Шаг в вечность

Текст: 
Ирина Король, Елена Широкова
Фото: 
архивы музеев, Тимофей Шуляков

 

Они хранят, рассказывают, предлагают поразмыслить.

Огромные, раскинувшиеся на нескольких этажах, и маленькие, умещающиеся в одной комнате. Таинственные, где каждый экспонат за стеклом и хочется говорить шепотом. Или забавные, где можно примерить необычное одеяние и позировать в нем перед фотокамерой.
Они рассказывают о мире и людях, о прогрессе и традициях, об истории миллионов и судьбах единиц. Музеи — это шаг в вечность, а сегодня бессмертна только человеческая память.
Мы обязательно придем в музей. Помечтать, подумать, вспомнить...

 

Энергетика Дальнего Востока

«Наш ротор вы, конечно, видели? Ночью он светится и вращается. Когда над ним в 2012 году появилась бегущая строка «Музей энергетики», к нам стали приходить посетители», — рассказывает директор музея энергетики ОАО «ДГК» Виктор Божедомов.

За экспонатами он «охотился» три года. Ездил, смотрел, подбирал. Вон тот штурвал от турбины 30-х годов сам с турбины снимал. «А эту лампу керосиновую нам водитель принес — говорит, в наследство, от бабушки досталось. Тоже энергоисточник, между прочим. Раньше называли ее «летучая мышь». А кусок комсомольского трубопровода достался нам в честном бою», — не без гордости сообщает директор. Деревянный трубопровод, по которому вода поступала на Комсомольскую ТЭЦ-2, раскопал экскаватор. Хорошо, что рядом оказался специалист, а то экспонат отправили бы на свалку.

В музее об этом узнали и попросили всеми правдами и неправдами старинный объект изъять. Услышав о чудо-находке, сотрудники краеведческого музея тоже выразили желание получить такой ценный экспонат — труба-то уникальная, 30-х годов, сохранилась великолепно. Энергетики поделились по-честному — отрезали коллегам половину.

«Вы знаете, что до строительства электростанций были энергопоезда? Такие передвижные электростанции, их мощность невелика — где-то  от 2,5 до 4,0 МВт. Стоит себе на рельсах поезд, в каждом вагоне — соответствующее оборудование, а на стене обязательно телефон тяжелый, чугунный. Такой, который ни огня, ни воды, ни пара не боится. Вон такой у нас как раз лежит. А еще у нас табличка есть «Энергопоезд № 158». Видите, кусок откололся? Настоящая!» — рассказывает Виктор Божедомов.

Дети — самые благодарные посетители музея. Здесь есть и макеты градирен, и «электрическая корона», и «энергетические» 3D-фильмы. Для школьников организовывают электролабораторию. Специалист приносит приборы, подключает, и ребята измеряют напряжение, силу тока, сопротивление. Всегда с энтузиазмом: а это как сделать, а это куда повернуть, а тут почему искорки мелькают?

Особенное внимание юных посетителей привлекает действующая модель теплового двигателя Стирлинга, выписанная специально из Германии. Ребята сами засыпают сухое горючее, поджигают, считают, сколько атмосфер нужно, чтобы машина закрутилась и лампочка загорелась.
«Энергетики — уважаемые люди. Именно они в 80-е годы строили в Хабаровске детские сады, больницы, магазин «Светлый», поселок Березовка... Хабаровские энергетики, они особенные. У каждого в глазах искорка есть!» — резюмирует руководитель музея.

Музей энергетики ОАО «ДГК»
г. Хабаровск, ул. Шеронова, 65.
Работает с понедельника по пятницу, с 10:00 до 17:00
(по предварительной записи 8 (4212) 26–89–10).

 

 

Живая история

Клуб исторической реконструкции «Рось» хабаровские историки-энтузиасты организовали в 2001 году. Грант на создание музея от краевого министерства образования получили в 2012-м.

Вот уже два года Музей живой истории приглашает в гости всех желающих. Одежда, доспехи, оружие — здесь все можно потрогать, примерить и, конечно, сфотографировать.

У реконструкторов существует строгое правило: если хочешь участвовать в фестивалях и показательных выступлениях — костюм ты должен сделать сам. По словам организатора экскурсий Юрия Квиткова, это не так сложно, как кажется, — при желании кольчугу или шлем можно сделать недели за две. Доспехи — за два-три месяца. Раньше в качестве материала использовали сталь, сейчас перешли на нержавейку. Так что в экспонатах музей недостатка не знал — «росичи» понесли туда кольчуги, подкольчужники, доспехи, шлемы, перчатки, мечи, копья… Одним словом, все, созданное за последние годы. Сегодня здесь представлены образцы костюмов и оружия Руси VIII–IX и XIII–XIV веков, а также Западной Европы конца XIV, начала XV. Можно примерить праздничное платье половца, кольчугу русского воина, немецкую кирасу или шлем «Украина» — подобные были найдены археологами под Киевом.

О чем рассказывают посетителям на экскурсиях? О тех нюансах, которые не узнать на уроках истории. Например, как ведут себя в бою доспехи, чем опасен копейный таран, из чего складывается сила удара закованного в доспехи рыцаря, как и почему изменилось снаряжение воинов после нашествия монголо-татар. После лекции всем желающим предлагают сразиться на тямбарах — тренировочных мечах.

Посетители приходят разные, больше всего, разумеется, школьников. Одни с интересом слушают, другие, водрузив на голову шлем, а поверх него кепку, вызывают друзей на «честный поединок». Есть и весьма подозрительные экскурсанты, основная задача которых — проверить все углы музея (вдруг именно там от них спрятали самое интересное).

Музей живой истории
г. Хабаровск, ул. Радищева, 8д, ЦВПВ «Взлет», 2 этаж
Экскурсии по предварительной договоренности. Запись по телефону: 8 (4212) 36–00–99.

 

 

Музей имени моста

Музей истории Амурского моста открылся в 2010 году и сразу же стал одним из самых популярных в городе. За эти годы в нем побывали президент ОАО «Российские железные дороги», министр транспорта и коммуникаций Тайваня, генеральные консулы Китая и Германии, специалисты Института развития экономики и транспорта РЖД и другие важные и статусные гости. А еще — школьники, студенты, инженеры, гости города. Одним словом, все, кому интересна история Дальнего Востока.

В 1916 году было завершено строительство Амурского моста, что стало последним шагом в создании Транссибирской магистрали. Хабаровск стал «самой восточной точкой Транссиба». В 90-х началась реконструкция с расширением однопутного железнодорожного моста до двупутного и с добавлением автомобильных полос.
И в тех же 90-х, во время реконструкции, главный инженер Дальневосточной магистрали Владимир Крапивный смог убедить ОАО «Российские железные дороги» в том, что городу нужен музей «Амурского красавца». Так хабаровчане сумели сохранить память об одном из самых важных событий в жизни своего города. В этом абсолютно уверен директор музея Виктор Паршин.

Русский «Эйфель» Проскуряков
Прообразом Амурского стал мост Лавра Проскурякова через Енисей в Красноярске. Тот самый, который наряду с Эйфелевой башней получил в 1900 году на Всемирной выставке в Париже Гран-при и золотую медаль «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Тот, который в 90-х в Атласе чудес света США назвали выдающимся архитектурным сооружением, как Кремль и Петродворец.
Амурский мост выполнен Проскуряковым по тому же проекту. И фермы нашего моста (основные связи, поддерживающие крышу здания или полотно моста) — точная копия тех, енисейских. Кстати, они в Париже уже в 1908 году завоевали золото.

3 года и 17 лет
Интересно сравнить сроки возведения мостов. Строительство Алексеевского моста по проекту планировалось завершить за 26 месяцев (1913–1916). Но тогда, в начале Первой мировой, корабль, который вез последние фермы потопили немецкие рейдеры. Части конструкции пришлось заказывать и привозить заново.

Сроки строительства затянулись до 33 месяцев. Но это не умаляет уникальности события. Только вдумайтесь: меньше 3-х лет на строительство такого грандиозного сооружения! В те годы он был самым длинным в мире, сегодня остается самым длинным в России.
Основание опор при реконструкции не меняли, оставили старое, 1913-го года. Санкт-Петербургская лаборатория дала заключение: материал, из которого выполнены опоры, выдержит двойную нагрузку еще в течение ста лет.

Реконструкция же моста затянулась на 17 лет (1992–2009). Сказались не самые простые времена — политические реформы, экономические проблемы... Именно во время реконструкции инженер Владимир Крапивный загорелся идеей сохранить ферму — а это 127 метров и 1 200 тонн. Снять, привезти, поставить, развернуть, отреставрировать. Это стоило безумных денег. Но Крапивный смог убедить руководство. В Дальгипротрансе инженеры разработали проект, ферму спустили на понтоны, привезли, поставили на берегу, развернули, передвинули, установили на подготовленные опоры, покрасили. И уже никто не сомневался — здесь музею самое место!

Макет и оригинал
Музей создавался около года. Исторических материалов уже было достаточно. А когда ферму поставили и отреставрировали, то еще где-то полгода ушло на создание экспозиции.

Здание музея — копия старого вокзала станции Вяземская. Нам его делали специалисты Комсомольска. Резьба и накладные конструкции воспроизведены в точности.

«Видите эту решетку? Дело в том, что Амурский мост начинался 200-метровой эстакадой, тогда, в 1916 году для строительства впервые использовался железобетон. И мы решили — если мы сохраняем ферму моста, нужно рассказать и об эстакаде. Сделали макет. А через какое-то время приходит ко мне человек, приносит конструкцию. Говорит — собирали металлолом, нашли в овраге. Мы приезжаем и видим — вся искореженная лежит наша ограда 1916 года. Мы шесть фрагментов отреставрировали. И теперь смотрите — наверху макет, снизу оригинал», — рассказывает Виктор Паршин.

Хабаровчане сумели!
В музее до 140 единиц техники, все восстанавливают специалисты. Причем во внерабочее время.
Паровоз с вагоном приехал из Читы. Он тридцать лет стоял на базе запаса, его ржавчина изъела. «Когда его привезли, мы запросили «окно», чтобы разобрать, транспортировать и собрать.

То есть по железной дороге приостановили движение, нам дали на все работы 16 часов. Мы потратили 26. Работали более 50 человек. У всех, заметьте, свои планы — был выходной день. Наконец все закончили и уехали. Сейчас смотрим на паровоз, глаза восторгом загораются: вот это да! Как же это мы смогли? Ведь теперь можно посмотреть, потрогать, внутрь залезть. Выходит, не зря мучились! — вспоминает директор музея и тут же размышляет: — Знаете, когда говорят о музеях, как правило, вспоминают о деньгах, экспонатах, сроках. Я всегда говорю о людях».

 

«Дальневосточники вложили в наш музей столько труда, сил, столько души! Без них ничего бы не было. Без инженера Владимира Крапивного, без начальника железной дороги Михаила Заиченко, без всех тех инженеров и техников, которые здесь работали, которые помогли все это сберечь!»

Музей Амурского моста.
г. Хабаровск, ул. ВОХР 1а.
Посещение по предварительной записи с понедельника по пятницу.
Запись по телефонам: 8 (4212) 38–11–65, 38-95-13, 8 914 547–23–47
Суббота — с 10:00 до 17:00.
Вход бесплатный.

 

 

 

Летчик над тайгой точный курс найдет

Музей авиации в Хабаровске — это небольшая комната в Центре подготовки авиационного персонала. На стенах фотографии, модели самолетов, документы и восемь пропеллеров, рядом — бортовой аварийный самописец, «черный ящик», — только здесь он круглый и оранжевый. А еще есть кожаная маска (в них раньше летали пилоты), которая закрывает все лицо. И настоящая кабина Ил-18 — ее в свое время бережно вырезали и передали в дар музею. Директор всей этой авиационной коллекции Ольга Галушко говорит, что детям здесь очень нравится. Надел маску, сел в кабину самолета и вперед — покорять воздушные просторы.

Из экскурсионной программы
Первым самолетом в Хабаровске был немецкий четырехместный Junkers F13. Оплатили его сами хабаровчане — сбросились, купили в Германии, а поскольку прибыл самолет в край в разобранном состоянии, то сами и собрали на заводе № 24. Так в 1929 году в Хабаровске была основана первая авиационная организация, местный «Добролет», все имущество которой составляли самолет, лошадь, сани и семь сотрудников.

Одним из пилотов, а позже начальником «Добролета» был Александр Шляпников — учитель Сергея Королева, «отца советской космонавтики».
Первая регулярная авиалиния на Дальнем Востоке была открыта в 1930 году. По маршруту Хабаровск — Николаевск — Оха — Александровск на Сахалине почтово-грузовой самолет летел 11 дней. Ранее на лошадях и собаках этот путь проходили за месяц. Каждые 50 км трассы в лесу были обустроены посадочные площадки, чтобы при необходимости пилот мог приземлиться. Этот маршрут называли «Трасса героев».

Выпускнику хабаровского «Добролета» Михаилу Водопьянову одному из первых в СССР было присвоено звание Героя Советского Союза — он принимал участие в эвакуации членов экипажа парохода «Челюскин» с льдин Чукотского моря. Пилот летел 6 000 км без штурмана, без радиста, без точной метеосводки. Водопьянов трижды летал на льдину и спас 10 человек.

