Книжный обзор: февраль 2014

 

Халед Хоссейни «И эхо летит по горам»

 

Подготовила Александра Галактионова

Халед Хоссейни — живущий в Америке прозаик, самый известный из пишущих афганцев, который стал широко известен после выхода первой книги «Бегущий за ветром». По книге позднее сняли одноименный фильм, который принес автору еще большую популярность. Хоссейни активно занимается общественной деятельностью — он является сотрудником агентства ООН по делам беженцев, одним из инициаторов создания фонда помощи афганским детям, пострадавшим от мин, занимается гуманитарной деятельностью и участвует в движении «Репортеры без границ».

 

«И эхо летит по горам» — третий роман писателя. Он, как и прошлые книги Хоссейни, рассказывает западном миру про восточную цивилизацию, жизнь и быт простых людей в Афганистане и за его пределами. Возможно, секрет популярности Хоссейни как раз в неповторимом колорите арабского мира: в его книгах описана совершенно другая, незнакомая западному читателю реальность, далекая и непонятная. Роман «И эхо летит по горам» хоть и выходит за пределы Азии, описывает Европу и Америку, но все равно сохраняет неповторимое очарование и остается непохожим на литературу, к которой мы привыкли.

 

Роман охватывает три поколения и рассказывает историю одной семьи, разлученных брата и сестры. Судьбы множества героев книги переплетаются и создают неповторимый сюжетный рисунок, от которого в какой-то момент становится сложно оторваться. В текст очень органично вплетена мифология — философские притчи, джины и дэвы появляются буквально с первых страниц.

Даже если вам не близка культура Востока, новую книгу Хоссейни непременно стоит открыть за стройный стиль повествования и то, что его герои, пришедшие вроде бы из другой культуры, решают проблемы близкие читателю с любого континента: предательство, выбор, ложь во благо и готовность принести себя и свои чувства в жертву любимым — только часть того, что их волнует. Кроме того, Хоссейни еще и отличный рассказчик, и время, проведенное с его книгами, точно не пройдет даром.

 

«Теперь я был волен делать что хочу, но обнаружил, что свобода эта призрачна: то, чего жаждал я более всего, у меня отняли. Говорят, найди, дескать, назначение в жизни и исполняй его. Но бывает так, что лишь после того, как прожил жизнь, осознаешь, что имел назначение, причем такое, что и не приходило тебе в голову».

 

 

 

Елена Костюкович «Цвингер»

Подготовила Лана Крамски

 

«Цвингер» — книга удивительно полная. Она как коробка с памятными мелочами из детства, только вместо этих мелочей Костюкович использует исторические детали, сцены, воспоминания. Получается такое большое, цветное, яркое мозаичное панно, где каждый элемент уникален.

Любите исторические реконструкции? Вам сюда. Запутанные сюжеты? Вам сюда. Любовные истории и характерных персонажей? Вам сюда. О личностях? О Европе? Италии?СССР? Все здесь есть.

Особая и очень ясно различимая интонация книги может сначала оттолкнуть. Не обращайте внимания, пожалуйста, к ней быстро привыкаешь. Это во-первых, а, во-вторых, содержание того стоит.

В книге очень много фактического материала. Если спросить у той же википедии о биографии Костюкович, быстро выяснится, что вся история дрезденской галереи тесно связанна с ее дедушкой. То же самое с поддельной "олимпийской" "Правдой". Истории это известные, громкие, придающие книге особое очарование.
Из истории с дедом тянется еще одно удивительное в этом романе — он полнится неподдельной любовью, нежностью и восхищением. Эту любовь нельзя придумать, так любить можно только кого-то очень родного, близкого и — великого.
Роман развертывается очень интересно — тут есть пласт воспоминаний, а есть пласт реального действия — и они накладываются друг на друга. Действие, таким образом, скачет между Одессой, Миланом и окрестностями, Москвой и Франкфуртом, Украиной и военными фронтами. Между 40-ми, 80-ми годами и 2005-м. Сложно даже попытаться представить, сколько удивительных историй вы можете почерпнуть из каждой главы.
В общем, ясно одно: по масштабу замысла, по уровню реконструкции, силе и любви это один из самых больших романов последних лет. И, ладно, еще одно. Тут нет, несмотря ни на что, какой-то звериной серьезности и сверхморали. Зато есть детективный сюжет (интеллектуальный, как вы уже поняли) в обрамлении исторических реалий и персонажей.
В общем, эту книгу вы ждали. И не зря. Честное слово.

«...в месяц Олимпиады карты действительно исчезли из продажи, чтобы туристы не повадились сами по себе гулять. Но что там карты! Исчезли из Москвы и все до единого дети. Это вообще сразило журналистов. Ничего себе порядочки! Как из Гаммельна, всех детей до единого в обязательном порядке удалили на два олимпиадных месяца. Данные об этом скрыли. Скрыли, что многих интеллигентов отправили на знаменитую «картошку» в колхозы. И уж точно скрыли, куда позапирали диссидентов. Никому не следовало знать про Центральную больницу клинической психиатрии, про Институт крови на Кутузовском. Но и корреспонденты, и просто информированные туристы уже нашли в «Дейли Мейл», в статье Марка Хеннинга, прекрасный печатный план, где указывались каталажки и психушки».

 

 

 

 

 

17
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии