Дальневосточный академический симфонический оркестр: браво, маэстро!

Текст: 
Анастасия Лахматова
Фото: 
Стас Регер

 

Об успехах и творческих планах нам рассказал художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра Тигран Ахназарян

Тигран Суренович, сегодня вы — художественный руководитель и главный дирижер Дальневосточного академического симфонического оркестра. Как сложилась дружба с ним?
В прошлом году был объявлен конкурс на эту должность. До этого целый год оркестр не имел руководителя. Из десятков поступивших заявок отобрали пять мастеров дирижерского искусства. Каждого пригласили провести по два концерта в Хабаровске: один — с симфоническим, другой — с камерным оркестром филармонии. По результатам концертных прослушиваний руководство филармонии, городской общественный совет по культуре, весь оркестр и публика выбрали меня. В мире редкость, когда решение принимается настолько единогласно. Я ни в коем случае не умаляю заслуг моих коллег, но в искусстве часто бывает, что дирижер может не подходить оркестру. У нас с оркестром сразу возникло ощущение внутреннего контакта. Достаточно было поработать месяц здесь, чтобы я полюбил оркестр и понял, что это тот коллектив, который хотел бы возглавить.
Раньше вы могли себе представить, что окажетесь на Дальнем Востоке?
Если бы мне об этом сказали, например, в студенческие годы, то я бы не поверил! До этого я был главным дирижером Театра оперы и балета в Республике Коми, успел поработать со многими симфоническими камерными оркестрами. Я 15 лет нахожусь на дирижерской арене, но когда возглавил дальневосточный оркестр, испытал какие-то особенные радостные эмоции. Теперь понимаю, что не просто так — коллектив стал моей семьей. 
Вы помните свои первые эмоции, когда увидели концертный зал филармонии?
Впервые я попал в филармонию как гость. Посетил детскую сказку. Первое, что увидел — это фойе. Как только вошел, сразу почувствовал атмосферу классической филармонии. Чем-то она напомнила мне Санкт-Петербургскую филармонию, только будто в миниатюре. Зал похож на ансамбль большого зала Московской консерватории — тот же амфитеатр, арка на сцене. Удивительное сочетание лучших традиций московской и питерской архитектуры концертных залов. Я очень люблю наш зал, хотя в нем есть то, что требует кардинального изменения. Вскоре мы планируем ремонт: надеюсь, звучание станет лучше.
Художественный руководитель, помимо творческой составляющей, должен еще и заниматься административными вопросами. Что уже удалось сделать?
Начну с того, что у нас появилось 24 новых музыкальных инструмента. Нам помогли в этом губернатор Хабаровского края, региональное министерство финансов и министерство культуры. Поверьте, редкая филармония в нашей стране может гордиться столь масштабным обновлением такого количества дорогостоящих инструментов сразу. Была также решена проблема заработной платы музыкантам — она существенно повысилась. 
Есть проблемы, которые остаются актуальными для оркестра?
Проблема жилья и кадров остаются самыми важными. У нас не воспитывают тех музыкантов, которые нужны. Пытаемся, конечно, привлечь молодых — создаем стажерскую группу при оркестре. Пусть с раннего возраста знакомятся с работой внутри симфонического оркестра. Ищем артистов в других городах и странах. Скоро я поеду на международный конкурс во Владивосток. Если какие-то участники понравятся, буду вести переговоры по приглашению в Хабаровск.
Какие приоритеты вы обозначили для себя в творческой деятельности?
Я хочу сделать главный акцент на приобщении молодежи к высокому искусству. Для младших школьников мы поставили собственные авторские версии детских концертов «Спящая красавица» и «Чипполино». Благодаря нашим творческим находкам, он прошел на «ура». Представьте себе, все музыканты оркестра и я надели смешные шапки и превратились в героев сказки. Дети были в восторге. Сейчас эти постановки мы повезем в Комсомольск-на-Амуре. 
Я часто общаюсь со студентами — прихожу в вузы, и мы разговариваем о классической и современной музыке, о филармонии, о симфоническом оркестре. Дирижер должен обязательно общаться со зрителями. Практика так называемых лекториев есть в Европе и в США, в России она, к сожалению, не очень популярна. Это еще один наш уникальный проект этого сезона. Молодежь порой не знает, что вообще может предложить филармония. Я приглашаю всех студентов хотя бы раз к нам прийти. Сейчас у нас есть практика проведения открытых оркестровых генеральных репетиций. Мы приглашаемна них студентов. Дело в том, что студенты не всегда могут себе позволить приобрести дорогостоящий билет, а мы хотим, чтобы они тоже познакомились с нашим творчеством. Примерно четыре раза в сезон мы такую практику применяем. Чаще не получается, у нас очень плотный концертный график, но раз в неделю обязательно выступаем.
Какое выступление в Хабаровске вам запомнилось больше всего?
Благотворительный концерт, посвященный помощи пострадавшим от наводнения. Идея провести такую акцию родилась спонтанно. Это то немногое, что мы могли сделать, чтобы помочь. Я живу в зоне затопления. Вода вплотную подошла к моему дому. Я видел, как губернатор дает интервью для телевидения, а потом в резиновых сапогах идет в воду, как строятся дамбы, как эвакуируют людей, лишившихся жилья. Мы вряд ли принесли бы пользу физическим трудом, поскольку службы работали гармонично и слажено, а помочь нашим жителям душевно — то, что мы могли. Я видел, как зрители пришли к нам с потухшим взглядом, полным уныния, а ушли наполненные светлым чувством и каким-то необъяснимым восторгом. Поэтому этот концерт стал самым запоминающимся.
52
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Иван Алексеев

05.04.2014 - 00:30

Маэстро браво! Отличная

Маэстро браво! Отличная фотка, отличное интервью!