабаровчанам исключительно зарубежных исполнителей. Так что Хабаровск можно смело назвать дальневосточной столицей джаза.

Что такое «Дальневосточный джаз»?
Дальневосточный джаз — это бескорыстность. Многие джазмены играют в военных оркестрах, что и дает им возможность заниматься творчеством. Потому что, откровенно говоря, джаз — это не очень прибыльное дело, скорее работа за идею.

У кого из начинающих хабаровских музыкантов может быть большое будущее в джазе?
Это очень сложный вопрос, в джазе все переменчиво — сегодня ты популярен, а завтра уже нет. В Хабаровске пока мало возможностей для роста, музыкантам приходится играть для себя. Сейчас в колледже искусств учится студент Дмитрий Тихонов, у которого, на мой взгляд, очень большие перспективы. К сожалению, не очень хорошо обстоят дела с вокалистами, потому что джазовый вокал очень специфичный. Я думаю, что если у нас появится специализированная площадка, то перспективных музыкантов будет гораздо больше, и новички не будут бросать заниматься музыкой.

С какими проблемами сталкиваются хабаровские джазмены?
В нашем городе нет специализированного клуба. Точнее, джаз-кафе есть, но в нем нет той атмосферы, которая должна соответствовать такому месту. У нас достаточно музыкантов, которые могли бы выступать, и, я уверен, что многие музыканты из других городов с удовольствием выступали бы в нашем городе. Но они не едут, потому что нет места, а места нет, потому что музыканты не едут. Вот такой получается замкнутый круг.

Что самое главное в джазе?
Бесспорно, это импровизация. Если у бэнда есть ноты, вокалистка спела свою партию, но никто не вложил в нее что-то свое, то считайте выступление успешным только наполовину. Иногда, как это ни странно, импровизации готовят заранее, но обычно они спонтанны и выражают настроение музыканта в данную секунду. И если ты 25 раз сыграл одну и ту же песню, у тебя все равно может 25 разных импровизаций. Кроме того, джазмен должен уметь не просто преподнести публике свою музыку, но и общаться с ней. Если сравнивать нас с американскими джазменами, то у них диалог с публикой, ее настроение и участие в концерте порой чуть ли не важнее самой музыки. Во время звукозаписи джазмены обычно приглашают в студию человек сорок, для того чтобы чувствовать отдачу, видеть живую редакцию. Кроме того, джазмен должен уметь быстро ориентироваться, реагировать на то, что происходит вокруг него. Если говорить коротко, то самое главное в этой музыке — жизнь, так как джаз не может звучать без частички души музыканта.

Почему людям нравится джаз?
В джазе каждый находит то, что ищет. Он обладает удивительным свойством затрагивать самые потаенные струны человеческой души. Не могу говорить за других, но когда я, барабанщик, искал замену рок-музыке, джаз стал для меня спасательным кругом. Если в роке я всегда был зажат в рамки, то в джазе получил возможность для самовыражения. А следовать велению сердца и играть душой — это самое главное для музыканта, и слушатели это ценят.

 

Нужно ли воспитывать детей джазом?

Не нужно учить именно джазу, нужно учить их музыке. Знаменитый музыкант Михаил Казиник сказал: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал Нобелевским лауреатом, не учите его химии или физике, а дайте уроки музыки, ибо музыка — это пища для ума». Музыка — это инструмент, с помощью которого дети могут заниматься другими вещами более успешно. Пусть лишь единицы станут профессиональными музыкантами. Музыка формирует личность ребенка, а станет ли он играть джаз, уже не так важно. 

 

 

32
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Евгенич

30.11.2013 - 10:37

Из джазменофф тут только

Из джазменофф тут только Трофимыч, остальные - никто и звать никак. А уж усатый на первым фото - тот еще музыкант, на барабанах кривой как парабола. 10 темпов в одном произведении и сбивки посреди квадрата. Ходить к нему учиться надо только для того, чтоб понять, как "НЕ НАДО" играть на барабанах.

No image

Студент

12.11.2015 - 04:59

Трофимыч как человек- г...но

Трофимыч как человек- г...но полное и к студентам отношение соответственное. Ну а весь их Биг-Бенд мы называли "Александр Баранов и его деревянные солдаты". По поводу Хусаинова могу сказать, что музыкант он слабый, а про его косые брейки в стенах ХУИ (ГХККИ) ходят легенды )))