Дорогами края

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Кирилл Ханенков


«Символ с пятитысячной купюры, Алексеевский мост, возвели еще при Николае II. Спустя почти сто лет мы построили стратегически важный для страны мост, соединяющий Большой Уссурийский остров с материком», — рассказывает мне по пути к этому важному объекту Захар Грузнов, начальник управления КГКУ «Хабаровскуправтодор». Молодой и инициативный руководитель знает, кажется, каждый метр полотна, за каждый болеет душой. Мы говорим о дорогах, о развитии края, о людях и о семье — надежной опоре «главного регионального дорожника»

 

Захар Николаевич, в чем особенность моста на Большой Уссурийский остров?
Это сооружение нельзя назвать типовым, для нашего региона оно уникально. В первую очередь речь идет о технических характеристиках. Это и высота насыпей, и длина пролетного строения — 957 метров. Он важен с точки зрения геополитики: возведение объекта — решение, принятое высшим руководством страны. Мы эту задачу выполнили в кратчайшие сроки. В прошлом году министр транспорта России Максим Соколов и губернатор Вячеслав Шпорт торжественно разрезали ленточку. Обычно подобные объекты возводятся за три-четыре года, а мы справились за два.

И прошлогодний паводок не помешал завершить стройку?
Мост строился в сложный период. Мы не останавливались ни зимой, ни во время паводка. Подрядчики при уровне Амура в 8 метров, не снижая темпов строительства, отсыпали дамбы, спасали людей. Об этом нечасто говорят, но так все и было.

Какие действующие краевые стройки вы можете отметить?
Выделить несколько или, тем более, одну не могу. Каждая стройка — это особая история. Дороги Лидога — Ванино, Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск, Селихино — Николаевск-на-Амуре, трасса до Чегдомына в направлении Верхнебуреинского района — это та дорожная сеть, которую мы сегодня строим или реконструируем. Готовы строить и больше — подрядчики обладают очень серьезными производственными мощностями.

Расскажите подробнее о дороге Лидога — Ванино.
Наша задача состоит в том, чтобы в каждом районе были хорошие автомобильные дороги, круглогодичное сообщение с остальной частью края. Среди ближайших планов — завершение строительства дороги Лидога — Ванино. Я думаю, что к 2017 году мы сможем это сделать. Есть все предпосылки: подрядчики, подтвержденное на 80–90 % финансирование. Магистраль будет отвечать всем современным требованиям, она позволит организовать круглогодичный выход к портам Ванино и Советская Гавань. Это перспективные районы — именно здесь определены площадки территорий опережающего развития.

Можно ли говорить, что эта магистраль уже сегодня справляется с важной с точки зрения экономического развития края ролью?
Разумеется! В Хабаровском крае нет большого числа незамерзающих портов. Те, которые есть в нашем распоряжении, необходимо использовать по максимуму. Сегодня по этой дороге идут грузы с западных регионов нашей страны. В будущем она позволит загрузить этот транспортный узел полностью.

Сегодня среди общественных структур ведутся дискуссии, касающиеся вектора развития Дальнего Востока. Кто-то считает, что нужно в первую очередь вкладывать в инфраструктуру, кто-то утверждает, что на первом месте должна стоять система льгот, и именно она является самым лучшим вложением в человека. Что вы думаете по этому поводу?
Неужели развитие инфраструктуры — это не вложение в человека? Создавая разветвленную сеть дорог, мы получаем импульс к развитию территории. Один рубль, вложенный в инфраструктуру, возвращается с десятикратным увеличением. У нас огромная территория, многие поселки до сих пор изолированы. Одними льготами людей не удержать. Если человек живет в селе и добирается до своего дома по четыре часа, не имеет возможности лишний раз отвезти ребенка в город, ему совсем не до льгот. Одна проложенная к поселку дорога может решить многие проблемы. Приведу пример села Арсеньево. Раньше дорога здесь была муниципальной, у местной администрации не хватало средств на ее содержание. Люди добирались из районного центра по три часа. Мы взяли дорогу под контроль, привели в порядок. Время в пути сократилось до полутора часов. У местных жителей есть все, что нужно для жизни — телевидение, интернет, дорога… Зачем им уезжать? Такими простыми вещами, комфортными условиями жизни, и нужно оставлять людей на Дальнем Востоке.

Есть ли прогнозы, когда все поселки края будут иметь дороги?
Сложно давать какие-то прогнозы. Сейчас ведется активная работа федерального и регионального правительства. Руководство страны понимает, насколько важно в крае развивать дорожную сеть. Выросло финансирование, увеличились темпы строительства. Я надеюсь, что активная совместная работа приведет к тому, что через 5–7 лет мы максимально обеспечим край дорогами. В том, что мы закончим дорогу Лидога — Ванино, у меня нет сомнения. Уже сегодня наши жители видят, как она растет километр за километром. Мы только в этом году можем гордиться почти 100 километрами новых дорог. Это совсем немало. Когда все населенные пункты будут связаны отличными дорогами, я буду понимать, что работаю не зря.
Насколько развито в Хабаровском крае направление государственно-частного партнерства в дорожной отрасли?
Хабаровский край на Дальнем Востоке занимает лидирующее положение в этом отношении. Мы первые спроектировали дорогу на условиях государственно-частного партнерства. Проект имеет для города очень важное значение с точки зрения его транспортной разгрузки. Через Хабаровск проходит не одна федеральная трасса, поток транзитного транспорта находится на предельно возможном уровне. Количество автомобилей будет только увеличиваться. По данным научно-исследовательских институтов, скоро мы получим интенсивность движения, близкую к МКАДу. Поэтому сегодня занимаемся реализацией проекта «Обход Хабаровска» — дорогой, призванной разгрузить основные городские магистрали.

Расскажите, как вы стали руководителем «Хабаровскуправтодора».
Я работал в дорожном бизнесе, знаю весь процесс от начала до конца. Было время — укладывал асфальт. Знаю, что такое работать лопатой, управлять катком. Позднее я возглавлял проектный институт, проектировал дороги Лидога — Ванино, Селихино — Николаевск-на-Амуре, отдельные участки Чегдомынской трассы. Потом волею судеб получил приглашение на свою нынешнюю должность. Работаю в ней уже четвертый год. Дороги мне понятны и близки с детства.

Ваша семья тоже с ними связана?
Я родом из Комсомольска-на-Амуре. Мой отец — дорожник. Всю жизнь был связан с ними и с автотранспортом. Он часто выезжал на ночные дежурства, особенно в пургу, когда нужно было расчищать дорогу на Комсомольск-на-Амуре. Я видел, как появляются дороги, как они реконструируются. Уже в Хабаровске, будучи на пенсии, отец все равно продолжал работать в отрасли.

Чувствуете ли вы, что, строя дороги, вы создаете историю?
Историю создают рядовые строители, те, кто метр за метром отсыпают дороги. Историю края создают его жители. Мы — часть одного большого механизма. Есть задачи — мы их выполняем.

Скажите, а насколько престижна среди молодых людей работа в дорожной сфере?
Выпускники некоторых специальностей уже на третьем курсе знают, где будут работать. Это, в первую очередь, специалисты по искусственным сооружениям. Без работы они точно не останутся, ведь мосты есть и на автомобильных дорогах, и на железнодорожных магистралях, и в сельском хозяйстве. Специалисты нашего учреждения участвуют в работе приемных комиссий профильных вузов, входят в состав государственной аттестационной комиссии, присутствуют на защите дипломов. В дорожную сферу приходят не просто по распределению или потому что родители заставили, а с реальным пониманием того, что здесь можно действительно себя найти.

В годы вашей юности у молодежи было такое же понимание?
Когда я оканчивал школу, было сложнее. Это был период перехода от плановой экономики СССР к рыночной модели юной России. Мы выбирали будущую профессию скорее интуитивно, нежели полагаясь на какие-то рациональные аргументы. Интерес у абитуриентов вызывали юриспруденция или банковское дело, но никак не инженерные специальности. Что там говорить — в те годы реальный сектор экономики выживал, как мог.

Почему вас заинтересовали дороги?
Я с детства с родителями ездил из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск. В пути проводили по 8–10 часов, разбивая лобовое стекло, прокалывая колеса и перегревая двигатель. В то время я впервые подумал, что когда-нибудь я обязательно сделаю все, что смогу, и ситуация изменится.

А еще кем-нибудь мечтали стать в детстве?
Я мечтал связать свою жизнь с армией. Долго и упорно готовился к службе в десантных войсках, получая разряды по разным видам спорта. Это и рукопашный бой, и карате, и прыжки с парашютом. С десантом не сложилось, поэтому я пошел в институт.

Ваши дети знают, где работает папа?
У меня трое детей. Старшему сыну 16 лет, младшему — 10 месяцев, а дочери 8 лет. Она уверенно отвечает на подобные вопросы: «Мой папа строит дороги».

У вас есть свои секреты воспитания?
Нужно воспитывать в детях любовь к Богу и ближнему, к своей улице, городу, стране. Дети должны уважать то место, где они живут, любить его и стараться сделать лучше.

Жена вас поддерживает?
У меня замечательная супруга. Мы вместе уже 18 лет. Все это время она была и остается моей надежной опорой. Крепкий брак — признак стабильности. У того, кто способен его создать и сохранить, больше шансов на успешную карьеру. Любой армии нужен тыл, я счастлив, что он у меня есть. Понимаю, как жене бывает непросто, ведь я много времени провожу на работе. В прошлом году не успел приехать в роддом, был на объекте. Мы обеспечивали проезд наших граждан, он тогда был затруднен из-за паводка. Стремились, чтобы к 1 сентября люди вернулись в Комсомольск-на-Амуре и другие населенные пункты на севере края. У нас это получилось.

Где вы предпочитаете отдыхать?
Мне нравится проводить время дома с семьей. Мы предпочитаем путешествовать по Дальнему Востоку и по России. Недавно удалось побывать на Байкале. Удивительной красоты природа! Многие стремятся уехать за границу и найти там яркие впечатления. Я уверен, что можно их приобрести и на просторах нашей страны. Она неповторима: бескрайние леса, прекрасные озера, голубое небо… Взять, например, пригороды Комсомольска-на-Амуре. Там есть чудесное озеро Амут. Недалеко от Хабаровска можно часами гулять по Хехциру. У нас много неповторимых горных речек, живописных пейзажей. Все это необходимо видеть жителям нашего края, и тогда многие поймут, насколько он прекрасен.

Незаметно мы добрались до места. Мост на Большой Уссурийский поражает своей величественностью. Захар Николаевич продолжает рассказывать об особенностях строения, показывает дорогу и оставшиеся вагончики строителей. Осматриваясь, я осознаю масштабы проекта и что на наших глазах родилась история. 

 

 

 

 

 

44
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Гостья

04.09.2014 - 15:32

Хороша статейка

Хороша статейка

No image

Гость2

09.10.2014 - 22:09

Таких как он единицы,

Таких как он единицы, настоящий лидер и патриот без пафоса!