К 1956 году в Хабаровске по самым скромным подсчетам было около 40 «пилотов-миллионеров» — летчиков, кто налетал свыше 1 млн км.
Легендарный летчик Валерий Чкалов, совершая свой знаменитый полет по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский, из-за облачности был вынужден приземлиться на песчаной косе на острове Удд. К тому же заканчивалось горючее. Чтобы взлететь, члены экипажа и местные жители построили деревянную взлетную полосу длиной в 500 метров. Самолет улетел, а через некоторое время на остров прибыл борт с подарками для местных жителей в благодарность за помощь. Женщинам достались отрезы тканей, мужчинам — ружья, детям — конфеты и карандаши. Позднее остров Удд был переименован в «Чкалов».

Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала
г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 45.
Работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00
Экскурсии по предварительной записи. 8 (4212) 26–33–66, 26–32–52
Вход бесплатный.

 

 

 

Верные клятве Гиппократа

…нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому…

Музей медицинского университета открыл свои двери посетителям 37 лет назад — в 1977 году. В его фондах более 5 тысяч экспонатов — документы и фотографии, медицинские инструменты и изобретения врачей, почетные грамоты и ордена. Здесь хранятся золотые и серебряные медали «за лучшую научно-техническую разработку», которые завоевали хабаровские врачи на международных выставках. Можно увидеть немецкий латунный микроскоп, весы, которые до 1977 года использовали в одной из аптек Хабаровска, огромный скальпель — сувенир, подаренный alma-mater выпускниками, и наборы медицинских инструментов, которые передали родные известных врачей города. Здесь же стоит фигурка камчатского шамана-врачевателя. Когда-то его подарили кардиологу — выпускнику института в благодарность за успешную операцию. Теперь шаман стал талисманом университета.

Каждый год музей посещают более 1 000 человек. Студентам рассказывают об истории вуза, где они решили учиться. Школьникам — о медицине и этапах ее развития.

Из экскурсионной программы
Рассказывает Тамара Бойко, директор музея истории ДВГМУ:
«В 1930 году Дальневосточный государственный медицинский институт стал первым медицинским вузом на всей территории Дальневосточного округа. В те годы этот округ охватывал пространство от Якутии и Забайкалья и дальше на Восток: Читинская область, Приморский край, Камчатка, Чукотка... Сто шесть студентов-медиков — первый набор института — должны были стать врачами. Они же, кстати, и достраивали свой институт — двухэтажное здание бывшей женской гимназии не могло вместить нужное количество аудиторий, лекционный зал, библиотеку и общежитие».

Музей Дальневосточного медицинского государственного университета
ул. Муравьева-Амурского, 35, 2 этаж.
Работает в понедельник, среду и пятницу, с 10:00 до 17:00.

 

 

Тюремный замок

В 1886 году высочайшим повелением государя Российской империи было приказано открыть в Хабаровске тюремный замок. Изначально это была деревянная изба. В огромном помещении в разных углах содержались мужчины, женщины и дети. В народе ее называли «деревянным замком».

В 1916 году деревянный замок стал каменным. Тюремное помещение перестроили по типовому проекту арестных домов. Заключенных теперь содержали отдельно, появились больница, дезинфекционное помещение и баня, выделяли спальные места, выдавали спальные принадлежности. Люди занимались спортом, играли в шахматы, женщины шили, мужчины делали поделки из хлебного мякиша. Работы потом продавали в магазинах, что давало дополнительный доход.

В 2012 году в СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю был организован музей тюремного замка. И сегодня, спустившись в цокольное помещение, можно проследить историю содержания заключенных с конца XIX века до настоящего времени. Здесь собраны документы и фотографии, повествующие об истории содержания заключенных. Настоящие кандалы конца XIX века и плети для телесных наказаний. Запрещенные предметы, изъятые при обыске, — ножи, заточки, мобильный телефон, хитроумно спрятанный в куске мыла.

Директор музея Наталья Купалова:
«Все нюансы тюремной жизни здесь воспроизведены в точности. Видите, какие низкие двери? Чтобы войти, нужно нагнуться. Это правила техники безопасности — несколько заключенных одновременно не смогут выйти в коридор, следовательно — напасть на сотрудника. Вот эти бетонные выступы в карцере были сделаны, чтобы заменить стол и стул. А вот там на полке книги — в замке с 1900 года работала тюремная библиотека. Кто читал, а кто из листов самокрутки крутил. Нужно сказать, что за те годы скурили множество экспонатов».
По результатам смотра-конкурса «Лучший хранитель истории» в 2014 году музей был награжден двумя дипломами. Первый — за создание уникальной коллекции документов и предметов, отражающих историю создания и развития учреждения. Второй — за содействие в сохранении исторического наследия города.

Музей тюремного замка
г. Хабаровск,
ул. Знаменщикова, 6
Экскурсии по предварительной записи, тел. 8 (4212) 70–80–75.

 

 

Дорог на свете много, железная — одна

Идея создания музея истории Дальневосточной железной дороги возникла в середине 1960-х годов, а открылся он в 1983-м. О том, как строили Уссурийскую железную дорогу, о ее первых десятилетиях работы, пионерах, инженерах и губернаторах, имена которых неразрывно связаны с железнодорожным полотном Дальнего Востока, здесь знают все.

Первоначальный фонд энтузиасты создавали в свободное от работы время: искали исторические документы, фотографии, писали письма родственникам первых строителей, выбирали подходящее помещение и создавали экспозиции. Сегодня здесь более 5 тысяч экспонатов, фотографий и документов, которые рассказывают о вехах становления стальной магистрали в Хабаровском крае. Также представлены коллекция старинных рельсов с клеймами, альбомы с чертежами Уссурийской (с 1936 года — Дальневосточной), Китайско-Восточной и Амурской дорог, уникальные дореволюционные фотографии по строительству дороги, элементы форменной одежды и многое другое.

Одним из интереснейших экспонатов музея считается медальон с портретом Лазаря Кагановича. Медальон настенный, предполагается, что профиль руководителя Транспортной комиссии ЦК ВКП(б), наркома путей сообщения, человека, «пустившего» троллейбусные линии в Москве, вручали в качестве награды передовикам железнодорожного производства. Возможно, чтобы те помнили знаменитую фразу транспортника: «У каждой аварии есть свои фамилия, имя и отчество».

В 1998 году музей истории Дальневосточной железной дороги стал победителем в первом смотре-конкурсе музейного и архивного дела (номинация «Ведомственные музеи»), посвященного 140-летию Хабаровска.

Создателем и руководителем музея ДВЖД до 2003 года была Валентина Буркова. С 2003 года руководителем стала ее дочь — Валерия Буркова. На сети дорог страны это одна из самых необычных музейно-железнодорожных династий.

В 2005 году в музей из Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) доставили копии личных дел всех дореволюционных начальников железной дороги.

Музей Дальневосточной железной дороги
г. Хабаровск, ул. Владивостокская, 40
Экскурсии по предварительной записи. Запись по телефону: 8 (4212) 38–95–13.

 

 

Парад свадебных раритетов

Хабаровские невесты ничуть не хуже Кейт Миддлтон, чей подвенечный наряд, напомним, стал музейным экспонатом. Так решили сотрудники краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова, приступив к созданию свадебной выставки.

Откроется выставка в следующем году, а сейчас идет подготовка экспонатов. Пять платьев из разных эпох уже демонстрировались в различных экспозициях, рассказывая о  судьбах людей и о времени. Самое старинное платье сшито в конце XIX века. На  фотографии, которой более 120 лет, запечатлен очаровательный момент. Невеста гордо позирует под руку с женихом. Ее белоснежная фата сплошь покрыта ручной вышивкой.

Быстротечная река времени донесла до наших дней не только пожелтевший снимок, но и платье. Его тончайшее кружево сохранилось в первозданном виде. Этот ценный экспонат сейчас «отдыхает» в особых условиях в фондах. Такой «курорт» ему положен по музейным правилам. В витрине под действием света ткань может находиться не более трех лет. Затем на длительный срок доступ к экспонату запретят. Вновь торжественный выход уникального платья состоится в ходе открытия выставки, которая с помощью горожан может стать настоящим парадом свадебных раритетов.

Чуть больше месяца назад хабаровчанки подарили музею несколько интересных экспонатов. Наряды, украшавшие невест в 70-е и 90-е годы XX века, уцелели чудом. В эти десятилетия немало мам распороли свои свадебные платья, чтобы сшить дочкам костюмы снежинок к новогоднему утреннику. Сохранившиеся экземпляры демонстрируют модный в 1970-х годах кримплен: в этот период развивается химическая промышленность, силуэты же становятся очень простыми, платья шьют короткие. Укорачивается и фата — до уровня лопаток или даже плеч. Наряд перестроечных 1990-х годов уже длиной в пол, в стиле а-ля принцесса с модной тогда свадебной диадемой из искусственных цветов. Владелица этого платья припомнила, что приобретала аксессуар в салоне для новобрачных по талонам.

В выставке могут принять участие и другие свидетельства времени из частных коллекций, рассказывающие о свадебных традициях. Возможно, в бабушкиных сундучках сохранились ажурные перчатки и зонтики, расписные и перламутровые веера, бисерные сумочки, бутоньерки, чулочки, легкие, как паутинка, митенки... И, конечно, фотографии.

 

 

 

 

 

30
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии