Наталья Калашникова: бездарных детей не бывает

Текст: 
Анастасия Лахматова
Фото: 
Данила Червинский

 

В этом году в Хабаровске в очередной раз чествовали лучших работников муниципальных учреждений культуры. Победителем в конкурсе, объявленном администрацией города, в номинации «Лучший педагог дополнительного образования» стала Наталья Калашникова, преподаватель по классу фортепиано городской детской музыкальной школы №1 и руководитель образцового экспериментального театра юных дарований «ЭТЮД». Сама она признается, что стать лучшей ей позволили любовь юных артистов, поддержка коллег и признание профессионального сообщества международного уровня

Наталья Михайловна, скажите, как появилась идея создать детский музыкальный театр?
Первый шаг был сделан в 2007 году. Тогда объявили краевой конкурс на лучшую постановку детского музыкального спектакля, и мы решили, что нужно показать возможности талантливых детей нашей музыкальной школы. Мы начинали, как говорят, на целине. Сами готовили декорации, сами шили костюмы. Первый спектакль поставили по сказке «Двенадцать месяцев». Сложность была в том, что на конкурс принимались видеозаписи постановки. Мы снимали ее отрезками, потом монтировали. Получили за всю свою работу первое место. Тогда мы и решили более серьезно заняться развитием нашего театра.

И что вы для этого сделали?
С 2009 года мы стали плодотворно сотрудничать с Хабаровской краевой филармонией. Первым спектаклем, который мы поставили на сцене концертного зала, была веселая музыкальная история по мотивам сказки Родари с музыкальными иллюстрациями из одноименного балета Хачатуряна «Приключения Чиполлино». Потом поставили «Удивительную жизнь в Простоквашино», «По щучьему велению», последний стал одним из наших наиболее ярких и динамичных спектаклей. Благодаря поддержке управления культуры администрации города, теперь наши артисты выступают почти на всех сценах Хабаровска. Мы даем представления в больших залах, и свободных мест практически не бывает. В ближайшее время в Городском дворце культуры зрители увидят сначала музыкальную сказку «Про Емелю», а затем нашего «Кота в сапогах». Я считаю, что попытки создать такой массовый музыкальный театр не были напрасны. Сегодня о том, что необходимо проводить дополнительные занятия с детьми, говорят даже на самом высоком уровне. Мы важность такой работы подтвердили своими успехами и счастливыми лицами детей.

В чем особенность вашего коллектива?
Наши артисты — исключительно дети и подростки. Самым младшим — 7-8 лет, старшим — 19. Есть музыканты, актеры, вокалисты. Тесно работаем с образцовым вокальным ансамблем «Улыбка», руководит которым заслуженный работник культуры России Светлана Воробьева. В последние годы существенно расширили круг музыкальных инструментов, которые задействованы в постановках. Появились саксофон, флейты, скрипка, домры и балалайки, гитары. С оркестровой группой коллектива занимаются преподаватели школы Елена Воеводина и Марина Фролова. Кроме вокальных и музыкальных занятий, ребята обучаются сценической речи, учатся красиво двигаться, выразительно декламировать текст на большую аудиторию. Два раза в неделю проходят занятия с хореографом Галиной Матеровой, кстати, тоже выпускницей нашей школы. Не обязательно, что потом все дети станут актерами, наша цель не в этом. Дети часто приходят к нам замкнутыми, стеснительными, с дефектами речи и многими психологическими проблемами, а уходят совсем другими. Они легко общаются друг с другом, становятся артистичными, хорошо говорят и чувствуют себя уверенно. Когда вдруг во время выступления случается какой-то казус, они легко импровизируют, приходят друг другу на помощь. Иногда бывает так, что на репетициях у них что-то не получается, они спорят друг с другом, а на сцене собираются, и все проходит идеально.
Сейчас мы набрали новые группы совсем юных талантов. Ввели практику обучения в так называемых хозрасчетных группах. В них занимаются детишки от 5 до 8 лет и от 10 до 14. Вместе с Ириной Мишиной, нашим бессменным концертмейстером и преподавателем по классу фортепиано, работаем одновременно и воспитателями, и психологами, а бывает, и выполняем роль мам. Сначала мы учим детишек слушать учителя, понимать поставленные задачи. Затем развиваем музыкальные способности, учим интонированию несложных мелодий, делаем ритмические и дыхательные упражнения. Все занятия проходят в игровой форме.


«У любого коллектива наступает момент, когда ему нужно сделать следующий уверенный шаг. Мы его сделали, определив для себя в качестве приоритетного направления участие в фестивалях, в том числе международного уровня».

 

 

Какие успехи есть у ваших выпускников?
Если вспоминать тех, кто недавно окончил нашу школу, то отмечу Антона Ефремова. Он начинал у нас играть Синьора Помидора в «Чиполлино», был очень стеснительным и зажатым, потом стал настоящей звездой нашего театра. Теперь учится в Москве в ГИТИСе. Николай Завьялов, наш хороший актер, поступил в ВТУ им. Щепкина. Многие потом поступают в Хабаровский институт искусств и культуры. Например, талантливая Александра Бичурова начинала у нас с роли ивы в спектакле «По щучьему велению», теперь она — перспективная студентка этого вуза. Могу отметить Дениса Пелых, нашего замечательного актера. Сейчас он студент Дальневосточной государственной академии искусств во Владивостоке. У нас много талантливых ребят, помню всех и про каждого могу рассказать.
 

А «звездной болезнью» ваши артисты не болеют?
Нет, что вы! У нас замечательные ребятишки, они с удовольствием выступают. Когда мы заканчиваем какой-то проект, они тут же спрашивают, когда мы начнем новый. А выпускники всегда готовы нам помочь, с удовольствием приходят и делают то, что попросят.
Расскажите о выступлениях театра в Европе.
У любого коллектива наступает момент, когда ему нужно сделать следующий уверенный шаг. Мы его сделали, определив для себя в качестве приоритетного направления участие в фестивалях, в том числе международного уровня. Все началось в марте 2012 года с международного фестиваля-конкурса детско-юношеского творчества в Париже. Мы отправились туда с постановкой музыкального спектакля «По щучьему велению». В Париже постановка взяла первое место, мне вручили диплом лучшего режиссера, а Ирина Мишина стала обладателем диплома лучшего концертмейстера. Решившись на такое долгое путешествие, мы посчитали правильным использовать его по максимуму. Поэтому поучаствовали еще в детском творческом конкурсе в Милане. Победителей этих двух конкурсов, равно как и других фестивалей сезона 2012–2013 проекта «Салют талантов», приглашали для участия в суперфинале в Москве. Мы, как занявшие первые места, вошли в их число. В октябре уже были в столице. Мы стали лауреатами и вошли в десятку лучших. Из тысячи участников наш коллектив отобрали для гала-концерта. Один из наших исполнителей Арсений Самойлов был отмечен специальным дипломом жюри, в состав которого входили руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский и советский и российский актер театра и кино Владимир Грамматиков.
Потом мы стали готовиться к следующему фестивалю, который проходил в Будапеште и Вене. Это было весной прошлого года. Нам там понравилось, в первую очередь, потому что допускалась демонстрация полных версий спектаклей, а не, как чаще всего бывает, сокращенных. Конкурс назывался «Мы вновь собираем друзей» и проходил в рамках международного проекта «Серебряная звезда». Он реализуется при поддержке министерства культуры России и входит в проект «Культура России 2012-2018». Здесь мы получили два диплома лауреата первой степени.
В ноябре прошлого года мы побывали на международном конкурсе «Очарование Богемии» в Праге. Там наш коллектив получил два диплома лауреата первой степени, а я получила звание «Лучший режиссер».
 

Отвезти такую большую группу детей на заграничный конкурс — большая ответственность. Как решились?
Я очень люблю то, чем занимаюсь, и понимаю, насколько такая деятельность важна. Обычно мы отправляемся группами по 65 и даже по 85 человек. Это, правда, достаточно сложно в организационном плане, начиная с ночной переписки с оргкомитетами, работающими по московскому времени, заканчивая прохождением таможенного контроля, перелета, расселения детей на месте. Ко всему прочему, мы еще и везли с собой реквизит и костюмы. Представляете, наша двухметровая печка из сказки «По щучьему велению» и карета из «Кота в сапогах» побывали в Европе. Наши гастроли — это большая работа. Сложно, конечно, бывает, но мы — одна команда, у нас очень хорошие ответственные педагоги и работаем всегда слаженно. Когда видишь счастливые лица детей, все плохое забывается.

Вы много времени уделяете работе с детьми-инвалидами. Как началась эта инициатива?
Четыре года назад мне привели слепую девочку, и я начала с ней заниматься музыкой. Она и сейчас учится на эстетическом отделении нашей школы. Потом появились другие ребятишки. Мне нравится с ними работать. В первую очередь, потому что они очень открытые, искренние, готовы получать новые знания, им нравится то, чему их учат. Эти дети очень музыкальные, у них прекрасный, просто отменный слух. Сейчас у меня занимается семилетняя девочка, которая прекрасно слышит любую тональность, в любой октаве любую ноту. Такие детишки очень эрудированные — легко отвечают на вопросы из области истории и теории музыки. Мы активно сотрудничаем с краевой библиотекой для слепых и слабовидящих детей, составляем совместный план работы, проводим мероприятия для них. С 2011 на базе нашей школы работает студия «Я хочу увидеть музыку». Мы регулярно проводим тематические концерты, где выступают ученики всех отделений нашей школы, которые делятся своим творчеством с детьми-инвалидами.

Вы видите, как они меняются на протяжении обучения?
Разумеется. Они становятся менее зажатыми, более воспитанными, тактичными, готовыми слушать. А главное, я вижу: они счастливы здесь. Ко мне часто попадают так называемые «сложные» дети из трудных семей. Мне всегда удается найти с ними общий язык. Плохих или бездарных детей не бывает.

А как вы попали в музыку?
Я пришла в музыку в шесть лет, переступив порог музыкальной школы. Я всегда была активной девочкой, начиная с самого детского сада. Мои родители, вероятно, послушав совет воспитателей, отдали меня на музыкальные занятия. В школе занималась в вокальных группах, увлекалась танцами. Когда пришла пора поступать в институт, мои родители, врачи, настаивали на медицинском. Я набралась смелости и сделала все по-своему. Еще ни разу не пожалела о своем выборе. Если бы я и могла стать врачом, то только детским.

Какие творческие цели вы для себя считаете главными на данный момент?
Все творческие планы, разумеется, связаны с моим коллективом. Победив на фестивале-конкурсе «Очарование Богемии» в Праге, коллектив получил право принять участие в суперфинале проекта «Салют талантов» в Санкт-Петербурге, который состоится в октябре этого года. Будем участвовать в новых конкурсах, покорять новые высоты. Став лучшим педагогом дополнительного образования детей, я получила сертификат, который дает возможность пройти курсы повышения квалификации в направлении режиссуры. Надеюсь, поставим «Летучий корабль», придумаем интересные реквизит и декорации и удивим своих зрителей.

 

37
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии