И скрипки звук, и гул аплодисментов

Текст: 
Диана Ардашева
Фото: 
Кирилл Ханенков

 

Смычковые струнные инструменты требовательны к своим обладателям. Для того чтобы овладеть капризной скрипкой, необходимы идеальный слух, безграничное терпение и щепотка таланта сверху. В коридорах хабаровской детской музыкальной школы № 1 можно встретить целую плеяду юных дарований. Кто-то неуклюже пытается не рассыпать на пол листы с нотной грамотой, кто-то ждет своего занятия, тихо напевая классическую мелодию. Отчетливее других слышится скрипка. В одном из кабинетов проходит занятие Анны Шереметьевой. Пятнадцатилетняя скрипачка уже успела сыграть в лучших концертных залах России и Европы. Мы узнали, что чувствует музыкант, когда ему стоя аплодирует Берлинская филармония

Анна, как вы начали заниматься музыкой?
Когда мне было 6 лет, мама отдала меня в эстетический класс музыкальной школы. В таких группах сначала ученики познают основы музыки и занимаются пением. Позже педагоги выделяют самых талантливых и советуют заняться изучением того или иного инструмента. Мне предложили освоить скрипку. По словам учителей, мои музыкальные данные — слух, чувство ритма — хорошо подходят именно для этого инструмента. Я попала в класс к заслуженному работнику культуры Людмиле Ивановне Шутовой, известному в городе педагогу. Многие ее ученики — музыканты с мировым именем. Например, Александр Кузнецов  — выпускник Высшей школы музыки Цюриха, лауреат многих международных премий. Мама очень обрадовалась тому, что у меня открылись способности. В свое время она тоже мечтала играть на скрипке, но стала врачом. Иногда дети воплощают мечты своих родителей. Так вышло и у меня.

Сколько времени уходит на занятия?
Я занимаюсь на перспективном отделении, а это двойная нагрузка. Уроки длятся четыре часа в неделю, но основная работа ждет меня дома — со скрипкой в руках провожу около шести часов ежедневно. Бывает так, что разучиваю новый такт, и ничего не получается. Приходится играть снова и снова. В такой момент важно просто запастись терпением. Мой преподаватель часто напоминает: природные данные составляют лишь 10 % от успеха, остальные 90 % — это труд. После выступлений, когда замолкает музыка, в зале раздаются аплодисменты. В такие моменты я понимаю, что преодолевала все трудности не зря. Для себя я уже решила, что хочу связать жизнь с музыкой и стать профессиональной скрипачкой. Больше всего люблю исполнять Брамса. Все его венгерские танцы и концерт для скрипки с оркестром. Еще меня вдохновляет Мендельсон.

Вы состоите в труппе Первого всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Как это сложилось?
Два года назад народный артист СССР Юрий Башмет искал молодые таланты по всей стране, для того чтобы создать юношеский оркестр. О его приезде в Хабаровск я узнала всего за неделю, так что времени для подготовки совсем не было. На прослушивании исполнила Берио «Концерт № 7» и «Венгерский танец № 2» Брамса. Только через полгода мне позвонили и сказали, что я подхожу для оркестра. Без ложной доли скромности скажу — это было неожиданно. Сборы организовали в Сочи, там же проходили первые репетиции. Честно, сначала было сложно. Мы разучивали серьезные произведения. Их не изучают в музыкальных школах, даже не все студенты консерваторий с ними знакомы. Но скидку на возраст никто не делал. Мы трудились изо всех сил. Прошлой осенью выступали в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Перми, Екатеринбурге. Зимой играли на Олимпиаде, а летом этого года оркестр гастролировал по Европе: Женева, Берлин, Вена, Брюссель.

Что запомнилось больше всего?
В немецкой столице наш оркестр принял участие в международном симфоническом конкурсе юных талантов. Юрий Абрамович дирижировал сам. Думаю, что навсегда запомню Берлинскую филармонию и ее публику, которая аплодировала после концерта стоя. Никогда до этого я не видела такого большого концертного зала! Справиться с волнением помогало то, что на выступлении присутствовала мама. Свободного времени почти не было. Помню, как один раз буквально за два часа до отлета из Женевы, поздним вечером, мы нашли большое озеро и немного поплавали там. Это было наше небольшое приключение. Посмотреть город почти не удалось, мы все время репетировали. Подъем в семь утра, завтрак — и за работу. После обеда опять брались за инструменты, а вечером — концерт. Только после него мы могли немного погулять, поэтому европейские столицы запомнились в романтичном свете сумерек.

Какие концерты тебя ожидают в ближайшее время?
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В Хабаровской краевой филармонии состоится концерт, посвященный этой знаменательной дате. Надеюсь, что удастся принять в нем участие. Сейчас под руководством Людмилы Ивановны я разучиваю концерт Мендельсона. Это наисложнейшее произведение, которое не изучают в музыкальной школе. Осенние каникулы проведу в Москве и в Крыму. Наш юношеский оркестр будет на гастролях. Режим, конечно, непростой, но я стараюсь все успевать и хорошо учусь в школе. В свободное время люблю плавать. Но музыка для меня — это главное, а скрипка — самый верный друг.

 

 

 

31
0
Ваша оценка: Нет