В духе военного оркестра

Текст: 
Анастасия Хаустова
Фото: 
архив КНОТОК

Под звуки его маршей проходят парады Победы на Красной площади, а исполняет их главный военный оркестр России, которым он дирижирует. Валерий Халилов, генерал-лейтенант, композитор, главный военный дирижер страны и художественный руководитель международного фестиваля «Амурские волны», рассказывает о том, как музыка стала его профессией, размышляет о будущем военной духовой музыки


Валерий Михайлович, вы продолжатель династии военных дирижеров. Можно ли сказать, что ваша судьба была с детства предопределена?
Музыкой я начал заниматься в 4 года, а в 11 лет поступил в Московскую военно-музыкальную школу, теперь это Московское военно-музыкальное училище. Очень известное учебное заведение, его рота барабанщиков каждый год открывает парад Победы. Поступил туда, потому что мой отец был военным дирижером, и я хотел пойти по его стопам. Потом поступил на военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории. Мой брат — полковник Александр Михайлович Халилов — тоже военный музыкант. Будучи в Афганистане, он руководил ансамблем «Каскад» и написал известную и любимую многими военнослужащими песню «Мы уходим с Востока». Племянник Михаил тоже стал продолжателем музыкальных семейных традиций — выпускник Военного института (военных дирижеров) Военного университета, ныне старший лейтенант и дирижер оркестра в Севастополе. Я горжусь тем, что принадлежу к династии военных дирижеров, и тем, что военная музыка стала моей профессией.

Как вы прошли путь к должности главного военного дирижера страны?
Свою службу я начинал лейтенантом в Ленинградском военном округе, в Пушкинском высшем командном училище радиоэлектроники ПВО. Пушкин — город с удивительной историей. Известно, что до революции он именовался Царским селом. Екатерининский дворец, Александровский дворец, в котором жил в последние годы последний российский император, здесь учился Пушкин. Дух истории, осознание величия нашей державы — все это укрепило осознание того, что военная музыка нужна, что она любима мной. Кроме того, офицерскому составу училища очень нравилось наше военно-музыкальное искусство. Я видел, как востребована наша музыка, с каким интересом военнослужащие наблюдают за ритуалами. Отношение к нашему искусству было просто изумительным. Через четыре с половиной года оркестр, которым я руководил, занял первое место на конкурсе в Санкт-Петербурге. Чуть позже мне предложили вернуться в Москву и преподавать в военном институте, что я и сделал. Через определенное время поступило предложение перейти в аппарат главного военного дирижера Вооруженных сил. Разумеется, я не отказался. Получается, что прошел все ступеньки: офицер, старший офицер, заместитель начальника и начальник военно-оркестровой службы России.

Вы были прилежным студентом?
Я был отличным студентом, с тройками, с двойками. Когда получал неуды, меня не пускали в увольнение. Красный диплом или золотую медаль не получил ни в школе, ни по окончании дирижерского факультета. В общем, был как все. Но по музыкальным предметам у меня всегда были отличные оценки. Я думаю, в моей профессии это самое главное. Химия и физика — это, конечно, нужные предметы, они развивают, дают общие знания, но моя профессия — военный дирижер, в ее основе лежат музыкальные дисциплины.

Когда вы начали писать музыку?
Будучи курсантом дирижерского факультета, я тянулся к творчеству. Поступил в кружок Военно-научного общества по классу композиции. У меня был замечательный наставник Виктор Шепелев, который, как оказалось, учился вместе с моим отцом. Именно он дал мне знания по основам композиции. Когда окончил факультет и поступил на службу в Пушкин, написание музыки стало необходимостью — нужно было обеспечивать сопровождение разных театрализованных музыкальных представлений. Мне было легче написать что-то свое, чем искать композиции в библиотеках. В основном я работаю в жанре марша и очень этим горжусь, потому что такую музыку сейчас практически никто не пишет. Это интереснейшая музыкальная форма, которая обладает своими особенностями и законами. Конечно, я пишу и романсы, и инструментальную музыку, но марш — мое творческое кредо.

Есть ли произведение вашего авторства, которое вам особенно дорого?
Они все мне дороги. Когда пишу что-то новое, потом даю инструментальное и вокальное воплощение, кажется, что это лучшее творение. Уже потом анализирую и понимаю, что все мои произведения мне дороги. Есть, наверное, просто несколько более значимые. Например, «Адажио» звучит на протяжении многих лет во время возложения цветов к могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены. Это произведение было специально для этого написано. Есть марши и романсы, которые важны для меня. В этом году на параде мы исполним марш «Плац» и «Встречный марш». Я дорожу многими своими произведениями. «Весенняя увертюра», «Дорогая, сядем рядом», «Лепестки жасмина на окне», «Кадет», «Генерал Милорадович», «Красноармеец Сухов» и другие.

Скажите, что ждет зрителей на параде Победы в этом году?
Думаю, что всякий входящий 9 Мая на Красную площадь ждет чего-то особенного. В этом году будет больше техники, авиации. Музыку мы будем исполнять несколько продолжительнее. Будут участвовать иностранные военнослужащие. Мы сделали специальную обработку известных и любимых песен — «Катюша», «Подмосковные вечера», «Синий платочек». Будем играть мелодии, которые популярны в народе и отражают юбилейный год, — песни, написанные в период войны, песни о войне, переложенные в ритмы марша для нашего сводного оркестра. Он, кстати, включает почти 1 000 человек. Юбилейное событие найдет отражение в музыке.

Какие чувства вы испытываете, дирижируя на главном параде страны?
Пусть это останется в секрете. Я провел 12 парадов и, конечно, не всегда думаю об одном и том же. Хотя каждый раз чувствую всю ответственность момента, концентрируюсь, чтобы событие прошло на отлично.

Как вы оцениваете состояние военной духовой музыки в стране?
За последние годы ее уровень значительно лучше. Вообще, в стране все развивается, растет благосостояние наших граждан. Посмотрите хотя бы, сколько стало машин на дорогах. Это отражение прогресса. В армии и в военно-духовой музыке все аналогично. Вырос уровень уважения к военнослужащим. Оснащение музыкальными инструментами тоже вышло на новый уровень, практически все оркестры получили новые комплекты инструментов. Технологии тоже находятся на грани фантастики. Есть специальные программы, благодаря которым дирижеры и курсанты могут быстро писать интересные аранжировки. Даже форма стала, на мой взгляд, более презентабельной. Стало больше смотров, конкурсов, возможностей объездить всю Россию и посетить разные страны мира. Появились международные фестивали, например, «Спасская башня», «Амурские волны». Грандиозные музыкальные события проходят в Перми, Южно-Сахалинске, Тамбове. Это показатель нашей работы и высокого интереса к нам. Такиетенденции обусловлены еще и тем, что люди устали от урбанизации, сложных электронных мелодий, шумных композиций. Хочется добра и тепла. Это военно-духовая музыка дает в полной мере.

Почему вы выбрали Хабаровск местом проведения «Амурских волн»?
Нельзя сказать, что я выбрал. Я приехал в Хабаровск в качестве члена жюри конкурса детских оркестров. В рамках поездки встретился с замечательным человеком, тогда министром культуры края Александром Федосовым. Благодаря ему и еще нескольким персонам в городе появились «Амурские волны». Такое событие не могло пройти мимо Хабаровска, ведь этот город единственный, в котором установлен памятник военным музыкантам, граничит со странами АТР. Идею предложили губернатору Вячеславу Шпорту, и он ее поддержал. Со временем все больше людей полюбили фестиваль, он удачно вписался в культуру этого светлого города, которая сама по себе отлично скомпонована — удивительные музеи, филармония, художественное искусство. Хотя вальс «Амурские волны» написан Марком Кюссом во время его пребывания во Владивостоке и посвящен волнам Амурского залива, многие хабаровчане считают его гимном Амура. Это музыкальное произведение уже стало визитной карточкой фестиваля.

Что отличает «Амурские волны» от подобных фестивалей?
Многое! Взять хотя бы аллею музыкантов. Такого нет нигде. Мы гордимся, что к нам так тепло относятся, это ко многому обязывает. Деревья растут, и мы должны расти вместе с ними. Характер события создает участие коллективов Хабаровского гарнизона — свои выдумки, вкрапления, вступления. Все это отражает самобытность и культуру края. Интересно, что в фестивале участвует Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации — лучший военный коллектив в стране. Радует оркестр из Екатеринбурга, его выступления очень нравятся публике. В этом году мы постараемся, чтобы приехали выдающиеся барабанщики — коллектив суворовцев Московского военно-музыкального училища «Фиеста». Основная площадка фестиваля находится в очень живописном месте — на площади около красивейшего храма. Сам город, его расположенность, люди, которые участвуют в событии, в том числе и как зрители, говорят об уникальности фестиваля.

Чему посвящена программа предстоящего фестиваля?
Конечно, юбилею Победы. Финал программы будет состоять из очень известных мелодий, посвященных 70-летию этой значимой для всей страны даты, мы не можем пройти мимо такого исторического события.

Как вы относитесь к вкраплениям современных ритмов и танцев в выступления военно-духовых оркестров?
Все имеет право на жизнь, если это обусловлено необходимостью. Я считаю, что военная форма обязывает. Можно, конечно, пританцовывать, но это не должно вызывать отрицательных эмоций, особенно у старшего поколения. Форма предполагает определенные правила ее ношения, на ней размещены государственная символика, российский флаг. Поэтому можно делать все, что хотите, но это должно быть обусловлено темой и своим предназначением. Может, это консервативный взгляд, но меня так воспитывали. Есть традиции, определенные каноны. Как строить выступление — дело вкуса каждого дирижера, но не стоит забывать о предназначении — воспитании военнослужащих в духе любви к Родине. Нам дано искусство военной музыки, уходящее корнями в самую глубь российской истории. Мы много лет играем «Прощание славянки», «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны». И будем играть еще очень долго. В нашем искусстве есть с чем работать, есть что исполнять. Музыка, конечно, должна быть современной, поскольку в армии служат молодые люди, она должна не отвращать, а привлекать.

Влияют ли «Амурские волны» на развитие духовой музыки в регионе?
Я часто говорю, что «Амурские волны» — это школа духовой музыки в этом многообразном этническом регионе. Здесь нужно развивать детские оркестры, ведь духовая музыка объединяет, всесторонне обогащает. Постигая науку музыки, дети становятся на правильный путь и вырастают настоящими патриотами. Сегодня фестиваль привлекает все большее внимание со стороны людей разных возрастов. Он дает хорошее настроение, заряжает положительными эмоциями.

В мае Хабаровск отмечает свой день рождения. Что вы могли бы пожелать городу и его жителям?
Мне очень нравится Хабаровск. В этом городе я обрел новых друзей. Я бы хотел, чтобы фестиваль развивался и набирал обороты, потому что это уже полноправная часть культуры города. Вижу, что фестиваль ждут, он нужен, кому-то просто жизненно необходим. Мы постараемся, чтобы «Амурские волны» с каждым годом становились все лучше. Хабаровчанам я желаю счастья, благополучия, процветания. Пусть Хабаровск остается таким же светлым и уютным городом.

 

13
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии