Кировский район

Текст: 
Виктория Микиша
Фото: 
Ольга Эйсмон

 

Продолжаем исследовать историю и выясняем почему Хабаровску присвоили звание «Город воинской славы»

Завод «Дальдизель»

В первые месяцы войны с завода на фронт ушли 374 рабочих. Их место в цехах заняли женщины и подростки. Но рабочих не хватало, потому что требования производственной программы резко возросли. Поэтому с конца июня по сентябрь на завод приняли 1 100 новичков, из них 472 женщины, остальные — подростки 15—17 лет. 600 новоиспеченных работников не имели никакой квалификации и стали учениками.
Предприятие работало в военном режиме. Завод выпускал пушки, минометы, авиабомбы, гранаты. Производительность в военное время по сравнению с мирным увеличилась в пять-шесть раз. В 1944 году обычная продолжительность рабочего дня составляла: токари — 12,6 часа, слесари — 13,4 часа, фрезеровщики — 12,8 часа, сверловщики и сварщики — 11,3 часа.
За годы войны завод «Дальдизель» выпустил 1,2 млн мин и 15 тыс. ротных минометов 50-го калибра.

 

Речное пароходство

Запомнился женский состав парохода «Астрахань»: капитан — энергичная, волевая Зинаида Павловна Савченко, ее первый помощник — Полина Сергеевна Гришина и еще 22 девушки, исполняющие обязанности матросов, рулевых, кочегаров, масленщиков. И только старшим механиком был мужчина.

Замена кадровых рабочих на старейших предприятиях города не отразилась на производительности труда. К 1944 году она выросла на 35 %. Когда советские войска воевали с Японией, работа у речников была наиболее напряженной. Они перевозили боеприпасы, технику, части, подразделения действующих войск.

Управление Амурского речного пароходства за перевыполнение государственных планов грузоперевозок в годы Великой Отечественной войны получило Красное знамя Народного комиссариата речного флота СССР и Центрального комитета Союза работников речного транспорта. 1 429 тружеников речного транспорта имели правительственные награды.

Комсомольские бригады

Лучшие молодежные бригады, перевыполнявшие сменные задания, назывались фронтовыми. Инициатором создания фронтовых бригад в Хабаровске была бригада слесарей завода «Дальсельмаш» («Дальдизель»), возглавляемая Николаем Спицыным. С 1943 по 1944 год число подобных объединений выросло с 83 до 900.

Комсомолец Алексей Косяков, уплотнив свой рабочий день, давал по пять-семь дневных норм за смену. «Иду на работу, как в бой», — говорил бригадир Александр Матвеенко. Его бригада установила целую серию рекордов по производительности труда и названа лучшей фронтовой бригадой города. 30 апреля 1942-го один из ее членов, Щеглов, выполнил дневное задание на 13 000 %, а другой, Семико, — на 8 000 %.

Хабаровские комсомольцы первыми в Советском Союзе предложили построить для Красной армии звено бомбардировщиков. В ноябре 1941 года в краевой конторе Госбанка и во всех областных, городских, районных отделениях открыли специальный счет. В первый же день на него поступил взнос — 20 064 рубля. Эти средства перевела комсомольская организация хабаровского завода имени М. Горького.

Часть своего трудового заработка перечисляли практически все работники заводов — вскоре такими усилиями собрали многомиллионный патриотический фонд, которого хватило на постройку четырех звеньев бомбардировщиков.

На этом хабаровская молодежь не остановилась — комсомольцы открыли сбор средств на строительство танковой колонны. Самым знаковым мероприятием, реализованным с помощью такой деятельности, стало строительство боевого корабля «Морской охотник» для Военно-морского флота СССР. Когда он вступил в строй из Архангельска, в Хабаровск пришло письмо: «Мы, краснофлотцы, старшины и офицеры, комсомольцы и воспитанники комсомола, от всей души благодарим молодежь Хабаровского края за заботу о Военно-морском флоте. Корабль для нас, моряков, — это наш дом, это наше оружие в атаке, наша крепость и защита».

0
0
Ваша оценка: Нет


Отправить комментарий

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ
Ваше имя
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Комментарий
By submitting this form, you accept the Mollom privacy policy.

Комментарии