Верные славным традициям

Текст: 
Ирина Король
Фото: 
архив ансамбля песни и пляски ВВО

 

9 января 1939 года по приказу маршала Климента Ворошилова был образован ансамбль Красноармейской песни и пляски 2-й отдельной Краснознаменной армии Краснознаменного Дальневосточного фронта. Его называли «Поющее оружие», говорили, что «не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты». А еще говорили, что подобных ансамблей не было и не будет ни в одной стране мира

Сегодня творческий коллектив именуется Ансамблем песни и пляски ВВО. В его составе — вокально-инструментальный ансамбль «Полигон», балет и хоровой цех. Артисты — бывшие военнослужащие, вчерашние преподаватели, студенты, призывники и заслуженные артисты России. Они выступают на учебных полигонах, в солдатских клубах самых дальних гарнизонов от Байкала до Курил. В числе их творческих побед второе место в Москве на «Первом Всеармейском смотре-конкурсе ансамблей песни и пляски ВС РФ» и победа в номинациях «Лучший балет» и «Лучший хор». В этом конкурсе на равных сражались военные ансамбли со всей страны.

Служба худрука
Начальник и художественный руководитель ансамбля майор Сергей Мирошников впервые услышал о коллективе давно, еще во время учебы в Московской консерватории. Уже тогда концертные программы ансамбля из Хабаровска, его песни и половецкие пляски стяжали известность в столице.

Но в то время Сергей Мирошников даже не предполагал, что однажды возглавит военных артистов.
«После окончания Московской военной консерватории я по распределению отправился служить в Забайкалье. Был военным дирижером. Позднее меня назначили начальником ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа. Около четырех лет назад предложили перебраться в Хабаровск. Вот уже почти 4 года служу здесь. Судьба сложилась так, что я попал в тот самый коллектив, о котором слышал, еще будучи курсантом. Безусловно, я расценил это как редкую удачу».

Сергей говорит, что никаких революционных нововведений с его приходом в ансамбле не произошло — репертуар обновляли постепенно и только предварительно обсудив все с коллективом. С прежнего места службы новый руководитель привез много интересного материала. После работы с композиторами и балетмейстером в программу включили номера «На Поклонной горе», «Мы танкисты» и другие. Сергей радуется — в Забайкалье много хороших, но пока малоизвестных композиторов и поэтов, приятно, что их произведения можно показать на Дальнем Востоке. Хабаровский зритель, о взыскательном вкусе которого давно известно в России, принимает эти произведения «на ура».

«Я хорошо понимал, насколько это серьезный и, если можно так сказать, могучий коллектив, какие творческие задумки воплотили в жизнь, какие люди здесь работали и руководили. Нельзя не упомянуть, что на тот момент балетмейстером-постановщиком ансамбля был заслуженный артист России Сергей Осадчий. Сейчас он художественный руководитель именитого коллектива «Дальний Восток». Художественные руководители коллектива, к слову, всегда были личностями выдающимися. Это и Сергей Дудников, и Илья Горбозей. Все они оставили здесь частичку себя и старались сохранить и приумножить то, что было сделано. Сегодня мы идем с ними в ногу».

Концерты у ансамбля условно можно разделить на два типа: торжественные на сцене и «в полях». Первые, как правило, приурочены к государственным праздникам. Такие творческие программы интереснее артисту — есть возможность работать на подготовленной, хорошо оборудованной площадке, где нет накладок со светом, звуком, костюмом, гримом и прочими нюансами. А «в поля» ездят, чтобы выступить перед гарнизонами. Сергей говорит, что такие концерты — основная часть работы ансамбля, ведь их аудитория в первую очередь — военнослужащие, члены их семей. К ним-то и приезжают артисты по выходным, ведь согласно разнарядке командования в субботу и воскресенье ансамбль должен быть в войсках.

Для таких выступлений репертуар продумывается более тщательно, ведь важно и поддержать бойцов, и развлечь их, и в то же время помнить, что задачи перед коллективом стоят военно-патриотические. Важно гармоничное объединение и умеренного веселья, и патриотизма, и зрелищности. Ну и технического прогресса, конечно.

Артистам часто приходится работать на неподготовленных площадках или прямо с машин. «Один раз пели в поле, аппаратура была запитана от генератора. Он же в один прекрасный момент вырубился, и все погасло. Секундная паника, и хормейстер Татьяна Коваленко быстро подала знак хору, и они исполнили а капелла четыре песни подряд. Интересно, что эти песни особенно не репетировали, выступали, наверное, на одном адреналине. Солдаты были в восторге. Мы тогда твердо решили купить свой генератор», — рассказывает худрук.

Одна из особенностей коллектива — оперативность. Это и понятно, ведь ансамбль в первую очередь — воинское подразделение. Пришла команда — за час собрались, сели в военный самолет и полетели. Хоть в столицу, хоть на отдаленный полигон.

Творческая изюминка военных — балет. Нет ни одного статичного номера, чтобы артисты стояли и просто пели. Все вокальные номера с участием балета — всегда сюжет, игра или композиция. Сергей Мирошников убежден, что главное при составлении концертных номеров — помнить, что зрителя нельзя утомлять. Картинка должна меняться каждые 30 секунд, иначе интерес пропадает. Танцы, костюмы, песни, другая эмоциональная подача — всегда что-то новое.

 

Песня особая
Ансамбль «Полигон» появился после расформирования оркестра. К сожалению, сокращения в армии коснулись и ее творческой составляющей. Сначала, как водится у людей искусства, родилась идея: «Хорошо бы на базе бывшего оркестра организовать ансамбль». Потом начинание воплотили в проект, а проект в жизнь, и вот сегодня в ансамбле соло-гитарист, бас-гитарист, клавишник и ударник. Их ласково называют «Наш солдатский рок-н-ролл». Сами музыканты говорят: «Играем не столько классику военного времени, сколько армейский рок-н-ролл». Песни групп «Чайф», «Чиж», «Алиса», «Любэ» слушатели всегда встречают с энтузиазмом. Исполнение — только вживую, никаких фонограмм. Только живой звук.
На последнем концерте у соло-гитариста порвалась струна, а снискать славу Паганини возможности не было — если у электрогитары струна рвется, строй уплывает, играть уже не получится. «Струну за 15 секунд поменял — и вперед! — рассказывает руководитель ансамбля Евгений Макаров. — 

У нас военный коллектив, на скорость собираем не только автомат Калашникова».
Бас-гитарист Валерий Попов более 10 лет был преподавателем в Хабаровском институте культуры. В какой-то момент решил, что учить подрастающее поколение — дело, безусловно, благородное, но и самому бы неплохо научиться чему-нибудь новому. «Мне хотелось заниматься именно творчеством, а здесь для этого все условия. Новые композиции, песни, аранжировки, слушатели, командировки, конкурсы. Настоящий простор для фантазии, адреналин», — рассказывает Виктор.

Насчет адреналина согласен и ударник ансамбля. Евгений Гаврилов в коллективе всего полтора года, но свою, как сейчас говорят, «фишку» успел найти. «Как правило, в конце каждого концерта у нас песня со словами «живы будем — не помрем». И барабанное соло есть. Вот где я могу развернуться и сердце порадовать. «Бахаю» от души. Еще нужно палочки в определенный момент подкинуть и поймать, а потом — последний удар, все — точка. Я всегда думаю: насколько ж метров их, родимых, подкидывать? Подкинуть не проблема, а вот поймать не всегда удается», — сокрушается музыкант.

Учите матчасть, господа артисты!
Сергей Васильевич Горбунов, заслуженный дирижер, один из ветеранов ансамбля, работает здесь с 1976 года. Это о таких, как он, в свое время поэт писал: «Есть люди, от которых свет исходит». У заслуженного дирижера глаза действительно светятся. Когда рассказывает о своей работе — просто сияют.

В свое время Сергей Васильевич окончил Хабаровское музыкальное училище, поступил во Владивостокский университет искусств, работал в музыкальном театре, а однажды получил приглашение на конкурс. На замещение должности дирижера в ансамбль. Пришел, показал свои работы и остался. На 38 лет.

О каждой программе дирижер говорит с трепетом, вспоминает, как всегда вместе выбирают тему, разбирают материал, обсуждают, сомневаются, решают. Как потом репетируют по отдельности — там хор, там балет, там музыка. Репетиции длинные, обычно часа по четыре. Если программа часовая, представляют около 14 номеров, если же концерт праздничный, тематический — от 18 до 22.
«Любую тему мы адаптируем под нашу стилистику, под погоны. Главное, чтобы была привязка к нашему обличию — музыкант в форме», — уверен Сергей Васильевич.

За время работы у дирижера накопилось множество воспоминаний. «Помню, в свое время ленинградский поэт Евгений Казановский написал торжественную песню «Служу Советскому Союзу». Она тогда была очень популярна, а исполнение ее предполагалось соответствующее: солист, хор, оркестр. Солист у нас был в то время шикарный — Анатолий Гущин. Мы его за глаза (да и в глаза иногда) называли «Царь». Высокий, статный, шевелюра — блеск. Голос — великолепный! Вот он выходит. Играем вступление. Далее должно прозвучать: «Есть в жизни строгие слова». Он молчит. Проигрываем еще раз вступление. Молчит. У меня рука от ужаса немеет, и забываю дать отмашку хору, чтобы молчали. Хор дисциплинированно начинает петь. Смысла, ясное дело, в тексте никакого, начало-то пропущено. Спели. Второй куплет. «Царь» молчит. Хор поет. Смысла в песне все меньше. Третий куплет. «Царь» молчит. Хор допевает. Гущин медленно, с  достоинством раскланивается и уходит со сцены. Я к нему: «Толя, в чем дело?!» Он: «Первая фраза вылетела из головы, потом начал вспоминать, а уже поздно. Меня и вырубило!». Хорошо, что концерт был тогда без важных приглашенных».

 

Балет: китайские столы, «зеленые» концерты
Балетмейстер Валерий Чухланцев руководителем ансамбля стал недавно. До назначения 20 лет танцевал в ансамбле под руководством заслуженного артиста России Сергея Осадчего. Говорит, сначала было сложно, ведь руководить всегда непросто, а тем более если руководитель еще вчера рядом в трико плясал. Но принципиальных разногласий с коллективом не было, притирка прошла быстро.

День для тридцати танцоров начинается в десять утра с репетиции. Она, как правило, длится часа четыре. Меньше нельзя — в одном концерте балетных номеров может быть до десяти. На подготовку одного номера, в зависимости от его сложности, уходит от двух до четырех месяцев. «Сейчас мы развиваем военный танец. Раньше танцевали в основном народные — русские, казачьи, украинские. Теперь представляем полное многообразие жанров: хип-хоп, брейк-данс, современный танец и многое другое. Помня о классике, мы строим военные номера на основе этих новшеств. У армии новое лицо, значит, и выступления должны быть новыми».

Танцоры любят вспоминать гастроли в Китае. Говорят, страна красивая, люди интересные и понимающие. Как-то выступали в одном небольшом городке, в баскетбольном зале. Сцены, ясное дело, не было, предприимчивые китайцы соорудили импровизированную — поставили столы, накрыли ковролином. Пол в зале был неровным, ножки у столов — складывающиеся, а танцевальные номера у ансамбля — эмоциональные. Двигаются быстро, прыгают высоко.

«В какой-то момент мы поняли, что столы начинают раздвигаться, — рассказывает Валерий Чухланцев, — было неудобно, но мы терпели. Уже начали появляться щели. Танцуем, а столы все раздвигаются. Закончили номер, побежали переодеваться, смотрим, к столам аккуратно, чтобы их из зала не было видно, подползают китайцы, сдвигают импровизированную сцену и подставляют спины, чтобы все столы держались. Так и отработали концерт, с поддержкой Китайской Республики».

Любят в ансамбле концерт под кодовым названием «Зеленый». Это последнее выступление, отработаешь — и домой. По давно существующей традиции на «Зеленом» концерте необходимо на сцене разыграть коллегу так, чтобы зритель не заметил. Спектаклю мешать ни в коем случае нельзя!

«Например, поет парень на сцене, девчонки оденутся как-нибудь забавно, выйдут и сделают подтанцовку. Или танец — ребята должны появиться с одной стороны сцены, чтобы девочек покружить, артистки повернутся — а никого нет. Один раз в отместку девочки на поддержку не в ту сторону пошли. Парни готовы к поддержке — руки протянули, а девчонки в сторону оттанцевали. Такие случаи, кстати, не только чтобы артистов повеселить. Тут и выдержка, и импровизация, и творческая фантазия. Но есть железное правило — розыгрыш нужно продумать и правильно организовать. Номер не должен пострадать», — рассказывает балетмейстер.

 

 

 

 

36
0
Ваша оценка: Нет