Искусство на карандаш

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
Александр Задорожный

— Какого современного хабаровского художника ты знаешь? Такого, чтобы его творчество было особенным?

— Спроси любого, и тебе назовут его имя. Интересный, деятельный, обладающий своим видением живописи. Занимается воспитанием нового поколения хабаровских художников — Андрей Тен

Именно так описал один мой знакомый, неравнодушный ко всему художественному, одного из самых ярких представителей мира искусства современного Хабаровска. Действительно, даже при первичном знакомстве с его «послужным списком» понимаешь, насколько высок уровень этого художника. Личная встреча ожидания оправдала полностью.



Андрей Михайлович, многие начинающие художники уверены, что получить признание в Хабаровске невозможно. Скажите, как начинался ваш профессиональный путь?

Когда я был маленьким, мы жили на Амуркабеле. Выезды в город были нечастыми, и это считалось настоящим событием. Вот в один из таких «знаменательных» дней мы с мамой прогуливались и увидели объявление о наборе в детскую художественную школу. Учитывая мою увлеченность рисованием, решили, что стоит попробовать.

В школе наверняка ваши способности были востребованными?

Рисовал стенгазеты, оформлял стенды. Это направление было стабильно закреплено за мной. Не оставила меня такая обязанность и во время службы в армии — занимался оформлением в штабе округа и в музее истории ДВО.

Поступить на художественнографический факультет хабаровского пединститута не составило труда?

Как сказать. Мне кажется, что сейчас гораздо проще попасть в ряды студентов. Когда я поступал, был серьезный конкурс, очень много претендентов на одно место. Абитуриенты приезжали из других городов и регионов, талантливые, разносторонние. Некоторые еще до экзаменов выставляли свои работы. Были большие опасения, что не пройду, но все сложилось благополучно.

Педагоги повлияли на ваше творчество?

Безусловно. Судьба человека, наверное, и складывается из встреч. Они ее определяют. Я считаю, что мне в жизни очень везет на людей. В художественной школе очень серьезное влияние на меня оказал Вячеслав Константинович Резниченко, в институте — Дмитрий Андреевич Романюк. Они дали мне хорошую платформу, на которой дальше развивалось мое творчество.

Определенный момент вашей карьеры связан с детским издательством «Амур». Расскажите об этом времени.

После окончания института я хотел стать художником-иллюстратором. Издательство только открылось, нужны были молодые сотрудники. Решил попробовать свои силы. Оформлял обложки для детективных романов, сделал проект большой настольной игры, но ее так и не выпустили. Время было непростое — девяностые годы.

Вы известны как сценографист. Скажите, как увлеклись театральной работой?

Познакомился с режиссером Белого театра Аркадием Раскиным. Он очень повлиял и на мое творчество, и на мировоззрение в целом. Не раз слышал, что вся моя графика пропитана духом театральной сцены. В отношении творческой составляющей важную роль играет множество факторов. Все они со временем меняют подход к работе. Это и материалы (все время появляются новые), и, конечно, спектакли. У меня непростая задача: театр небольшой, зал рассчитан на 30 зрителей, сцена очень компактная. Классические оформительские приемы использовать не получится, они демонстрируются лишь условно. Однако важно сделать эту условность убедительной. Часто приходилось создавать что-то из подручных материалов, экспериментировать, сочетать несочетаемое. Зрителя нужно удивлять, в то же время сделать так, чтобы ничего не отвлекало его от постановки, а, напротив, гармонично вписывалось в общую картину восприятия, ведь самое главное — игра актеров, моя задача — не испортить впечатления от спектакля.

Вы служите в театре уже более двадцати лет. Какой спектакль считаете самым ярким?

Больше других в память запал «Урок» Эжена Ионеско. Это очень живой, веселый спектакль, своего рода комедия абсурда. Декорации тоже были весьма необычными — одноразовыми, в конце спектакля они разрушались, а для следующего рисовались вновь. Для меня это очень интересный опыт, каждый раз получалось вносить что-то новое.

Критики говорят, что вы обладаете особенным стилем. Как сами можете охарактеризовать направление, в котором работаете?

В молодости увлекался сюрреализмом. У меня были свои кумиры, в их творчестве черпал вдохновение. Больше всех привлекал Рене Магритт. Есть в его работах некая камерность, что-то театральное. Свой стиль могу отнести, пожалуй, больше к постмодернизму. Вообще, для того, что я делаю, сложно подобрать определение. Меня больше интересует не содержание, а форма. То, как можно ее создать. На Западе художники часто находят свою «фишку» и всячески ее раскручивают, получая огромные деньги фактически за то, что делают тысячи одинаковых работ. Думаю, в таком сценарии нет развития, а оно важно. Я стараюсь экспериментировать, искать что-то новое. Хотя многие видят во мне только автора графических мультипликационных персонажей.

Ваши персонажи меняются со временем?

Знаете, как это у актеров, они переживают, когда к ним «привязывается» один образ. Скажем, злодея. Они мечтают о более сложной роли. Так вышло и у меня. В определенное время я пытался от них уйти, изобразить что-то философское. Однажды мы отправились с другом во Францию. Там я насмотрелся на произведения европейских художников и, вернувшись в Хабаровск, несколько поменял стиль. Мои герои стали другими, более художественными, что ли. Я увеличил формат изображений, усложнил технику, и они обрели более «картинную» форму. Многие друзья говорят, что это мой стиль. Я с этим уже давно перестал спорить.

Вы активно работаете с молодыми художниками. Почему интересна такая деятельность, ведь многие мэтры не желают воспитывать будущих конкурентов?

В правлении отделения Союза художников, куда я вхожу, меня выбрали заведовать молодежной секцией. Сегодня много молодых людей увлечены живописью, все они обладают разным видением искусства. Есть смелые, те, которые готовы к креативу и экспериментам. Многие замкнуты только на классических канонах, им не хватает смелости, хочется раскрыть их потенциал.

Расскажите о своих творческих планах.

Завершил работу над детской книгой, написанной дальневосточной писательницей Еленой Неменко, про Тишку и Рыжа — медвежонка и тигренка. 20 февраля в Дальневосточной научной библиотеке состоялась презентация книги. Также вскоре пройдет молодежная художественная выставка, я буду ее куратором.

Что вы могли бы пожелать тем, кто только взял в руки кисть или карандаш? 

Стремиться к совершенству, но помнить, что границ для него не существует. Никогда не останавливаться на достигнутом, искать себя, свое направление.


11
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии