Пон-дю-Гар: мост с историей

Текст: 
Надежда Меркушева


От античных времен нас отделяют тысячелетия. Многое потеряно и забыто, многое поменялось даже в тех местах, которые просто дышат античной историей. По миру ходят слухи, будто от древних времен до нас дошли лишь египетские пирамиды. Так ли это?

Я на юге Франции, в 20 км к северо-востоку от города Ним. Здесь находится один из популярнейших туристических объектов Франции, а также один из самых удивительных уцелевших памятников древнеримской архитектуры. В 1985 году он был внесен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Имя его — мост Пон-дю-Гар (фр. Pont du Gard).

Речь идет о той части акведука, которая пересекает долину реки Гардон, прежде называемой Гар. Самый высокий из сохранившихся до наших дней римских мостов висит на высоте 49 м над долиной, оба его конца упираются в высокие холмы. Мост длиной 275 м построен в 3 яруса, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из шести арок, средний — из одиннадцати, верхний — из тридцати пяти. По мере приближения к берегу арки всех ярусов сужаются.

По нижнему ярусу через реку проходили когорты легионеров и проезжали колесницы. По второму ярусу расхаживала стража, а на самом верхнем размещался крытый коридор-виадук шириной 1,2 м и высотой 1,8 м. Ради того самого «коридора», внутри которого проходил водоток шириной в 1 м, и был построен мост. Вода самотеком бежала в город Ним (древний Немаус).

Во времена правления римлян этот крошечный городок разросся до 202 гектаров, а население достигло 50 тысяч. Местные источники и колодцы уже не могли удовлетворить возросшие потребности в воде. Ее решено было брать из не уцелевшего до наших дней водопада «Фонтан-дель-Юр» вблизи города Уцеция, современного Юзеса (фр. Uzes).

Расстояние по прямой от Уцеции до Немауса составляло примерно 20 км, но высокие холмы поставили римлян перед необходимостью искать обходной путь. Он требовал сооружения канала уже длиной 50 км. Строителям предстояло обходить или пробиваться через нагромождения выходящих на поверхность каменных пород, пересекать болота и глубокую долину реки Гардон.

В распоряжении автора проекта и его помощников находились лишь примитивные ватерпасы, абаки, восковые таблички. С этим им предстояло учесть и просчитать все особенности трассы. Особенно важно было сохранить на ней ничтожно малый средний уклон, не превышающий 0,34 м на 1 км. Эта величина получается делением 17-метрового перепада уровней между Уцецией и Немаусом на 50 км (длину самого канала). Такой уклон незаметен на глаз, поэтому даже небольшая ошибка могла привести к выходу на плоские участки, где застаивалась бы вода.

Этого не случилось, поскольку весь водопровод, включая мосты и туннели, был проложен с потрясающей точностью прокладки и нивелировки. Также римляне учли способ чистки канала и опасность его переполнения, обеспечение качества воды и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Сумели они выстроить и Пон-дю-Гар, который в течение двух тысячелетий выдерживает все натиски стихий и не где-нибудь, а в долине, известной своими ураганными ветрами.

Редко в какую весну спокойная река Гардон не превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности. Так, во время наводнения на этой реке в 1958 году сильно пострадало несколько современных мостов, а старинный мост в Ремулене и вовсе снесло. Одному «старцу» Пон-дю-Гар хоть бы что! Он стоит, несмотря на то, что несущей частью всего сооружения является лишь одна из шести арок, заложенных в основании. Это не «утка», а открытие, сделанное учеными. Мост пересекает реку по небольшой кривой, но этому феномену до сих пор нет единого объяснения.

Сложен Пон-дю-Гар из шеститонных каменных блоков, так плотно пригнанных друг к другу, что швы между ними минимальны. Камни для блоков брали из карьера за 500 м от стройки. При укладке блоков ни скоб, ни известкового раствора не использовалось, и камни держатся исключительно за счет своей тяжести. Среди них особое внимание привлекают необработанные камни, выступающие со стен арок. Мало того что они выглядят не слишком изящно, так еще и всему облику моста придают архитектурную незавершенность. Ученые считают, что так было задумано с самого начала строительства. Эти камни использовались как опоры под строительные леса и вспомогательные средства для ухода за акведуком.

На камнях Пон-дю-Гар можно прочесть высеченную надпись, повествующую далеким потомкам, что он был сооружен в 19-м году до нашей эры при полководце, проконсуле и блестящем инженере Марке Агриппе, друге и зяте императора Октавиана Августа. Некоторые ученые оспаривают такое датирование, мотивируя тем, что постройка такого высокого технического уровня могла возникнуть лишь в более поздние времена. Споры возобновились несколько лет назад, когда рядом с акведуком археологи откопали монетку времени императора Клавдия. Появился и новый период предполагаемого строительства: с 40-х по 60-е годы нашей эры.

Если споры относительно времени постройки Пон-дю-Гар не утихают, то гениальность его архитектора, кто бы им ни был, никогда не подвергалась сомнению. Архитектор имел набор мерительных жердей разной длины, уровень и отвес. Рабочие — деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие грузоподъемные приспособления. Но для создания конструкции, по своей сложности далеко опередившей время, всего этого было недостаточно. Даже математические формулы и принципы гидротехники, необходимые для проектирования подобных сооружений, были выведены лишь в XIX веке! Выходит, что сам мост — чудо, рожденное в голове гения? Возможно. Как возможно и то, что когда-нибудь мир признает: «Римляне были более искусными специалистами, чем обычно принято думать о них».

После падения Римской империи акведук перестали обслуживать. Он пришел в запустение, и стенки водоканала покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII в. н. э. он был настолько забит, что оказался практически выведенным из строя. А тут еще войны, землетрясения и люди, которые выламывали какие-то его части для своих нужд. Прошло какое-то время, и от 50-километрового акведука остался лишь один Пон-дю-Гар.

Им стали пользоваться как обычным мостом. В средние века кому-то в голову пришла безумная идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить больше пространства для продвижения людей. Пон-дю-Гар оказался под угрозой полного разрушения и был укреплен лишь в 1747 году. Работами руководил известный французский инженер Анри Пито. Он же построил неподалеку полноценный мост, что позволило прекратить всякое движение по акведуку, но не остановило его разрушения. Древний памятник спасла реставрация, проведенная в 1885 году по приказу Наполеона III, большого поклонника римской архитектуры.

Я приехала к Пон-дю-Гар ранней осенью. Река скорее походила на речушку, текла мирно, а ее продолжение хорошо просматривалось сквозь проемы акведука. Там она казалась шире и полноводнее. Речные берега, меж которых висел мост, утопали в пышной зелени лесов. В небе кружили ласточки, и вся здешняя жизнь текла в тягучем чистом воздухе, наполненном свежестью близкой воды.

Помню, как я сделала несколько глубоких вздохов, впуская в себя умиротворенность вместе с красотой. Пон-дю-Гар произвел на меня впечатление не столько своей грандиозностью, хотя его и сравнивают с 16-этажным домом, сколько архитектурным изяществом. Если к первому я была готова, то второе явилось для меня неожиданностью. Ведь об этом акведуке говорят, что он начисто лишен каких-либо декоративных элементов. А я помню, как, задрав голову, всматривалась в него и находила в этом величественном сооружении сходство с плетеным кружевом на бледно-голубом полотне.
Чем ближе я подходила к мосту, тем все больше он вызывал во мне благоговейный страх перед мощью и величием. Что тогда говорить о галлах, для которых 2 000 лет назад этот мост так и остался неприступным бастионом на стратегически важной Аппиевской дороге! А древние аборигены, которые не догадывались об истинном предназначении акведука, называли его дьявольским мостом. Считалось, что всякий, кто пройдет по нему, отдаст свою душу Сатане.

Сегодня по мосту проходят в основном туристы. Проход разрешен лишь по нижнему ярусу, но это не делает прогулку менее увлекательной. Ведь и на такой высоте с обеих сторон открываются потрясающие виды. Пейзажами можно долго любоваться, а затем неспешно рассматривать кладку камней и надписи, оставленные строителями. На камнях можно увидеть символы от сглаза и буквы с цифрами, определяющие место и очередность укладки камня. Можно также прочесть и запомнить какие-то фразы, чтобы потом попытаться их разгадать. Ни для кого не секрет, что любая разгадка ведет не только к раскрытию старых тайн, но и к рождению новых.

Единственное, из чего Пон-дю-Гар никогда не делал тайны, так это из веры древних римлян в незыблемость своего миропорядка. Потому и строили они не на века, а на долгие тысячелетия, из которых прошло только два.

 

 

 

17
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Татьяна Георгиевна Бурмистрова

07.10.2014 - 21:38

Мой решпект автору. Новая

Мой решпект автору. Новая экскурсия по прекрасной Франции. да еще с погружением в Римскую эпоху. Я вот строитель по первому образованию. И мне всегда интересно, КАК ЖЕ наши далекие предки строили ТАКИЕ инженерные сооружения? Да без чертежей и расчетов? Фантастика. Какие-то инженерные гении тогда были... У меня похожее удивление было, когда я посмотрела Кириллово-Белозерский монастырь на Вологодчине. Там монастырь построили в камне м ТАКИМИ оборонительными сооружениями, что получилась как бы крепость в крепости. И стены с бойницами, и рвы.. И много еще чего. И тоже... НИКАКИХ чертежей. Руководили строительством два человека. А принимали участие в самом строительстве монастыря с его уникальными оборонительными сооружениями - местные крестьяне.
А сейчас... Смешно, но убеждена, что сейчас у нас бы два-три проектных института над рабочими чертежами пахали. А потом бы еще и лет пять строили.
Вот какие ассоциации у меня вызвало это очаровательное новое эссе любимого мною автора. Жду новых рассказов о прекрасной Франции.

No image

ГостьАнна Алексеева

07.10.2014 - 23:20

Какой прекрасный мост и очень

Какой прекрасный мост и очень красивое описание этого древнего сооружения и его окрестностей.
Мне почему то сразу вспомнились герои-мушкетеры Александра Дюма.А не написать ли Вам ,Надежда,для нас художественное произведение,хотя бы небольшое.Я думаю
у Вас получится.С уважением,Анна.

No image

Ольга К

15.10.2014 - 14:29

Большое спасибо за это

Большое спасибо за это просвещение. Из ваших рассказов узнаешь очень много полезного. Если нет возможности где то побывать, то благодаря вашим описаниям можно все представить. Очень, очень хорошо описана и заодно история этого сооружения.

No image

Е.А.

15.10.2014 - 18:14

Остались самые благоприятные

Остались самые благоприятные впечатления от этого рассказа. Огромное спасибо.