Юрий Давыдов: «ДВГУПС имеет право быть лучшим»

Текст: 
Сергей Хамзин
Фото: 
Леонид Дорофеев

Трудовой коллектив Дальневосточного государственного университета путей сообщения выбрал нового ректора. Теперь один из крупнейших вузов Дальневосточного региона возглавляет его выпускник, доктор технических наук, профессор Юрий Анатольевич Давыдов. Самое время поближе познакомиться с новым руководителем


Юрий Анатольевич, будущее любого человека во многом формируется в детстве. Где прошли ваши детские годы?
Детство — один из самых интересных периодов моей жизни. Я родился в небольшом поселке в Красноярском крае. Детство прошло на железнодорожной станции, на которую, уже будучи студентом, я приезжал на производственную практику. А когда я пошел в школу, мои родители уехали на Крайний Север, в Магаданскую область, в район среднего течения реки Колыма, и до 8-го класса я жил на Колыме. В поселок, где мы жили, добраться можно было только на самолете, ни о каких железных дорогах даже речи не было. Но край там замечательный! Красивая природа, охота и рыбалка, прекрасные люди вокруг. А какие там были комары: размером с маленький вертолет. Но ничего, воспринимали все это как реалии жизни, никогда не жаловались. Там я начал серьезно заниматься лыжным спортом, боксом.

Откройте секрет: вы по своему характеру были хулиганистым мальчишкой или больше «ботаником»?
В нашей школе невозможно было быть хулиганистыми. К примеру, в 8-м классе нас было всего 9 учеников. И на каждом уроке спрашивали каждого. Приходилось серьезно учиться. Поселок очень маленький, все друг друга знали, и о любых каких-то нехороших поступках весть разносилась тут же. Родители об этом узнавали раньше, чем ты домой приходил. Ну а там сразу профилактические беседы.

Выбор будущей профессии для вас был трудным?
В нашем поселке была восьмилетка, поэтому оканчивать среднюю школу я уехал в Хабаровск. Родители остались работать на Колыме, поэтому пришлось рано стать самостоятельным. Я жил с родственниками, но меня никто не контролировал. Школу окончил хорошо и поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Почему именно сюда? Очень многие мои одноклассники подали документы именно в ХабИИЖТ. Но это не значит, что я пошел «за компанию». Выбор вуза был осознанным. Я пошел учиться на факультет электрификации, понимая, что железная дорога — это мощное предприятие и специалисты там будут востребованы всегда. Плюс не следует забывать, что я ведь из семьи железнодорожников. Мой дед был железнодорожником, отец часть своей жизни тоже отдал дороге — проработал помощником машиниста. На старших курсах наш заведующий кафедрой Николай Петрович Дениско предложил мне работать в институте. Тогда такое предложение было редким и почетным. Хочу сказать, что весь наш выпуск 1980 года был очень сильным: около 10 человек были ленинскими стипендиатами! Многие мои однокурсники добились серьезных профессиональных успехов, сейчас работают на руководящих должностях на железной дороге, на предприятиях энергетической отрасли.

Что сегодня вспоминаете из периода учебы в ХабИИЖТе?
Вспоминаю стройотряды. Работать было трудно, но интересно. Наш стройотряд «Энергия», к примеру, электрифицировал участок трассы Волочаевка — Ольгохта. В годы моего студенчества сформировали первый отряд «Путина». Представляете нашу реакцию, когда нам однажды сказали, что мы поедем убирать не картошку, как все студенты, а поедем на путину. Вот где была романтика! Работать приходилось по 16 часов, рыба же не знает перерывов, простой в ее переработке невозможен. А какие штормы были на выходе в лиман! Но, главное, в таких непростых условиях мы и себя узнавали, и находили настоящих друзей. Эту сплоченность мы проносим через всю жизнь. Повезло мне и с педагогами. Некоторых с большим удовольствием и с уважением вспоминаю до сих пор, со многих беру пример. Физике нас учил преподаватель Стецюк. Рассказывал так доходчиво, что понимали его все! Математику вел фронтовик, преподаватель Гудкин. На его занятиях царила такая гробовая тишина, что слышно было даже летящую в аудитории муху! Он всегда говорил, что математика не может быть сухой наукой. Даже в названиях математических теорий он видел поэзию.

А как вы пришли в науку?
Не могу назвать какое-то конкретное событие, после которого я пришел в науку. Любой человек, который интересуется производством, всегда старается что-то улучшить в работе. На железнодорожном транспорте всегда были проблемы, которые хотелось решить. Настоящий ученый от таких задач никогда не отмахивается, у него появляются азарт и желание докопаться до сути, решить эти проблемы. Где-то получается лучше, где-то хуже, но процесс уже не остановить. Бывают предложения яркими, бывают более проходными, но в совокупности все это и называется научной деятельностью. Мне часто приходилось заниматься испытаниями. А это всегда определение недостатков, слабых мест в организации, в техническом диагностировании. Кстати, моя кандидатская диссертация была посвящена диагностике.

В университете говорят, что Юрий Давыдов однажды дал себе слово научиться управлять всем, что движется…
Мои коллеги наговаривают! Это цель все-таки малодостижимая — слишком много разных машин и аппаратов, которые движутся. Многое мне передалось от отца, который долгие годы работал простым водителем. Вот у него права действительно были на все, что движется по суше. Я же могу сказать, что научился водить автомобиль, управляю лодкой, квадроциклом, снегоходом, есть свидетельство помощника машиниста, могу водить небольшой самолет, могу даже удержаться в седле лошади!

Еще ваши коллеги рассказывают, что вы большой гурман. Есть время баловать семью изысканными блюдами?
Для меня словосочетание «высокая кухня» очень многое значит, хотя я не имею отношения к ней. Это все-таки больше относится к пафосным ресторанам, к шеф-поварам в белых колпаках, к золотым столовым приборам. Но приготовить любое блюдо — от торта до пельменей — я могу. И люблю это делать. И мои друзья все время этим пользуются. Когда мы выезжаем на длительный срок за город, ответственным по кухне назначают меня. Однажды в студенческие годы, будучи бойцом стройотряда, я получил задание от объединенного командования накормить 500 человек. Конечно, дали помощников, и голодным никто не остался.Должность руководителя большого университета предполагает общение с самыми разными людьми. Какие черты характера вы считаете в людях положительными и отрицательными? Категорически не приемлю обман и предательство. Люблю гармоничных, самостоятельных, всесторонне развитых людей. Наверное, у узкого профессионала больше недостатков, чем у личности, которой в жизни интересно все и всегда. Если человек гармонично развит, ему удается быстро решать различные проблемы. Убеждался в этом неоднократно. Такие люди легко обучаются, впитывают все новое и интересное, умеют в других видеть лучшее. И с ними приятно работать.

О чем мечтаете, став ректором одного из крупнейших университетов Дальневосточного региона?
Может, это прозвучит и пафосно, но я говорю совершенно искренне. Мечтаю, чтобы наш университет был лучшим во всем. Конечно, я не ставлю недостижимых задач, в нашем регионе вуз имеет право быть лучшим. Это должно быть такое учебное заведение, куда люди шли бы учиться с удовольствием, а родители гордились, что их дети учатся именно в ДВГУПС. Хочу, чтобы и производственники всегда говорили о том, специалистов какого высокого уровня готовят в ДВГУПС. Когда не мы будем себя хвалить, а слова восхищения вузом будут звучать от других, тогда я буду счастлив. Но для этого сейчас нужно приложить немало усилий, коллектив университета ждет большая, ответственная, интересная и, главное, нужная людям работа.

 

6
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии