Никогда не сдаваться

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Кирилл Ханенков

 

В этом году Дальневосточному государственному гуманитарному университету исполняется 80 лет. Одним из самых необычных и, пожалуй, интересных направлений подготовки студентов стали связи с общественностью и реклама. Профессионально о пиаре в нашем интервью рассказывает основатель этой креативной специальности в ДВГГУ Светлана Понарина

Светлана Понарина, кандидат педагогических наук, профессор.

Эксперт в области коммуникационного менеджмента, стратегических коммуникаций.
Имеет нагрудный знак «Почетный работник высшего образования Российской Федерации».
Награждена медалью Правительства Российской Федерации «За труд и доблесть».
Отмечена отраслевыми наградами, грамотами Законодательной Думы Хабаровского края, Избирательной комиссии Хабаровского края, администрации г. Хабаровска.

 

 

Светлана Павловна, вы являетесь экспертом в области пиара не только из-за статуса профессора, но и благодаря серьезному практическому опыту. Скажите, почему компаниям важно заниматься позиционированием?
Пиар — это стратегическая деятельность, целый комплекс приемов и технологий, направленных на создание позитивного имиджа. Пиар нужно планировать, четко представляя, чего вы хотите достичь. Кого можно назвать грамотным управленцем? Того, кто мыслит не сиюминутными эффектами и планами, а думает о стратегии развития. Видит конечную цель и методично к ней идет. Можно организовать одно масштабное событие, вложив в него огромные деньги, и ждать отдачи. А ее все нет. И не будет. Ведь решена тактическая задача, а комплексность утеряна.

Многие уверены, что тратить средства на пиар вообще бессмысленно.
И очень зря. Конечно, это долгосрочные инвестиции в имидж, репутацию. Но все оправдывается репутацией, без которой в современных условиях компаниям трудно конкурировать. А в кризисе — это еще и шанс на выживание. Правда, кто-то считает, что достаточно один раз заявить о себе, и все — дело выгорит. Это очень узкий подход, не имеющий ничего общего со стратегией, что, как я уже говорила, не свойственно грамотному управлению.

А если только что открывшиеся компании пренебрегают затратами на свое продвижение?
Любая организация проходит три стадии: становление, функционирование, развитие. На первых порах нужно хотя бы как-то закрепиться на рынке. В это время у компании еще нет имени. Надеяться, что все двери будут открыты, бессмысленно. Даже если на первый взгляд все складывается хорошо, это не значит, что проблем не будет. Сегодня, когда на рынок выходят новые компании, конкуренция очень высока. Выжить в этих условиях можно, только постоянно оставаясь в центре информационного пространства, постоянно заявляя о себе. Еще очень важную роль играют креативные технологии. В сумме с хорошим информационным содержанием и грамотной тактикой исполнения получается хороший продукт, востребованный аудиторией. Также нужны коммуникационное планирование, знание своей аудитории, анализ. Сейчас все гонятся за сиюминутными эффектами, забывая, что сразу ничего не бывает.

Сегодня кафедра «Реклама и связи с общественностью» известна далеко за пределами Хабаровского края. Ваших студентов ценят ведущие эксперты в области PR из городов центральной России. Как все начиналось?
Любая страна, город, организация рано или поздно достигают критических точек. В такие моменты самым лучшим выходом является переосмысление ценностей и позиций. В 2000-х годах такое время наступило и в нашем вузе — появилась потребность в лицензировании новых специальностей. Это непростой процесс — нужно найти специалистов, провести исследования, подготовить внушительный материал. Я ушла с исторического факультета и стала директором только что открывшегося Института психологии и управления. Тогда в  нем было всего две группы, в общей сложности около 30–40 студентов.
Мы открыли специальности «психология», «социальная педагогика», «менеджмент» и поняли, что нужна еще такая, которая способна их объединить. В тот период в крае о пиаре еще толком ничего не знали, рынок был не сформирован, а мы уже чувствовали необходимость в подготовке специалистов этого профиля. И не ошиблись. Прошло немного времени, как в регионе началось ускоренное развитие связей с общественностью.

А как же удалось получить лицензию на специальность, о которой в крае вообще ничего не слышали?
Мы проходили лицензирование в МГИМО. Ученый секретарь посмотрела на наш учебный план и сказала: «Вы живете на Дальнем Востоке. Для этой территории актуально очень много вопросов: экология, развитие сотрудничества со странами АТР. Стоит уделить им внимание при подготовке студентов». Мы учли актуальные для нашего края дисциплины, и все удалось. Среди всех краевых вузов, которые подали заявку, первыми получили лицензию. Это объясняется еще и тем, что в ДВГГУ есть все смежные специалисты, которые необходимы для подготовки профессионального PR-специалиста: лингвисты, филологи, дизайнеры. Еще одним плюсом стала социальная ориентированность, гуманитарный уклон вуза — у нашего пиара «человеческое лицо».

С какими трудностями столкнулись сразу после набора первой группы студентов?
Когда набрали первую группу, сразу же возник вопрос: как и кто будет учить студентов? Сделали ставку на стажировку своих специалистов в ведущих вузах России и на приглашенных мэтров. Очень выручила Юлия Маркина. Она только что окончила Институт лингвистики и межкультурных коммуникаций и параллельно получила второе высшее образование в сфере менеджмента. Мы отправили ее и Павла Ситникова на профессиональную конференцию в Санкт-Петербург, где они наладили связи с преподавателями, студентами и ведущими экспертами в области PR. К нам в вуз с мастер-классами приехали настоящие гуру, авторы многих книг — Дмит-рий Гавра, Алексей Кривоносов. Только вдумайтесь: по учебникам, составленным этими людьми, учатся в ведущих вузах страны. Это был настоящий прорыв.

Каких еще экспертов удалось привлечь?
Поскольку ранее работала заведующей отделом образования Железнодорожного района г. Хабаровска, у меня были хорошие связи с правительственными и общественными структурами. Постепенно в число наших преподавателей попали представители правительства края, известные журналисты, компетентные филологи, переводчики.
Мы участвовали во всех мероприятиях городского, краевого и даже международного уровня, постоянно искали и открывали для себя что-то новое. Мы учились вместе с нашими первыми студентами. Вектор, который сразу для себя определили, ориентировался в большей степени на практику и креа-тивность.

Ваши студенты — призеры российских конкурсов. Расскажите об этом подробнее.
Когда открыли специальность, понимали, что на Дальнем Востоке пиар не развит. Нужно было учиться у профессионалов. Поэтому решили отправлять студентов на конкурс в Санкт-Петербург. В то время для Хабаровска самой актуальной темой было бензольное пятно на Амуре. В правительстве края нам дали необходимые материалы, и мы подготовили проект. На этом конкурсе студентки Яна Яковлева и Кристина Файбушенко не только успешно выступили, но и приобрели хорошие контакты. Например, они познакомились с Владимиром Мединским. Тогда он возглавлял РАСО (крупнейшее объединение профессионалов в области PR), а теперь стал министром культуры.
Неоднократно наши студенты участвовали в олимпиаде по PR в Казани, завоевывали там призовые места. Наград так много, что всех не перечислить.

Ваши выпускники востребованы?
Наши выпускники востребованы не только на Дальнем Востоке, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Чите, Воронеже и других городах центральной России и даже за рубежом: в Китае, Израиле, Канаде. Сферы, в которых они себя нашли, весьма серьезные — топливно-нефтяной комплекс, банковский сектор, правительственные структуры, ведущие рекламные и PR-агентства, именитые издания, телевидение.

Расскажите, как строилась ваша карьера?
Я окончила физико-математический факультет Дальневос-точного государственного гуманитарного университета, тогда он еще назывался педагогическим институтом. Здесь же защищала кандидатскую степень, позже возглавляла институт и кафедры. Была и директором школы, и заведующей районным отделом образования города Хабаровска, и депутатом районного и городского уровня. Сейчас, помимо преподавательской деятельности, реализую множество социальных, политических, бизнес-проектов. Всего их было около сорока. Думаю, это только начало. Я — человек с активной жизненной позицией, не могу долго сидеть на месте и заниматься только одним делом. Однако не так давно поняла, как важно не торопиться. Чтобы пойти вперед, иногда нужно сделать паузу и переосмыслить происходящее.

Что, кроме профессии, вас увлекает?
Очень люблю проводить время со своими внуками, узнавать что-то новое. Мне нравится путешествовать со старшей внучкой Аленой. Ее любознательность вкупе с моим опытом выливаются в невероятные открытия. Очень люблю гостей, часто балую семью выпечкой.

А Хабаровск любите?
Конечно! В нашем городе замечательные музеи, библиотеки. Каждый раз, приходя в краевой музей имени Н.И. Гродекова, нахожу для себя какие-то новые факты. В Хабаровске много уютных кафе, выдержанных в интересном стиле, со своим неповторимым духом. В них приятно посидеть с семьей или с друзьями. Не говорю уже про театры и выставки. Духовный рост для меня очень важен.

Скажите, что самое главное в жизни?
Иметь четкую цель, но не переступать через людей, не ходить по головам. Все вернется, причем с большим ущербом. Главное — никогда не сдаваться. Это мое кредо.

 

 

 

4
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Ведающий истину

24.12.2014 - 17:24

ой ой ой

ой ой ой