Фильм не о любви

Текст: 
Надежда Меркушева


Запад Франции, край Черного Перигора (фр. Perigord Noir). В этом прелестном уголке среди тихих, незаметных городов выделяется Сарла-ла-Канеда (фр. Sarlat-la-Caneda), или просто Сарла

В 1962 году министр культуры Франции Андре Мальро подписал закон об особых условиях реставрации и содержания, которым могли воспользоваться лишь четыре города. Сарла оказался в счастливой четверке. Завистники объясняют это тем, что Герой Сопротивления Мальро был слишком привязан к сарлатским лесам, в которых когда-то сражался в маки.

Так или иначе, но закон был введен, и многие объекты культурного наследия Сарла оказались под охраной государства. В город приезжают со всех уголков Земли, а большинство французов бывало в нем неоднократно. Забыв о холестерине, они едут сюда в предвкушении изысканных блюд из редких видов грибов и гусиной печени. Сотни блюд из гусятины и утятины, знаменитая фуа-гра, картошка с гусиными и утиными шкварками, перепелки с белыми грибами — таков скромный вклад Сарла в кулинарное искусство Франции. То есть гурманы едут сюда вполне целенаправленно!
Но чем завлекает Сарла почти миллион других туристов, ежегодно посещающих крошечный городок с населением чуть более десяти тысяч жителей? Красотой. По официальной статистике, Сарла — третье по красоте поселение Франции. Оно уступает лишь Монт-Сен-Мишелю и Рокамадуру.

Что касается истории Сарла, то для ее изложения потребуется не один учебный час. На этот вывод меня натолкнул сложный городской лабиринт, в котором переплелось множество архитектурных стилей и исторических эпох.

А если кратко, то первые сообщения о Сарла относятся к IX веку. В 820–840 годах герцог Пипин Аквитанский основал здесь аббатство, вокруг которого начало расти поселение.

По преданиям, в 1147 году его посетил проповедник святой Бернард. В тот год он объезжал и крестил южные земли будущего Французского королевства. Когда проповедник прибыл в Сарла, там свирепствовала чума. Святой Бернард пошел по улицам, раздавая больным освященные хлебцы. Прошла молва, что все те больные выздоровели. Об этом знаменитом чуде в нынешнем Сарла напоминает таинственный «Фонарь мертвых» (фр. La Lanterne des Morts).

На юго-западе Франции фонарями мертвых называли цилиндрические башни с отверстиями под крышей, позволявшими свету подвешенного фонаря указывать местонахождение кладбища

 

Но ни святой Бернард, ни другие святые, которым молились жители Сарла, не могли отвести от города все те несчастья, которые были ему уготованы. Слишком бурно в этих местах протекала история и слишком часто вспыхивали эпидемии в средневековых поселениях. Несмотря на это, Сарла расстраивался и богател народом, а его жители получали права и привилегии. Так, в 1204 году они получили освобождение от налогов, а в 1223 году — право выбирать собственных консулов-советников.

В 1317 году здешний уроженец папа Иоанн XXII сделал Сарла столицей епископата. Спустя полвека здесь построили церковь аббатства и стали возводить желто-золотые дома, совершенно непохожие на те, что издавна строились в Черном Перигоре.

В эпоху Столетней войны (XIV–XV вв.) крошечному поселению выпала тяжкая доля. Это объясняется тем, что рядом с Сарла по Дордони проходила граница, разделявшая английские и французские войска. Городок часто переходил из рук в руки, и его название с той же частотой мелькало в хрониках Столетней войны.

Летописцы утверждают, что городские здания тогда почти не пострадали. Тем не менее, когда после Столетней войны наступило затишье, дома в Сарла начали перестраиваться. Во второй половине XIV века почти половина крупных зданий в городе была перестроена в стиле Ренессанса. К ним добавлялись новые дворцы и дома цвета розовато-желтой охры. Сарла превратился в настоящий музей ослепительной по красоте архитектуры. В город зачастили творческие личности. Плененные роскошным ансамблем ренессансных строений, они прославляли красоту Сарла в своих произведениях и воспоминаниях.

В XVI веке в город пришла мировая слава. В этом была заслуга Этьена де Ла Боэси, рожденного здесь в 1530 году.
Семья Боэси вошла в список самых богатых и влиятельных семей Сарла за все время его существования. Из этой семьи вышли многие торговцы, судьи и городские консулы. Этьен окончил Орлеанский университет, стал депутатом Бордоского парламента и приобрел известность как сочинитель любовных сонетов, а также политических трактатов. Когда из-под его пера вышел трактат «Рассуждение о добровольном рабстве», Этьена де Ла Боэси назвали гением. Республиканец по убеждениям, он отстаивал право человека на свободу, но не смог до конца развить свои идеи. В 33 года великий гуманист умер от чумы. Все свои книги он завещал лучшему другу Мишелю Монтеню, а городу оставил дом, ставший истинным украшением Сарла.

***

Я нашла особняк Ла Боэси на площади Перу и влюбилась в него с первого взгляда. Дом был настолько прекрасен, что я тут же назвала его «ренессансной жемчужиной». Мои слова подхватил кто-то другой, ему возразили, а я незаметно выскользнула из толпы и пошла дальше.
Бродила по улицам и пыталась представить людей, живущих здесь в эпоху Возрождения. После недоброго Средневековья мысли и чувства простых смертных были обращены к земному миру. Не было бы в этом Богом забытом уголке подобных людей и не расцвело бы здесь искусство Ренессанса, не появилось бы столько очаровательных улочек.

Какие они здесь узкие и изломанные! Как тесно прижимаются друг к другу дома и дворцы! На старых улочках Сарла нет ни одного свободного клочка земли и ни одного строения, на которое не захотелось бы взглянуть еще раз. В каждом здании есть нечто такое, что откладывается в памяти безо всякого усилия. В особняке Пламон все окна стрельчатые. Особняк Марвиль имеет строгие каменные оконные переплеты. На дверях дворца Грезель XV века изображена саламандра — символ Сарла. Фасад дома, в котором проживал начфин короля Генриха IV, украшает «коломбаж» — изящное сплетение деревянных балок.

Я шла по городу и воспринимала его здания в виде многократно увеличенных иллюстраций из альбома архитектуры XIV–XVIII веков. Готовясь к поездке, я просматривала подобный альбом и теперь с легкостью забрасывала в память образцы редкой красоты и мастерства.

Если говорить в целом о коллекции ренессансной архитектуры Сарла, то она впечатляет количеством дворцов, стиль и век которых не всегда можно определить на глаз. Зато наслаждение красотой каждого из них гарантировано любому туристу. Я это на себе проверила.

В конце прогулки по городу я потеряла голову не столько от его красоты, к которой успела привыкнуть, сколько от имен знаменитостей, проживавших здесь прежде. Мирандоль, Равиньон, Серваль, Дотрери, де Сейак... Все эти имена вписаны в историю Сарла, Дордони, Франции.

***

Ночью я проснулась от ярких всполохов огня. Окно комнаты, в которой я остановилась, выходило на площадь Свободы. Подошла к окну. Прямо напротив пылал огромный костер. Испуга не было. Я уже знала, что в Сарла снято более восьмидесяти фильмов, среди которых числятся «Жанна д’Арк» Люка Бессона (1999), «В ловушке времени» Ричарда Доннера (2003), «Отверженные» Робера Оссейна (1982).

Я открыла окно и услышала крики. На улице, ведущей к площади, появились солдаты, за ними — телега в сопровождении всадников. Повозка с распростертым на ней телом жертвы двигалась к костру. Солдаты отгоняли людей, которые прилипали к телеге, едва не скатываясь под ее колеса. На экране все это смотрится легче. А смотреть сверху из окна, да еще в режиме реального времени было невыносимо.

Возможно, на экраны уже вышел тот фильм с горем и смертью. Но, может быть, когда-нибудь в этом городе снимут красивый фильм, в котором будут только любовь и счастье. Ведь не для горя и смерти создавали, восстанавливали, сохраняли пленительную и благородную красоту Сарла многие поколения его жителей.

 

 

 

11
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии

No image

Ирина

09.01.2015 - 18:55

Как интересны и познавательны

Как интересны и познавательны эти сведения. Мы так мало знаем истинные исторические события, которые проживали и переживали люди.. Автор так ярко рисует архитектуру, нетронутую временем.. Что кажется, буд-то мы оказываемся в этом времени... в тех событиях...

No image

Татьяна Бурмистрова

13.01.2015 - 08:29

Очарована этим прекрасным

Очарована этим прекрасным древним городком Франции. И бесконечно благодарна автору этого талантливого эссе. Прекрасное знание предмета рассказа позволяет автору погружать нас в те древние и далекие от нас времена.
С любовью и благодарностью к нашему автору, открывающему нам провинциальную, но такю прекрасную Францию, ваша Т.Бурмистрова.

No image

Анна Алексеева

13.01.2015 - 13:55

Замечательный,очень

Замечательный,очень познавательный рассказ о старинном городке во Франции,образцу заботы и любви к своим корням.Спасибо Вам ,Надежда,что несете просветительскую миссию.Прекрасные фотографии.Возникают в воображении образы мушкетеров,несущихся навстречу победе.

No image

NN

14.01.2015 - 03:31

Спасибо, Надежда, за

Спасибо, Надежда, за короткую, увлекательную и вместе с тем многовековую историю французского городка. Мне показалось, он маленький и уютный не смотря на замковую архитектуру и наличие башен. Удачи и успехов Вам в организации для нас виртуальных путешествий по городам и городкам Франции. А что фильм не о любви, то мне кажется, когда мир и любовь вернутся на нашу планету, так и фильмы будут только о любви!!!

No image

Гость Ольга

21.01.2015 - 22:03

Моя глубокая благодарность

Моя глубокая благодарность Надежде за её великолепные интересные зарисовки. Сколько любопытной информации получаешь от прочитанного.
Старинные уголки Франции - так любопытно все это.
И как просто с какой-то тихой любовью написано.
Успехов ВАМ! С нетерпением жду будущих рассказов с будущими для себя открытиями.

No image

Е.А.

26.01.2015 - 17:55

Очень выразительное

Очень выразительное повествование ещё об одном удивительном путешествии автора узнали из свежего номера этого журнала. Рассказ вызывает удивительные ощущения того, что это происходит где-то рядом, близко, что нет и не было такой далекой истории этого городка...всё как бы плавно перетекает в наши дни... город продожает жить, продолжает удивлять, радовать своей красотой. А людская жизнь, сливается в сюжет фильма, улавливая в наши дни простым взглядом площадь Свободы из окна, через время и расстояние,...вызывая тревожные чувства, всё-таки это было давно, это было недавно...
Желаю автору новых прекрасных путешествий и удивительных рассказов. Всё это интересно и позитивно.