Трепет легких фуэте

Текст: 
Диана Ардашева
Фото: 
Кирилл Ханенков


Легкие движения хрупких балерин рисуют перед зрителем романы и трагедии, рассказывают о судьбах и целых эпохах. Многие уверены, что услышать со сцены аплодисменты полного зала столичных или европейских театров для простой девочки — несбыточная мечта. Хабаровчанка Дарья Волкова, успевшая поработать в Эрмитажном театре и в больших балетных труппах Санкт-Петербурга, своим примером доказывает обратное

Многие девочки грезят балетным будущим, но, к сожалению, встать на пуанты, а тем более превратить это в дело своей жизни по силам не каждой.
Моя история развивалась по классическому сценарию: когда мне было четыре года, мама привела меня в студию бальных танцев. Потом стала заниматься в детском образцовом балете «Грация», которым руководила Марина Рягузова. Усиленно репетировала, когда что-то не получалось, вставала и пробовала вновь. С каждым годом балет увлекал меня все больше и больше.

Почему решили заниматься танцами профессионально?
Это не было каким-то взвешенным решением и тем более не являлось четкой целью. После окончания школы я поступила на хореографическое отделение Хабаровского государственного института искусств и культуры.

Родители поддержали такой выбор?
Родители дали мне полную свободу в выборе профессии. Когда я решила связать свое будущее с искусством, мама только спросила: «Ты точно уверена?». А я даже не сомневалась. Танцы в то время для меня стали чем-то большим, нежели просто увлечением. В них я видела умиротворение, динамику чувств, в них выражала свои эмоции. Я фактически жила этим. Моя мама — актриса, она прекрасно понимала, что такое творческая самореализация и почему она важна. За это я очень ей признательна.

Переехать в Санкт-Петербург — осознанное решение, связанное с отсутствием в Хабаровске взрослой балетной труппы?
Нет, это, скорее, чистая случайность. В 19 лет, уже будучи студенткой третьего курса, я отправилась отдыхать в Северную столицу. Время моего пребывания в этом замечательном городе совпало с приемной кампанией в местных вузах. Стало интересно, смогу ли я удивить приемную комиссию Санкт-Петербургского университета искусств и культуры. Пришла на вступительные экзамены просто так, без особенной цели. Меня приняли и предложили перевестись из хабаровского вуза. Долго не размышляя, я согласилась. Позвонила домой и поставила семью перед фактом: «Я переезжаю». Конечно, для близких это стало настоящей неожиданностью.

Вам вообще были свойственны такие смелые поступки?
Я всегда была домашним ребенком, выросла в «тепличных» условиях. Поэтому то, что в свою первую самостоятельную поездку в другой город решила в нем остаться, в 8 000 км от дома, конечно, не могло не удивить мою семью и друзей.

Карьера в Санкт-Петербурге складывалась легко?
Не могу сказать, что сразу все удалось. Еще во время обучения в вузе начала работать в театре «Крепостной балет», основным направлением которого является современная хореография. Это был очень интересный опыт. Я окунулась в атмосферу чистого творчества. Руководитель театра, будто бы черпая вдохновение из космических пространств, ставил нестандартные номера, демонстрировал уникальное видение танца.

Это был ваш первый опыт в современной хореографии?
Раньше я не сталкивалась с подобными интерпретациями, поскольку в большей степени занималась классическими направлениями хореографии. В классике есть четкая структура, столетиями не претерпевавшая серьезных изменений, а модерн — это фантазия. В то время свобода в творчестве меня привлекала больше, чем непоколебимые вековые ценности. Техника исполнения уходила на второй план. Только душевное состояние и эмоции. Модерн подобен буддизму: это полет мысли, фантазии, невообразимая пластика.

Почему же ушли из этого театра?
В определенный момент стало слишком тяжело. Репетиции могли длиться по 10–12 часов. Я отдавала больше, чем получала. Но заниматься в этом направлении продолжила. Хожу на мастер-классы по модерну, контемпорари, на фестивали, участвую в перформансах, лабораториях, направление которых — современная хореография.

У вас наверняка есть любимые постановки — те, что вызывают самые сильные эмоции?
Почти сразу после переезда в Северную столицу я пошла в Михайловский театр на «Жизель».
Гаснет свет, в зале тишина, на сцену выходит прима — Наталья Осипова. Почти с первых ее движений я начала плакать. Не помню себя до самого конца действа. В тот момент я впервые почувствовала театр и его удивительную атмосферу.

Вы работали на базе Эрмитажного театра. Расскажите о своей работе.
Это небольшой камерный театр при музее. Я начала работать здесь сразу после окончания вуза. В нем несколько трупп, которыми управляют разные художественные руководители. Я танцевала в балетной труппе им. П.И. Чайковского. Репертуар в основном классический: «Жизель», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Сначала было очень сложно. Постановщик даже не называл по имени, а только: «Девочка в синем купальнике», «Эй, ты, в красных штанах». Вся остальная труппа смотрела на меня, как и на любого новичка, без малейшей доли энтузиазма. Конкуренция в балете — это не миф. Сегодня ты — новичок, а уже завтра можешь занять чье-то место. Нужно быть сильным человеком, чтобы с этим справляться.

У вас получилось?
Думаю, да. Я сразу для себя решила, что не буду так относиться к новым артистам. Важнее сохранить в себе человека, чем стать примой. Постепенно росла в труппе. Сначала танцевала в кордебалете (в массовке), позже стала исполнять партию маленького, а потом и большого лебедя. Позже стала корифеем. Это профессиональный термин, означающий приближенность к солистам. Такой статус можно получить, танцуя в парах или четверках, а не в массовке.

Есть ли какая-то балетная партия, которая вам особенно нравится?
Больше других меня трогает балет «Щелкунчик», а именно партия маленькой Машеньки. Думаю, на меня повлияла сила музыки Чайковского.

Часто балерины мучают себя диетами. В чем секрет вашего безупречно хрупкого образа?
Мне повезло — могу спокойно есть мороженое и шоколад без вреда для фигуры. Многие мои коллеги придерживаются строгой диеты. Таковы балетные правила: красивая — значит болезненно худая.

Как возникла ваша увлеченность фотографией?
Несколько лет назад мой молодой человек подарил мне пленочную фотокамеру и сказал: «Давай, снимай». Сначала делала портреты друзей, через какое-то время получила предложение поснимать одну знакомую балерину из Вагановского училища. Понравилось. Я посмотрела на балет по-другому, одновременно изнутри и со стороны, как зритель. Этой осенью состоялась моя первая персональная фотовыставка. Я активно веду страничку в Instagram и очень рада, что она популярна. Делюсь с подписчиками не только фото, но и небольшими историями из закулисной жизни.

Какие планы строите на будущее?
Совершенствоваться в балете и в фотографии. Я все время ищу новые ракурсы в фото. Радует, что поступает много предложений по съемкам. Мои работы продаются в Санкт-Петербурге, это новый толчок к продвижению. Также я участвую в балетных проектах, связанных с фотографией. Недавно мне написала одна компания из Нью-Йорка и предложила сотрудничество. Конечно, как многие балерины, вижу свое будущее в преподавании. Уже сейчас даю уроки в школе фигурного катания. Совсем скоро наша труппа отправится на гастроли в Европу. Планируем посетить Исландию, Норвегию, Финляндию, Австрию, Чехию, Германию. Рождественскую ночь встречу в Мюнхене.

 

 

 

35
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии