Николай Рубан: «Музей начинается с семьи»

Текст: 
Анастасия Лахматова
Фото: 
Кирилл Ханенков


«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Сегодня это изречение актуально, как никогда. История страны пишется не только политическими перипетиями, но и судьбами ее жителей. Знать происхождение своего рода — обязанность каждого. В этом убежден директор Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова Николай Рубан. Уже более 20 лет он успешно руководит музеем, который по праву считается ведущим на Дальнем Востоке

 

 

 

 

 

Генеральный директор Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, 63 года.

  1. Женат, воспитывает дочь.
  2. Кандидат исторических наук.
  3. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
  4. Президент Ассоциации музеев Дальневосточного региона.
  5. Член президиума Союза музеев России.
  6. Член президиума Международного союза музеев.
  7. Награжден почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
  8. Отмечен почетной грамотой министерства иностранных дел Японии за развитие международных связей в области культуры.
  9. Опубликовал 158 работ, посвященных музейному делу.

 

 

 

 

 

 

Николай Иванович, как вы стали руководителем музея?
Прежде чем стать директором музея, я работал в краевом управлении культуры. Затем наступил период, когда музей нуждался в реконструкции, возникла необходимость в строительстве нового корпуса. Мне предложили заняться этим направлением. Я с удовольствием откликнулся, ведь строительство — созидательный процесс, это всегда интересно. Тогда я не думал, что останусь здесь надолго. Вот уже 20 лет моя жизнь тесно переплетена с этим местом работы, в котором мне все близко и дорого.

Старинные вещи привлекали вас с детства?
Большинство людей моего поколения в детстве увлекались коллекционированием разных интересных предметов. Я, как и многие мои ровесники, в свое время собирал марки, открытки, наклейки, этикетки от спичечных коробков. Для нас в цене были даже этикетки от винных бутылок! Каждый гордился своим личным собранием. Мы обменивались «экспонатами», хвалились друг перед другом. Эти вещи — свидетели эпохи. Можно прочесть множество книг об определенном периоде времени, но лучше самих вещей вам никто о нем не расскажет. При этом я всегда любил фотографировать. По всей видимости, еще в детстве появилась моя увлеченность сохранением исторических ценностей, и, наверное, поэтому удалось так быстро почувствовать связь с музеем. По моему мнению, предметы обладают удивительным свойством сохранять наши воспоминания в ярких красках.

А история вас интересовала?
Конечно! Прежде всего, семейная история: как и почему мы оказались на дальневосточной земле. Деды по обеим линиям — первые переселенцы на Дальний Восток. В конце XIX века они приехали сюда по столыпинской аграрной реформе. Отец моей матери почти два года добирался в Приморье на лошадиных упряжках, дед по папиной линии — почти 45 суток «Доброфлотом» из Одессы во Владивосток через Индийский океан. Они обосновались в Приморье, в селе Михайловка. Там берет начало родословная нашей крестьянской семьи. С приходом советской власти частные подворья ликвидировались, крестьяне уезжали в города и становились рабочими. Так и мы оказались в Уссурийске. Отец устроился на паровозоремонтный завод, где и проработал всю жизнь. Изучение истории своей семьи — не просто увлекательное занятие, а еще и необходимое для тех, кто интересуется своими корнями.

Музей в этом году отметил свое 120-летие. С чем вы подошли к этой дате?
Наш багаж внушителен и вполне осязаем. Фонды музея приближаются к полумиллионному составу коллекций. Насчитывается порядка 426 тысяч единиц хранения. Аналогов Гродековскому музею на Дальнем Востоке нет. Мы гордимся тем, что наше здание — одно из первых каменных строений в городе. В свое время Н.И. Гродеков понимал, как важна культурная составляющая. Он проявил великую мудрость, когда решил возвести музей, невзирая на потребности в постройке иных объектов. Нужно было показать потомкам историю освоения и развития Дальнего Востока. Это позволило нам подойти к своему юбилею со столь богатым наследием.
 

Но ведь в том, что музей сегодня такой интересный и разнообразный, есть и ваша заслуга.
Успех любого учреждения в большей степени зависит и от его руководителя. Главным было не разрушить принципы музейного строения и деликатно совершенствовать их с точки зрения современного восприятия экспозиционных решений. Повезло, что в 1994 году В.И. Ишаев распорядился о строительстве второй очереди пристройки Гродековского музея. Даже во времена финансовых неурядиц, когда многие учреждения культуры закрывались, наш музей продолжал развиваться в своих экспозициях. Именно в это время создавалось фондохранилище. Совсем недавно мы получили в свое распоряжение здание на утесе. Были разные мнения о его использовании, но министерство культуры Хабаровского края приняло решение создать здесь музейную экспозицию «Амурский утес». Теперь ее посетители могут взглянуть в «Телескоп времени» и увидеть Амур, природу и окружающую среду конца XIX — начала XX века, а также ландшафты других исторических периодов. В ближайшем будущем мы намереваемся установить и оптический телескоп, через который можно будет наблюдать звездное небо. При этом в «Амурском утесе» мы создали удивительный интерьер конца XIX — начала XX века, который создает ощущение, что находишься в атмосфере этого исторического периода.
 

Чем отличается краевой музей в Хабаровске от подобных учреждений в других регионах?
Специфика заключается в том, что мы имеем статус научного учреждения. Не каждый музей может этим гордиться. Мы получили соответствующую аккредитацию в Министерстве науки и технологий Российской Федерации. В большинстве своем наши сотрудники — квалифицированные специалисты, которые занимаются исследованиями, их заработная плата значительно выше, чем в других музеях. Это стало возможным благодаря указу президента России, согласно которому оплата труда научных сотрудников должна быть высокой. Мы, как учреждение науки, также попали под его действие. В музее разработана и утверждена общая научная концепция, в рамках которой ведется работа, также функционирует ученый совет, ответственный за решения по развитию того или иного направления музейной деятельности. Мы публикуем научные труды, выпускаем сборники на собственной полиграфической базе. Это хорошая возможность для реализации потенциала наших ученых, особенно молодых.
 

Расскажите, как попадают к вам экспонаты.
Существует много способов. Наши археологи каждый год выезжают в разные районы Хабаровского края и проводят археологические исследования. Такая работа особенно важна на территории строительства крупных инфраструктурных объектов, например дорог или нефтепроводов. Нам дают задания произвести там аварийные раскопки, чтобы не навредить историческим ценностям. Такую деятельность мы осуществляем достаточно часто. Без нее нельзя начинать серьезное строительство. Проводятся и исторические экспедиции: наши сотрудники отправляются в исторические места, встречаются с очевидцами важных событий, собирая таким образом информацию о разных периодах развития края. Часто экспонаты приносят дарители. Это неравнодушные люди, которые видят необходимость передать раритетные, памятные их семьям вещи. Среди экспонатов есть и фамильные реликвии нашей семьи. Например, не так давно я передал в фонд музея деревянное корыто. Мама рассказывала, что оно досталось ей от бабушки. Она в свое время крошила в него капусту. Теперь это гармоничная часть музейной экспозиции об истории развития Дальнего Востока.
 

Какой экспонат вам особенно дорог?
Сложно ответить однозначно. Каждый из них — особенный и представляет ценность для истории. Мне дорога православная экспозиция. Она находится на верхнем этаже исторического здания. Это символ духовного развития Дальнего Востока. Недавно мы вернули в храм икону Албазинской Божьей Матери. У нее очень интересная история. Когда-то икону вынесли из Успенского собора на Комсомольской площади, который разрушили в 1930 году, и тайно передали в музей. Советскому времени было не свойственно уважение к религии. На протяжении долгих лет святыня хранилась у нас без записи в книге учета. Теперь она вновь служит православным людям.
 

С хабаровским музеем Н.И. Гродекова связано множество легенд. Говорят, что по ночам здесь происходят странные вещи. Вы наблюдали что-нибудь противоестественное?
Музей живет всегда, поскольку здесь находятся предметы, хранящие информацию. Каждый интерпретирует все по-своему. Кто-то видит, что экспонаты таинственно перемещаются, кто-то слышит их голоса. Я считаю, чем более образован человек, тем меньше мыслей о сверхъестественном у него возникает. Лично я ничего странного не наблюдал.
 

Но интересные истории, связанные с экспонатами, наверняка были?
Трактор, который сейчас стоит около музея, раньше находился в одном из экспозиционных залов. Его поставили туда с помощью крана еще во время строительства здания. В музее началась реэкспозиция, трактор мешал, и для него было необходимо найти другое место. Чтобы вытащить такую крупную технику из здания, нужно было ее разобрать. По нашей просьбе рабочие завода «Дальдизель» сделали это. Трактор превратился в груду запчастей, взглянув на которую мы подумали, что он не подлежит восстановлению. Рабочие забрали трактор, пообещав сделать все возможное. Спустя время, когда мы уже забыли об утрате, раздался звонок с завода. Меня попросили приехать. Оказавшись там, я наблюдал следующую картину: ребята катаются на нашем тракторе по двору! Они не только смогли собрать его, но и сделали действующим. Так наша техника вернулась обратно. С тех пор трактор занял свое почетное место на улице близ музея. Конечно, все оборудование мы с него сняли.
 

Театр начинается с вешалки, а с чего начинается музей?
Он начинается у вас дома, с истории семьи. Ведь у каждого есть свои реликвии: фотографии родственников, памятные монеты или ложечки, фамильные драгоценности, старинные музыкальные шкатулки и многое другое. Разве это не ваш личный музей? Мы храним память о предках, стремимся передать историю и памятные вещи потомкам. Музей в сердце и памяти, в душе каждого из нас.
 

Какую задачу вы ставите перед собой как руководитель?
Совершенствование музейной деятельности на Дальнем Востоке России. Гродековский музей ставит перед собой задачу консолидировать вокруг себя профессиональное сообщество региона. Важно, чтобы музеи, в том числе муниципальные, развивались. У нас уже ведется работа в этом направлении — проводятся семинары, обучающие курсы, научные конференции. В скором времени планируется открыть новую экспозицию для детской аудитории — «Археологическое подземье», активизировать посещаемость нашего «Амурского утеса».
 

Вы очень любите свою работу и все, что с ней связано. Что вас еще увлекает?
Мы всей семьей любим отдыхать на нашей даче, которая находится на берегу Уссури. Мы не ставим задачу собирать богатый урожай, а хотим показать дочке, как спеют ягоды и развиваются другие растения. Здесь мы отдыхаем, наслаждаемся гармонией с природой. Здесь уже течет своя, новая семейная история.

 

 

 

 

44
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии