Свежий воздух

Текст: 
Наталья Ивацик
Фото: 
Стас Регер

 

Не так давно Хабаровский ТЮЗ вернулся с фестиваля «Золотая Маска». О том, чем запомнилась эта поездка труппе, мы поговорили с руководителем литературно-драматической части театра Анной Шавгаровой

 

Два таких разных спектакля Хабаровского ТЮЗа попали в спецпрограмму фестиваля «Золотая Маска». По какому принципу они были отобраны?
Нужно сразу сказать, что постановки, которые входят в спецпрограмму «Золотой Маски», не участвуют в конкурсных показах и, соответственно, не претендуют ни на какие награды. Несмотря на это, чтобы попасть в число участников фестиваля, нужно пройти довольно жесткий отбор. Так, наш спектакль «Анна Каренина» был выбран для участия в программе «Новая пьеса» из ста российских и пятидесяти зарубежных работ. Второй наш проект — «Атлантида, дом 17» — был показан в рамках программы «Детский Weekend», которая включала лучшие детские спектакли страны последних лет.

Столичные критики весьма высоко оценили спектакль «Анна Каренина». Почему же он не попал ни в одну из номинаций конкурсной программы?
Я думаю, что этот спектакль не совсем фестивального формата. Мы взяли непростой текст, использовали сложный выразительный язык…«Анна Каренина» — это спектакль не для всех, он для ценителей именно такого театра, наверное…

Автор пьесы Владимир Клименко — или просто Клим — был на показе. Удалось ли вам пообщаться после спектакля?
Да, он действительно был на спектакле до самого финала (а спектакль длился около четырех часов!). После окончания даже зашел за кулисы, что само по себе уже знак признания. Нужно хоть немного знать этого режиссера и драматурга, чтобы не ждать от него каких-то конкретных оценок. За кулисами он сказал нам: «Волшебно!» и еще о том, что в спектакле было очень много любви. Была ли это похвала — не знаю, может быть…

Как вообще у театра родилась идея поставить «Анну Каренину»?
Наш художественный руководитель Константин Кучикин считает, что в ТЮЗе должна идти классика. Мы долго думали, что бы это могло быть. А когда нашли пьесу Клима, поняли, что из этого может что-то получиться, и стали искать человека, готового воплотить ее на сцене. Потом мы узнали, что в Вятке работает замечательный режиссер Борис Павлович. Мы познакомились с его работами, которые оказались интересны и близки нам, и мы пригласили его к себе. Уже после премьеры он признался, что сначала отнесся к нашему предложению весьма скептически: «Либо этот провинциальный театр вообще не понимает, за что берется, либо, что еще хуже, слишком самонадеян и амбициозен». И только после того, как приехал, увидел наш коллектив, актеров, он понял, что мы вполне адекватны и настроены серьезно. Так родилась эта постановка.

«Атлантида, дом 17» — социальный проект. Насколько востребованы подобные спектакли в современном театре?
Очень востребованы. Нужно сказать, что из всей спецпрограммы это была единственная работа для подростков. Все остальные спектакли были рассчитаны на детей. Кроме того, наш спектакль закрывал «Детский Weekend», что особенно почетно.

В этом спектакле наряду с профессиональными актерами участвуют хабаровские школьники. Насколько для них эта поездка стала знаковой?
С ребятами нам повезло. Я думаю, что сначала они не совсем понимали масштаб и значение происходящего. Зато на самой «Маске» они проявили себя по-настоящему. И когда после спектакля состоялось обсуждение, то в ответ на критические высказывания, один из ребят встал и всего в нескольких предложениях высказал мысль о сути и смысле театра, осознать и сформулировать которую способен не каждый взрослый человек. Возможно, только ради этого нам стоило проделать весь путь.

В этом году вы входили в экспертный совет драматического театра и театра кукол фестиваля «Золотая Маска». Каковы ваши впечатления от увиденного по всей России?
Современный театр развивается настолько многогранно, что выделить какие-то определенные жанровые и интеграционные тенденции просто невозможно. В целом на «Маску» было отсмотрено более 600 спектаклей. Лично мне удалось увидеть более 200 постановок: от современных прочтений античных авторов до только что написанных пьес Театра.doc. Если же говорить о том, что произвело на меня наибольшее впечатление, то это, пожалуй, работы Юрия Бутусова: «Макбет. Кино» на сцене Театра им. Ленсовета и «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. А. С. Пушкина. Эти спектакли чудесным образом соединяют в себе все, что, по моему мнению, представляет собой настоящий театр: поиск, фантазию, переосмысление… Ведь театр — это не нечто застывшее, он должен жить каждую секунду.

ТЮЗ отправляется на фестиваль «Ново-Сибирский транзит». Что это за событие? Какой спектакль вы туда везете?
«Ново-Сибирский транзит» — это самый крупный фестиваль театров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Иногда его еще называют «Сибирская Золотая Маска». Мы едем туда с «Анной Карениной». И ждем от поездки общения, интересных спектаклей и свежего воздуха!

 

 

 

23
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии